ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Остаются лишь самоотверженные
Проигрывая материально,
педагоги продолжают работать,
не мысля себя без любимого дела
Без трудового вклада
учителей-ветеранов, тех, кто по возрасту имеет
полное право на заслуженный отдых, но продолжает
работать в школе, система отечественного
образования просто разладилась бы.
Вот уж кому сегодня не грозит безработица!
Учителей не хватает: выпускники педвузов в школу
не спешат. Учителя старших возрастов принимают
на себя нелегкую ношу, подставляют свое усталое
плечо, и только с их помощью сегодняшняя
российская школа продолжает свое нелегкое
продвижение в будущее.
Можно ли назвать такое положение оптимальным?
Каков фактически вклад ветеранов в работу школы?
Каковы их взаимоотношения с молодыми коллегами,
с родителями учеников, с самими ребятами? Есть ли
у этих взаимоотношений своя специфика,
позитивная или негативная? Наконец, может ли
учитель-ветеран, сформировавшийся совершенно в
иных социально-экономических условиях,
поспевать за динамично изменяющимся миром с его
технологическим бумом? Или ему и не надо
поспевать и его роль в другом – служить
тормозящей, стабилизирующей силой?
Разговор об учителе-ветеране – давно назревшая
проблема. В управлении образования
Ростова-на-Дону посоветовали прежде всего
поменять терминологию и забыть о выражениях
пенсионеры, ветераны, учителя старшего возраста.
Галина Николаевна Скачкова, заместитель
начальника управления образования, заслуженный
учитель РФ, соглашалась говорить только о
“золотом педагогическом фонде”:
– Учитель – это не профессия, это состояние души.
Педагоги золотого фонда остаются в школе,
несмотря на то, что проигрывают материально.
Остаются из любви к детям, по зову долга, потому
что не мыслят себя без любимого дела. Школа для
них стала родной семьей. И это очень глубокая
аналогия. Тем и была крепка традиционная русская
семья, что в ней вместе, делясь опытом и
поддерживая друг друга, жили все поколения сразу:
дети и родители, деды и внуки, прадеды и правнуки.
Школьная семья тоже крепка взаимодействием
разных поколений.
Конечно, учителя бывают разные, с разной
профессиональной отдачей. Но суть в том, что в
школе остаются только самые самоотверженные, те,
кто готов отдавать всего себя детям. Все
остальные, получив возможность уйти на пенсию,
уходят.
Сколько же учителей золотого фонда трудятся
сегодня в ростовских школах? Татьяна Петровна
Колесникова, ведущий специалист отдела
кадрового обеспечения, назвала конкретные цифры:
в Ростове 6709 учителей, из них 886 – ветераны. Итак,
13,2 % – каждый седьмой учитель мог бы уйти на
пенсию, но остается в строю. В материальном плане
это не приносит им фактически никакой выгоды.
Ставка учителя 14-го разряда – 846 рублей. Пенсия –
1200. Работающему учителю от пенсии остается 600
рублей. Учтем налоги и убедимся, что
учителю-пенсионеру с точки зрения здоровья,
покоя и достатка куда проще было бы оставаться
дома.
– Те, кому за 60, сохраняют установку на то, чтобы
отдавать себя профессии целиком, – убеждена
Галина Николаевна. – Отдавать, даже не получая
взамен достойного материального вознаграждения.
Но сколько можно эксплуатировать энтузиазм
старшего поколения? С особой остротой проблема
учительских кадров проявилась в специальных
(коррекционных) школах. И это целиком и полностью
вызвано сегодняшней экономико-правовой
ситуацией.
Раиса Ивановна Маетная, директор специальной
школы-интерната № 48, в педагогике 39 лет. Из них 31
год работает в школе для слабослышащих детей.
– С дефектологами особенно трудно. Нас спасают
специалисты старшего поколения. И дело не только
в том, что учителя не хотят идти в дефектологию,
не понимают всей ее важности. Отсутствие нужных
профессионалов вызвано тем, что раньше второе
высшее образование было бесплатным, а теперь
стало платным для всех без исключения. Немало
молодых педагогов хотели бы посвятить себя
работе со слабослышащими детьми. Для этого свое
общее педагогическое образование они должны
дополнить специальным дефектологическим, но не
имеют такой финансовой возможности.
Выкручиваемся как можем: мэрия на 50% оплачивает
второе высшее образование для дефектологов.
А ведь существует еще и проблема технического
работника в школе. Учитель – профессия особая. Он
способен увлеченно и самоотверженно работать в
классе, проигрывая материально, но зачем
оставаться в школе пенсионерке-“техничке”?
Работа рутинная, неблагодарная, однако, кроме
бабушки-пенсионерки, ее никто не выполнит.
Срезать ей пенсию недальновидно, но эта практика
продолжается.
Есть ли у педагогов золотого фонда такие
трудности, которые следовало бы связывать именно
со спецификой возраста? Например,
межпоколенческие конфликты в школьных
коллективах? Знаем ли мы о том, какого учителя –
пожилого или молодого – хотели бы для своих
детей современные родители?
Галина Николаевна Скачкова уверяет, что в
Ростове пока не было ни одного случая, чтобы
молодой учитель ушел из школы в связи с тем или
иным конфликтом со старшим коллегой. А вот то, что
родители учеников лучше понимают ветеранов, –
тенденция заметная. В педагогических вузах
недостаточно внимания уделяется
психологической подготовке молодых учителей, им
бывает сложно выстраивать свои отношения с
родителями учеников. Педагоги золотого фонда для
родителей авторитетнее.
– Сохранение золотого фонда – наша приоритетная
задача, – считает Галина Николаевна. – Передача
опыта от старших к младшим – совершенно
необходимая, неотменяемая сторона жизни, в школе
проявленная наиболее наглядно.
Не спешите избавляться от пенсионеров!
Школа № 33 – одна из старейших в Ростове.
А директор – из самых молодых. Кандидат
педагогических наук Татьяна Михайловна Шевченко
пришла в 33-ю школу в 1998 году, в качестве директора
– уже четвертый учебный год.
– Как складываются межпоколенческие
отношения в педагогическом коллективе школы?
Неужели нет и не было ни единого конфликта? –
удивляюсь я. Но Татьяна Михайловна лишь
улыбнулась.
– Я бы покривила душой, если бы сказала, что меня
совсем не тревожило то, как сложатся отношения с
опытными педагогами. Теперь знаю: у пожилых
учителей тоже были опасения. Но я категорически
против мнения, что от пенсионеров в школе
необходимо избавляться. Когда я пришла в школу
директором, большинство учителей были старшего
возраста. Сейчас в коллективе немало молодых.
Начинающим педагогам нашей школы очень повезло:
старшие коллеги установили высокую
интеллектуальную планку, создали
доброжелательную психологическую атмосферу. За
каждым молодым учителем закреплен опытный
наставник, который передает не только опыт
преподавания конкретного учебного предмета, но и
опыт классного руководства. Если бы все педагоги
работали так, как старшее поколение, мы бы
двинулись вперед семимильными шагами. Золотой
фонд отличается не только уровнем культуры, но и
высочайшей ответственностью, готовностью к
самоотдаче. Что греха таить, молодежь иначе
относится к проблемам дисциплины. Ветераны
никогда не заявят: “Это не входит в круг моих
должностных обязанностей”. Какое бы дело ни
поручили ветерану – все будет в полном порядке.
Точно, четко, в срок.
У Галины Николаевны Сычевой, учительницы
начальных классов, 38 лет педагогического стажа.
Сейчас она ведет два класса по новой развивающей
программе. Когда она набирает класс, очередь
выстраивается: родители хотят отдать ребенка
только к ней.
У Елены Викторовны Еремеевой, учительницы
русского языка и литературы, 42 года трудового
стажа. Когда министерство образования
Ростовской области проводило курсы для учителей
русского языка Украины, Азербайджана и Армении,
позвали Елену Викторовну. Она заслуженный
учитель, как и учительница химии Анна
Александровна Тимченко, и учительница физики
Татьяна Аркадьевна Метелкина. Конфликты? Нет у
нас конфликтов, есть коллектив единомышленников.
Младшие знают, на кого равняться, у кого учиться.
Опытный наставник нужен и ученикам, и
молодым специалистам
Школа № 53 – с углубленным
преподаванием немецкого языка. Возглавляет ее
Галина Семеновна Трофименко – представитель
золотого педагогического фонда. Говорит
эмоционально, страстно, то смеясь, то с горечью.
– Учителя-пенсионеры работают у нас
исключительно “за идею”. Сидя дома, они получали
бы столько же. Молодые так убиваться не станут, в
этом все дело!
В школе 75 педагогов. 17 – далеко за пятьдесят,
троим – за семьдесят. Ну и что? Ведь это учителя
высшей категории, по-настоящему творческие люди!
Бедна та школа, где нет ветеранов. Они прошли
через все реформы, через все модернизации,
мобильны духовно: все видели, все испытали и
пережили. С трезвым взглядом, который
предостерегает от безоглядности и крайностей.
Молодому учителю нужен рядом ветеран. Он и
поможет, и подскажет, и от глупостей удержит, если
надо. Конфликтов между молодыми и пожилыми
учителями у нас в коллективе никогда не было. А
вот у родителей с ветеранами конфликты были. В
чем тут дело? У старых учителей жесткая
дисциплинарная позиция. Прошли те времена, когда
родители объединялись с учителями. Теперь
родители в один голос с детьми возмущаются: что
за дела, форму требуют, дневник требуют, с
сигаретой балбеса застукают – шум до потолка! Но
если дети и родители видят, что учитель –
прекрасный специалист, они примиряются с его
требованиями.
Да, иногда родители говорят: хотелось бы помоложе
учителя, чтобы и облик, и манеры были другие. Но
ведь самое важное – это профессионализм учителя,
не так ли? А возрастные проблемы бывают, странно
было бы это отрицать. Иногда пожилой учитель
начинает сберегать силы, не хочет трепать себе
нервы, поэтому двоек не ставит вообще, а пятерку
– за то, что ученик послушный, пол вымыл...
Бывают совершенно драматические ситуации. У
пожилой учительницы давние проблемы дома –
болезнь близких. Пока она была помоложе, она
справлялась, и это никак не отражалось на ее
облике и поведении в школе. Но силы уходят. Седая,
в лице ни кровинки, она измучена, и это бросается
в глаза. Что делать? Отправлять на пенсию, как ни
тяжело.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|