Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Ирина ПРУСС

Колонка редактора

Ирина ПруссВечно мы опаздываем, замечая самые серьезные сдвиги в нашей жизни, когда они уже, собственно, состоялись. Может быть, впервые у нас есть возможность нарушить эту традицию и попробовать описать некий процесс в самом его начале, “на ходу” – если такой процесс и правда начался...
Говорят, наше общество, перестав быть социалистическим, превращается теперь в общество потребления.
Утверждение звучит крайне экстравагантно, если вспомнить, что экономический кризис в нашей стране до сих пор не кончился (а кое-кто считает, что мы пока даже не достигли его дна) и подавляющее большинство наших соотечественников последние десять лет подряд упорно заявляют, что не могут дотянуть до “нормального” уровня жизни, что им систематически приходится себе в чем-то отказывать.
Однако специалистов это нисколько не смущает, потому что потребительским общество, на их взгляд, делает не масса совершаемых покупок или реальная возможность их совершить, но само по себе желание потреблять, стремление к этому. Стремление достаточное, чтобы стать системообразующим элементом образа жизни, определяющим и труд, и досуг, и социальное расслоение общества на специфические группы “по потреблению”.
Интересно взглянуть на себя с такой совершенно неожиданной точки зрения.
Специалисты спорят, действительно ли мы на глазах превращаемся в такое общество, каким давно стали страны Запада – именно такова, судя по всему, точка зрения двух авторов этой полосы, – или нам еще очень далеко до этого, и вовсе не по причине нашей относительной бедности. Когда мы недавно вспоминали быт коммуналок советских времен, социолог Лев Гудков одним из самых печальных последствий этого быта счел ужасающую бедность потребностей и запросов большинства наших соотечественников. Об этом же теперь говорит Юрий Левада: современный россиянин озабочен лишь возможностью воспроизводить привычный образ жизни и явно предпочитает гарантированный минимум рискованному максимуму.
Наверное, статистика права, и большинство наших сограждан не пошевелят пальцем ради каких-нибудь новых потребностей – в микроволновой печке, путешествии на Гавайи или дорогущем билете на концерт наимоднейшей поп-звезды. Однако такие концерты все-таки часто идут с аншлагами, на самолеты в самые экзотические уголки планеты билеты надо покупать заранее, и раз в наших магазинах появились микроволновки, значит, это кому-то нужно и этих “кого-то” достаточно для нормальной коммерции.
Всем этим владеет и ко всему этому стремится меньшинство? А сколько человек должно быть вовлечено в начало социокультурного сдвига, чтобы можно было сказать, что он действительно начался? Причем известно, что самые страстные потребительские желания у молодежи; но именно она скоро будет определять лицо общества...
Пусть специалисты считают и спорят; мы, не вдаваясь в такие тонкости, можем позволить себе задуматься о другом.
Мы что, сдаем в утиль все свои прежние прописи и морально готовы начать совсем новую жизнь?
Говорят, что пока никто в мире не изобрел более мощного мотива к интенсивному труду, чем возможность потом с приятностью потратить заработанные деньги. Следовательно, самый верный путь выхода из экономического кризиса – наращивание потребительского спроса, который для своего удовлетворения просто требует бесконечного развития производства.
Но культ потребления был осужден не только партией и правительством развитого социализма, боровшимися с мещанством и бездуховностью; с этой-то демагогией как раз легче всего распрощаться. А как быть с заветами великой русской классической литературы? С жесткой антибуржуазной, антипотребительской позицией западных интеллектуалов? С призывами “зеленых” остановить безудержный и губительный для окружающей среды экономический рост?
Конечно, мы – может быть, лучше некоторых на Западе – понимаем, что, кроме материального, есть еще и потребление информации, и духовное потребление; как рассказала об этом в прошлый раз Алла Яхро, в душные советские времена многие выживали именно благодаря ему. Но разве это обстоятельство отменяет все проблемы, сложности и опасности потребительства?
Наверное, тут нет единственно правильного ответа; у каждой позиции свои резоны. Хотелось бы только, чтобы нам хватало мудрости не выпускать из виду ни одной из них.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru