ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
“Эврика” заключает контракт
Идеальная форма развития образования
– партнерское взаимодействие между школой и
ведомством
Авторская инновационная сеть
федеральных экспериментальных площадок теперь
развивается в рамках федеральной программы
развития образования. Финансовая поддержка
оказывается школам, которые готовы стать
инновационными центрами повышения квалификации.
Деньги выдаются на основе государственного
контракта.
Первые итоги такой системы поддержки
инновационного движения подводятся на очередном
сборе движения «Эврика».
Авторская школа-2001 –
модель общественно-образовательного договора
Около 600 учителей и директоров 300
образовательных учреждений из 75 регионов России
собрались на традиционный ежегодный сбор
«Эврики» – фестиваль-конференцию «Авторская
школа-2001».
Благодаря финансовой поддержке Министерства
образования попасть в «Авторскую школу»
педагогам стало намного легче, правда, дорога
стоит дорого и частично оргвзнос все равно
приходится вносить самим, но, с другой стороны,
это охраняет «Авторскую школу» от нашествия
псевдоинновационных проектов. А если бы совсем
было просто, то «Эврику» захлестнул бы вал
конъюнктуры. Желающих победить в конкурсе
культурно-образовательных инициатив на статус
«Федеральная экспериментальная площадка»
теперь гораздо больше, чем самих инициатив, чем
инновационных проектов, и слава Богу, что участие
в «Эврике» носит характер рискованного
предприятия: еще неизвестно, как повернется
образовательная политика, как поведет себя
ведомство, как посмотрят на развитие
инновационной эвриканской сети на местах…
Директор одной эвриканской школы рассказала, что
ее в районо спросили: «А что, теперь снова
приветствуется свободомыслие?». И пока она не
побожилась, что да – генеральная линия снова
повернулась к поддержке инновационных школ, в
районо не давали добро на поездку.
Но дело не столько в том, что «генеральная линия»
изменилась, а в том, что отношения между
инновационным движением и ведомством приобрели
качественно иной характер – контрактный.
Моделируется общественно-образовательный
договор – от имени граждан выступает
инновационное сообщество в лице «Эврики», от
имени государства – Министерство образования.
Ответственность обоюдная: профессиональное
сообщество обязуется своими проектами отражать
формирующиеся образовательные потребности
граждан, а ведомство – соотносить эти проекты (на
самом деле гражданские потребности,
отражающиеся в этих проектах) с государственными
интересами.
Посредником выступает «Эврика» – инициатор
проекта «Авторская школа» и разработчик проекта
«Сеть федеральных экспериментальных площадок».
Пока механизм показал свою эффективность – сеть
растет.
А в чем идеология, в чем образовательная вера
эвриканского сообщества, на каких принципах
строится инновационная сеть ФЭП?
Все это активно обсуждалось на «Авторской
школе», которая проходила в Москве в первую
декаду ноября.
Куда движется «Эврика»?
Самые острые споры на
фестивале-конференции «Авторская школа» вызвала
проблема развития предметности образования.
Пока не подведены официальные итоги конкурса
культурно-образовательных инициатив, у нас нет
возможности детально анализировать какие-либо
проекты, поэтому ограничимся общими
наблюдениями.
Прежде всего сильно выделяются проекты, в
которых учителя и преподаватели домов
творчества и других подобных заведений пытаются
на базе дополнительного образования дать
ребятам то, что называется базовым, или общим.
Наверное, самым значительным результатом
«Эврики» этого года стало то, что учреждения
дополнительного образования выглядели как
конкуренты школ.
Все очевиднее становятся преимущества гибкого,
мобильного характера организации образования в
домах творчества, все очевиднее преимущества
образования, построенного на интересе ребят, на
самореализации, на развитии способностей,
особенно в подростковой школе, перед жесткой и
инертной системой организации образования в
традиционной школе.
И, конечно, основная проектная идея –
индивидуальная образовательная программа. Но не
столько в виде индивидуального учебного плана,
сколько в виде образовательной программы,
построенной на основе не одной лишь учебной
деятельности.
Можно ли развивать способности ребенка в рамках
образовательной программы, построенной именно
на этих способностях? Или способности – сами
собой, факультативно, а главное, чтобы по учебным
предметам успевал ребенок?
Большой интерес вызвали проекты, связанные с
разнообразными способами проектирования. Вообще
почти все эксперты отмечали, что проектная
деятельность постепенно становится ведущей в
развитии инновационного образования в России.
По-своему это уникальный феномен, ведь
длительное время скептики, особенно в
академических кругах, утверждали, что не
учительское это дело – проектировать содержание
образования. А сегодня проектирование и самого
содержания, и самих пространств школы, и
социальное проектирование, особенно в сельских
школах, становится чуть ли не нормой. Правда, в
инновационном сообществе.
Если говорить о том, как дальше может развиваться
инновационное движение сети ФЭП, то это прежде
всего сеть повышения квалификации. Благодаря
средствам из федеральной программы развития
образования 45 площадок разработали авторские
образовательные программы и представили их для
экспертизы в рамках ноябрьской «Авторской
школы».
Практически все программы успешно прошли очень
жесткое обсуждение и экспертизу. Шесть площадок
будут дорабатывать свои программы и представят
их в конце ноября.
Остальные программы уже одобрены экспертными
группами.
Что будет дальше с этими программами, мы подробно
опишем в еженедельнике «Управление школой» и в
одном из следующих номеров газеты «Первое
сентября». Сейчас важно отметить, что идет
попытка создать целый веер новых специализаций в
образовании. Очень сложный и противоречивый
процесс – обновить привычный пейзаж
профессиональных позиций в школе. И самое
трудное оказалось для многих площадок – найти
имя той новой деятельности, которая родилась в
результате эксперимента.
Как назвать педагога, который создает особое
межвозрастное пространство в школе?
Как придумать имя тому, кто перестраивает вместе
с ребятами дизайн школы?
Ведь в каждом проекте рождается новая
профессиональная позиция. Если мы хотим, чтобы
школа развивалась, надо заметить рождение новых
видов профессиональной деятельности и дать им
возможность стать легальными. Собственно, в этом
и замысел инновационных программ повышения
квалификации – легализовать появляющиеся
педагогические специализации, которые в жизни
уже есть, а ни в одном перечне их еще нет. А как
проверить: приемлемы эти новые виды деятельности
для всей системы образования или нет?
Идея «Эврики» состоит в том, чтобы предложить
программы повышения квалификации по
инновационным авторским направлениям всему
образовательному сообществу.
Если они будут востребованы – это своего рода
экспертиза, тогда уже надо выходить с
предложением в министерство об официальном
утверждении этой специализации. А если не будут
востребованы, значит, пока пусть существуют в
экспериментальном режиме.
Вообще эвриканская сеть все более и более
становится экспертной: первый заместитель
министра образования В.Болотов предлагает
фэповцам экспортировать учебные модули,
направленные на формирование универсальных
способностей и компетентностей. Заместитель
министра Е.Чепурных сделала эвриканцам
предложение об апробации и экспертизе учебников
нового поколения, претендующих на вхождение в
федеральный комплект. А ректор Высшей школы
экономики Я.Кузьминов заинтересован в
экспериментальной проверке различных
организационно-экономических статусов школы,
например, некоммерческой организации.
Как вы сами понимаете, уважаемые читатели, это
все предложения, от которых мы не можем
отказаться.
И наряду со своими авторскими проектами многие
площадки рассматривают возможности организации
в своих школах этой экспертно-апробационной
работы. Потому что на самом деле потребность
влиять на образовательную политику
профессионального сообщества – огромна. А вот
механизма эффективного влияния до сих пор нет.
Точнее, не было.
Контракт между сетью и ведомством на апробацию и
экспертизу различных направлений модернизации
– это самый продуктивный механизм
взаимодействия.
…Очередная «Эврика» завершается. Мы подписываем
этот номер газеты «Первое сентября» в день, когда
еще не закончилась экспертиза проектов на статус
«ФЭП», результаты еще неизвестны.
Зато известно другое – инновационное движение
получило новый импульс развития. Надеемся,
надолго.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|