Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА.
А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

Влас ДОРОШЕВИЧ, писатель конца XIX – начала XX века,
признанный король фельетона

«Это всегда так пишется!»

Рецепт школьного сочинения от Семена Пуприкова

 

В дни “сочинений на дом” приглашались на помощь адвокаты и литераторы.
И вот старшему сыну задали задачу на тему “О пользе труда”. Была создана консультация.
Отец (приятель автора, общественный деятель) ходил, разводя руками:
– Черт знает, какие темы задают детям. Поистине не понимаю, какая польза труда! Труд – это проклятие. Бог, изгоняя из рая, проклял людей трудом!
Мы наперерыв старались изложить перед гимназистом все полезные стороны труда. Рисовали самые соблазнительные перспективы.
– Вот что можно на эту тему написать!
– Вот что еще можно прибавить!
Но юноша качал головой:
– Нет, это не то! Это все не годится. Придется, папа, пригласить Семена Пуприкова!.. Он на сочинениях собаку съел.
Наше самолюбие было, черт возьми, задето! И на следующий день мы, и присяжные поверенные, и литераторы, явились на обед с Семеном Пуприковым.
Пуприков оказался мальчиком небольшого роста и очень головастым. Так, ничего особенного!
Явился он в дом с полным сознанием важности своей миссии. С таким видом входят в дом нотариусы, приглашенные составить духовное завещание...
Вплоть до обеда Пуприков ничего не говорил; ел хорошо: всего взял вдвое, а оладий с вареньем спросил даже четыре раза.
После обеда тут же, за столом, начали говорить о сочинении.
– Ну-с, как же надо написать “О пользе труда”?
Семен Пуприков обвел всех нас серьезным и даже, как мне показалось, строгим взглядом, сжал губы, подумал с минуту и сказал глухим голосом:
– Тут Демосфен необходим!
Присяжные поверенные даже подпрыгнули:
– Как Демосфен?!
– А так Демосфен! – снова помолчав, продолжал Пуприков и, откинувшись к спинке стула, заговорил голосом, в котором послышалось даже что-то пророческое:
– Так, мы можем убедиться в пользе труда, только изучив историю Демосфена. Будучи от природы косноязычен и обладая физическими недостатками, которые не позволяли ему и думать о выступлении в качестве оратора, из боязни насмешек со стороны сограждан, Демосфен непрестанным трудом не только избавился от этих недостатков, но и сделался знаменитейшим оратором, слава которого далеко перешла пределы его родины и границы его времени! Ну, тут насчет камешков в рот, беганья по горам и всего прочего!
Мы переглянулись почтительно.
– А затем нужно, – продолжал наставительно Пуприков, – сопоставить Демосфена с лаццарони.
– Как с лаццарони? – воскликнули все, глубоко пораженные. – При чем же тут лаццарони?
Пуприков Семен снисходительно улыбнулся:
– А как же?
И снова приняв вид вещей пифии, он продекламировал, полузакрыв глаза:
– Лаццарони в Неаполе, довольствуясь ракушками, которые выбрасывает море, избегают труда – и что же мы видим? Они валяются целый день на солнце, мало чем отличаясь от лежащих тут же собак, и справедливо вызывают к себе негодование путешественников. Это доказательство от противного, или обратный пример. А посему, убедившись на примере Демосфена в крайней пользе труда и сопоставив это с пагубными последствиями праздности, в коих убеждает нас пример итальянских лаццарони в Неаполе, будем же подражать Демосфену и избегать примера презренных лаццарони... Тут уж часть патетическая! Это всегда так пишется!.. – уверенно закончил Пуприков Семен.
– Черт знает что! Словно бумага в присутственное место! “Всегда так пишется!” – протянул хозяин дома.

* * *

Ко всякому пишущему человеку часто обращаются чадолюбивые папеньки и маменьки с просьбой:
– Напишите ребенку сочинение. Что вам стоит!
Но куда уж тут соваться! Когда Тургенев за сочинение, написанное для гимназиста, с трудом получил тройку с минусом. А Щедрину за сочинение, написанное для дочери, и вовсе поставили два:
– Не знаете русского языка!
Старик, говорят, даже объясняться поехал.
– Ну, уж этого-то вы, положим, говорить не смеете. Незнание русского языка! Да сочинение-то писал я!
И это, наверно, никого не смутило:
– Да, но не так написано!

* * *

Три четверти образованной России не в состоянии мало-мальски литературно писать по-русски. Привычка к шаблону в области мысли. И спросите у кого-нибудь, что такое русский язык!
– Скучный предмет!
А ведь язык народа – это половина “отчизноведения”, это “душа народа”.
Позвольте этим шаблоном закончить сочинение о преподавании русского языка.

Отрывок из фельетона «Русский язык»
(с сокращениями)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru