УРОКИ ГРАММАТИКИ.
Великий, могучий, но прежде всего — твой, родной...
Не шейте школе это дело!
Совершенно приличные размышления
по поводу одной страницы учебника
Русский язык – самый трудный предмет
для наших учеников. Неудобопроизносимые
формулировки правил, бесконечные упражнения...
Многие ребята мечтают, чтобы этих уроков не было,
а если их нельзя совсем отменить – пусть будет
что-нибудь интересное, живое, настоящее... А
учителя сокрушаются: совсем дети перестали
по-русски говорить, один сленг, нормальный язык
только в диктантах встретишь. Может быть, такие
же мысли посетили авторов одного из учебников по
русскому языку для шестого класса средней
общеобразовательной школы, когда они решили
дополнить традиционные темы синтаксиса и
пунктуации новыми – рассказать о диалектных и
эмоционально окрашенных словах, а также о
жаргонизмах. Я точно знаю, что двенадцатилетние
дети не будут скучать на этих уроках. Но... как
насчет чистоты и без того засоренного детского
языка?
Учебник мне показал возмущенный до глубины души
папа одного шестиклассника. Читаю: «Жаргонизмы –
это слова, ограниченные в своем употреблении
социальной или возрастной средой. Многие
жаргонизмы очень выразительны. Сравни: «чиф» –
на морском жаргоне «старший помощник», «пришить»
– в воровском жаргоне «убить» и т.д.» Что «и так
далее»? А вот что. Подросток спрашивает, где можно
достать словарь воровского языка. На удивленно
поднятые брови папы отвечает: «Упражнение по
русскому делать, мы жаргонизмы проходим».
Старательный мальчик, хорошо учится, значит,
задание сделает. «Упражнение 77. Распределите
жаргонизмы по группам: 1) образованные на
переосмыслении известных слов; 2) образованные с
помощью суффиксов. В этих словах обозначьте
суффикс. Общага, тусовка, наехать, верняк, балдеж,
тачка, баксы, наколоть, кинуть, оттятуться,
сникерсни». В другом упражнении – еще и раздел
«Слова для справок». Это уж полная насмешка надо
всеми: значения слов ребята прекрасно знают, и не
только тех, что приведены. В конце параграфа –
правило в рамочке, которое следует запомнить
(интересно, помнят ли авторы, что школьники
больше всего на свете ненавидят правила и при
любой возможности их игнорируют?). Там-то после
нескольких практических упражнений ученикам
разъясняется, что жаргонизмы засоряют и
огрубляют язык и употреблять их не следует.
Законный вопрос: зачем тогда все предыдущие
упражнения?
Я потому так подробно привожу фрагменты
учебника, что искренне стараюсь понять: зачем это
все? Ведь и так понятно, что дети хватают этого
словесного мусора предостаточно на улице, а
теперь еще и в школе его задавать учить в
обязательном порядке, думать над ним, определять
части речи и выделять суффиксы? Я понимаю – такие
упражнения действительно полезны филологам,
поскольку сниженная лексика действительно часть
языка, часть жизни. Полезны работникам МВД,
например. А подросткам, которые общаются на языке
жестов и книжек не читают? Выходит, следующим
этапом будем учить материться на уроках
русского, ведь это тоже часть языка – очень живая
и выразительная часть?!
И последнее: жаргонизмы и матерщина не первую
сотню лет существуют в языке, но я что-то не
видела подобных упражнений ни в учебных книгах
Толстого, ни у Ушинского, ни у классического
университетского Розенталя. Наверное, это
потому, что те авторы под качественным
образованием понимали чистоту помыслов, высоту
стремлений, красоту слов и действий. А теперь
важно только загрузить память новой порцией
информации, не особенно заботясь о результатах,
которые могут получиться? Конечно, это всего лишь
несколько страничек в учебнике, а я почему-то
переживаю. Наверное, потому, что, будь я ребенком
(тем более подростком), никогда бы не поверила
никаким высоким словам о добре, правде, любви,
совести из уст педагога, который задает мне
такое. Мне противно это учить. Я хочу получить
двойку.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|