Статья 1 — Понятие толерантности
1.1. Толерантность означает уважение, принятие и
понимание богатого многообразия культур нашего
мира, наших форм самовыражения и способов
проявлений человеческой индивидуальности. Ей
способствуют знания, открытость, общение и
свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность — это гармония в многообразии. Это
не только моральный долг, но и политическая, и
правовая потребность. Толерантность — это
добродетель, которая делает возможным
достижение мира и способствует замене культуры
войны культурой мира.
1.2. Толерантность — это не уступка, снисхождение
или потворство. Толерантность — это прежде всего
активное отношение, формируемое на основе
признания универсальных прав и основных свобод
человека. Ни при каких обстоятельствах
толерантность не может служить оправданием
посягательств на эти основные ценности,
толерантность должны проявлять отдельные люди,
группы и государства.
1.3. Толерантность — это обязанность
способствовать утверждению прав человека,
плюрализма (в том числе культурного плюрализма),
демократии и правопорядка. Толерантность — это
понятие, означающее отказ от догматизма, от
абсолютизации истины и утверждающее нормы,
установленные в международных правовых актах в
области прав человека.
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно
уважению прав человека, не означает терпимого
отношения к социальной несправедливости, отказа
от своих или уступки чужим убеждениям. Это
означает, что каждый свободен придерживаться
своих убеждений и признает такое же право за
другими. Это означает признание того, что люди по
своей природе различаются по внешнему виду,
положению, речи, поведению и ценностям и обладают
правом жить в мире и сохранять свою
индивидуальность. Это также означает, что
взгляды одного человека не могут быть навязаны
другим.
Статья 4 — Воспитание
4.1. Воспитание является наиболее эффективным
средством предупреждения нетерпимости.
Воспитание в духе толерантности начинается с
обучения людей тому, в чем заключаются их общие
права и свободы, дабы обеспечить осуществление
этих прав, и с поощрения стремления к защите прав
других.
4.2. Воспитание в духе толерантности следует
рассматривать в качестве безотлагательного
императива; в связи с этим необходимо поощрять
методы систематического и рационального
обучения толерантности, вскрывающие культурные,
социальные, экономические, политические и
религиозные источники нетерпимости, лежащие в
основе насилия и отчуждения. Политика и
программы в области образования должны
способствовать улучшению взаимопонимания,
укреплению солидарности и терпимости в
отношениях как между отдельными людьми, так и
между этническими, социальными, культурными,
религиозными и языковыми группами, а также
нациями.
4.3. Воспитание в духе толерантности должно быть
направлено на противодействие влиянию,
вызывающему чувство страха и отчуждения по
отношению к другим. Оно должно способствовать
формированию у молодежи навыков независимого
мышления, критического осмысления и выработки
суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и
претворять в жизнь программы научных
исследований в области социальных наук и
воспитания в духе толерантности, прав человека и
ненасилия. Это означает необходимость уделять
особое внимание вопросам повышения уровня
педагогической подготовки, учебных планов,
содержания учебников и занятий,
совершенствования других учебных материалов,
включая новые образовательные технологии, с
целью воспитания чутких и ответственных граждан,
открытых восприятию других культур, способных
ценить свободу, уважать человеческое
достоинство и индивидуальность, предупреждать
конфликты или разрешать их ненасильственными
средствами.
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.