Я ИДУ С УРОКА.
А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ
Влас ДОРОШЕВИЧ, писатель конца XIX – начала XX века,
признанный король фельетона
«Это всегда так пишется!»
Рецепт школьного сочинения от Семена
Пуприкова
В дни “сочинений на дом” приглашались
на помощь адвокаты и литераторы.
И вот старшему сыну задали задачу на тему “О
пользе труда”. Была создана консультация.
Отец (приятель автора, общественный деятель)
ходил, разводя руками:
– Черт знает, какие темы задают детям. Поистине
не понимаю, какая польза труда! Труд – это
проклятие. Бог, изгоняя из рая, проклял людей
трудом!
Мы наперерыв старались изложить перед
гимназистом все полезные стороны труда. Рисовали
самые соблазнительные перспективы.
– Вот что можно на эту тему написать!
– Вот что еще можно прибавить!
Но юноша качал головой:
– Нет, это не то! Это все не годится. Придется,
папа, пригласить Семена Пуприкова!.. Он на
сочинениях собаку съел.
Наше самолюбие было, черт возьми, задето! И на
следующий день мы, и присяжные поверенные, и
литераторы, явились на обед с Семеном Пуприковым.
Пуприков оказался мальчиком небольшого роста и
очень головастым. Так, ничего особенного!
Явился он в дом с полным сознанием важности своей
миссии. С таким видом входят в дом нотариусы,
приглашенные составить духовное завещание...
Вплоть до обеда Пуприков ничего не говорил; ел
хорошо: всего взял вдвое, а оладий с вареньем
спросил даже четыре раза.
После обеда тут же, за столом, начали говорить о
сочинении.
– Ну-с, как же надо написать “О пользе труда”?
Семен Пуприков обвел всех нас серьезным и даже,
как мне показалось, строгим взглядом, сжал губы,
подумал с минуту и сказал глухим голосом:
– Тут Демосфен необходим!
Присяжные поверенные даже подпрыгнули:
– Как Демосфен?!
– А так Демосфен! – снова помолчав, продолжал
Пуприков и, откинувшись к спинке стула, заговорил
голосом, в котором послышалось даже что-то
пророческое:
– Так, мы можем убедиться в пользе труда, только
изучив историю Демосфена. Будучи от природы
косноязычен и обладая физическими недостатками,
которые не позволяли ему и думать о выступлении в
качестве оратора, из боязни насмешек со стороны
сограждан, Демосфен непрестанным трудом не
только избавился от этих недостатков, но и
сделался знаменитейшим оратором, слава которого
далеко перешла пределы его родины и границы его
времени! Ну, тут насчет камешков в рот, беганья по
горам и всего прочего!
Мы переглянулись почтительно.
– А затем нужно, – продолжал наставительно
Пуприков, – сопоставить Демосфена с лаццарони.
– Как с лаццарони? – воскликнули все, глубоко
пораженные. – При чем же тут лаццарони?
Пуприков Семен снисходительно улыбнулся:
– А как же?
И снова приняв вид вещей пифии, он
продекламировал, полузакрыв глаза:
– Лаццарони в Неаполе, довольствуясь ракушками,
которые выбрасывает море, избегают труда – и что
же мы видим? Они валяются целый день на солнце,
мало чем отличаясь от лежащих тут же собак, и
справедливо вызывают к себе негодование
путешественников. Это доказательство от
противного, или обратный пример. А посему,
убедившись на примере Демосфена в крайней пользе
труда и сопоставив это с пагубными последствиями
праздности, в коих убеждает нас пример
итальянских лаццарони в Неаполе, будем же
подражать Демосфену и избегать примера
презренных лаццарони... Тут уж часть
патетическая! Это всегда так пишется!.. –
уверенно закончил Пуприков Семен.
– Черт знает что! Словно бумага в присутственное
место! “Всегда так пишется!” – протянул хозяин
дома.
* * *
Ко всякому пишущему человеку часто
обращаются чадолюбивые папеньки и маменьки с
просьбой:
– Напишите ребенку сочинение. Что вам стоит!
Но куда уж тут соваться! Когда Тургенев за
сочинение, написанное для гимназиста, с трудом
получил тройку с минусом. А Щедрину за сочинение,
написанное для дочери, и вовсе поставили два:
– Не знаете русского языка!
Старик, говорят, даже объясняться поехал.
– Ну, уж этого-то вы, положим, говорить не смеете.
Незнание русского языка! Да сочинение-то писал я!
И это, наверно, никого не смутило:
– Да, но не так написано!
* * *
Три четверти образованной России не в
состоянии мало-мальски литературно писать
по-русски. Привычка к шаблону в области мысли. И
спросите у кого-нибудь, что такое русский язык!
– Скучный предмет!
А ведь язык народа – это половина
“отчизноведения”, это “душа народа”.
Позвольте этим шаблоном закончить сочинение о
преподавании русского языка.
Отрывок из фельетона «Русский язык»
(с сокращениями)
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|