За журнальным столом
ПЕДАГОГИКА. № 7, 2001
Слово
педагога вовсе не вторично по отношению к его
мышлению и образовательной действительности.
Яркое, образное, эмоционально окрашенное слово
педагога, обращенное к школьнику, значительно
расширяет горизонт понимания, определяет Зону
ближайшего развития (ЗБР) не только школьника, ни
и самого педагога, помогает ему.
Слова-метафоры нередко более точны, чем
терминологическая однозначность, они
семиотически богаче, информативнее в смысловом
отношении, поскольку построены на основе
образов, в которых зашифрована культурная
символика, в отличие от слов-понятий, где
предзадано некоторое «чистое» значение
предмета.
Мысль совершается в самом слове, а слово влияет
на педагогическое творчество в целом. Такие
образные выражения, как «партитура школьного
дня» (Ш.А.Амонашвили), «урок открытых мыслей»,
«психологические светофоры» (В.Ф.Шаталов),
требуют от педагога творческого,
разновариантного конструирования нестандартных
уроков, создания своеобразной тональности и
эмоционального фона обучения. Использование
слов-метафор может вывести учителя из состояния
«транслятора» давно ему известных знаний,
превратить его в творческую личность и вовлечь
учеников в сотворчество.
(«Понятийная база современной педагогики».
А.Ф.Закирова, Тюмень.)
ПСИХОЛОГИЯ СОЗИДАНИЯ.
Том 7, вып. 1. Казань, 2001
Нельзя
выработать ценностное, доверительное отношение
к другому человеку, отрицая при этом его
самоценность.
Так, при описании себя будущие психологи и
учителя, как правило, большее внимание уделяют
анализу собственных психологических качеств –
психодинамических особенностей, типа
темперамента, особенностей характера,
самооценки. Кроме того, в описаниях себя явно
утверждается своя личная самоценность,
высказывается, как правило, положительное
собственное отношение к себе, к своим качествам
как члена коллектива.
При описании других людей будущие психологи и
учителя подвергают анализу в основном те
качества, которые значимы для процесса общения. В
отличие от описания себя в описании другого
человека присутствует скрытое отношение к
другой личности, которое передается через
называние положительных и отрицательных качеств
другого человека, при этом отрицательных качеств
у другого человека обычно оказывается
значительно больше, чем положительных.
Самоценность другого человека (в отличие от
«ценности для коллектива») очень редко
выявляется при его описании коллегами.
Не в этом ли частичная причина и, может быть, вина
каждого в возникающих конфликтных
педагогических ситуациях? Если понять это и то,
что отношение к себе и к другим не является
статичным – психологические знания, опыт
изменяют представления о себе и о других, то
можно обоснованно стремиться изменить отношения
с коллегами и учениками, культивируя ценностное,
доверительное к ним отношение.
(«Отношение к другим в зависимости от отношения к
себе». С.Ю.Жданова, Пермь.)
ПСИХОЛОГИЯ СОЗИДАНИЯ.
Том 7, вып. 1. Казань, 2001
Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен
американским ученым Х. Дж. Френденбергом в 1974
году для характеристики психологического
состояния здоровых людей, находящихся в
интенсивном и тесном общении с людьми в
эмоционально нагруженной атмосфере, при
оказании психологической помощи.
Эмоциональное выгорание – это выработанный
личностью механизм психологической защиты в
форме полного или частичного исключения эмоций в
ответ на психотравмирующие воздействия.
При эмоциональном выгорании налицо все три фазы
стресса:
– нервное напряжение;
– резистенция, т.е. стремление оградить себя от
неприятных впечатлений;
– истощение психологических ресурсов.
Выявлено, что наиболее подвержены состоянию
«эмоционального выгорания» работники
социальной сферы и учителя, при этом возраст и
стаж работы не влияют на уровень эмоционального
выгорания.
Для решения проблем в работе каждый учитель
должен уметь чувствовать симптомы начальной
фазы эмоционального выгорания, освоить
механизмы саморегуляции, научиться приемам
снятия нервно-психического напряжения, навыкам
вызывать то эмоциональное состояние, которое
позволит наиболее эффективно решать конкретные
практические задачи.
(«Исследование синдрома эмоционального
выгорания у социальных работников».
Ю.И.Фаткуллина, С.Н.Шахматова, Екатеринбург.)
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Сб. докладов. 3-я Всероссийская школа-семинар.
Москва, 2001
Практическая
педагогика – это во многом искусство. При чем
здесь стандарт?
Однако к практике образовательных стандартов
приходят во многих странах. В США, например,
стандартизация есть своего рода бегство от
свободы. В России, с ее централизованной формулой
управления образованием и энциклопедическим
характером образовательных программ, наоборот, в
стандартизации видят возможность
организованного отхода от изживших себя
унификации и огосударствления образования.
Что же такое стандарт в образовании?
Образование – это система, процесс, результат.
Поэтому стандартизацию необходимо
рассматривать применительно ко всем элементам
понятия «образование». Да и сам стандарт
определяется как некая цель, к достижению
которой надо стремиться.
Стандартизация может быть жесткой и мягкой.
Иллюстрацией жесткой стандартизации являются
стандарты на болты и гайки. Мягкая
стандартизация связана с понятием
упорядочивания, ее девиз: «К творчеству – через
порядок».
Поскольку стандарт образования определяется
множеством факторов, наиболее распространенной
стандартизации – по результатам – недостаточно.
Гораздо важнее стандартизировать его цели и
процессуальную сторону.
Стандартизация цели связана с построением
модели выпускника – условного,
идеализированного, «стандартного». Модель
выпускника прогностична и чувствительна.
Построение такой модели, в которой отражены
ценности и цели образования, – процесс
творческий, исследовательский, и стандартизации
не все поддается.
Поэтому наиболее целесообразно разрабатывать
целезадающие научно обоснованные нормативы (это
необходимое условие оптимистических ожиданий,
касающихся как результатов образования, так и
его меняющихся во времени ценностных
ориентиров).
Ценностные ориентиры системы образования
(значимость, престиж, полезность) подвижны и
динамичны, они всегда связаны с устойчивой
парадигмой, сложившейся в общественном и
индивидуальном сознании.
Наличие целезадающих научно обоснованных
нормативов – условие необходимое, но
недостаточное, поскольку даже самый лучший
норматив может быть сведен на нет неадекватной
деятельностью педагога. А это касается уже
стандартов всей системы образования –
стандартов подготовки педагогических кадров,
стандартов социального положения учительства и
(здесь мы возвращаемся на исходные позиции)
стандартов цели образования.
(«К вопросу о стандартизации в системе открытого
образования, или Взгляд педагога на проблемы
стандартизации образования». А.А.Андреев.)
ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ.
№ 3, 2001
Виновниками
конфликтов взрослые чаще всего считают детей,
исходя из убеждения, что учитель всегда прав, что
все, что он делает, говорит, – справедливо и
верно. Так незаметно происходит подмена
ценностей, и смыслом действий взрослого вместо
воспитания детей становится их послушание, а
неминуемое в этом случае наказание обнажает
только бессилие взрослых, их неуважение к
человеку.
Унижая наказаниями, взрослые не воспитывают, не
учат, а дрессируют детей. Понять это – самое
трудное: ведь если «все люди такие сложные»
(особенно взрослые со своими «важными» делами),
то дети – еще сложнее, они не должны становиться
объектом манипуляций.
(«Понимаем ли мы детей». С. Шуман.)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЗАНЯТОСТЬ
ЮНЫХ.
№ 3–4, 2001
Педагогам-экспериментаторам
хотелось бы напомнить следующее:
– ставьте перед собой ясные, достижимые цели. Их
может быть много – не смущайтесь этого;
– выделяйте признаки, по которым будете судить
об успехе или неудаче. Ставьте достижимые цели;
– будьте довольны даже самым малым скромным
своим достижением. Успех подпитывает успех;
– получайте удовольствие от собственного
развития. Положительные эмоции – одно из условий
успешной деятельности;
– участвуйте в откровенных дискуссиях. Сомнение,
несогласие – все это способствует успеху
(конечно, в творческой атмосфере, при открытых
взаимоотношениях с коллегами).
(«Факторы и условия, влияющие на эффективность
педагогического эксперимента». А.С.Сиденко.)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Сб. материалов. Стерлитамак, 2001
Необходимо
в школе ввести новую дисциплину – культурологию.
Развенчание иллюзии прогресса поставило под
сомнение реальное влияние фундаментальных
ценностей культуры на смысл и предназначение
человечества: повсеместно наблюдается страх
перед неопределенностью в жизни, утрата смысла
своего существования, снижение уровня
самооценки и, как следствие, утрата уважения к
окружающим.
Существуют два варианта выхода из этой ситуации:
первый – жить, не думая о будущем; второй –
выработать стратегию сохранения культуры.
Первый принцип безнравственен и преступен, так
как он снимает историческую и этическую
ответственность человека за сохранение не
только культуры, но и человечества в целом.
Второй принцип требует прежде всего
интеллектуального осмысления того, что такое
культура. Понимание достигается в процессе
добросовестного изучения этого предмета.
Поэтому необходима такая научная дисциплина, как
культурология. И начинать изучение ее надо со
школьной скамьи. Именно культурология
осмысливает культуру в целом – от бытового
уклада до концепций мира и человека, интегрируя
знания о культуре, которые дети получают из
других дисциплин.
(«Актуальность культурологических знаний в
современной системе образования». Т.М.Савельева.)
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ:
ТЕОРИЯ И ОПЫТ.
Сб. научных трудов. Курск, 2001
Импровизация
– это вид творчества и одновременно его
неотъемлемый элемент. Педагогическая
импровизация, как правило, осуществляется без
предварительной подготовки – в этом ее
отличительный признак. Но это сложный метод, и
для того чтобы им пользоваться, надо уметь
«подготавливать» импровизации: ведь они
осуществляются не ради развлечения или
демонстрации учителем своего умения
импровизировать.
Мотивами выбора метода импровизации могут быть
педагогическая целесообразность и новизна идей,
а критериями готовности импровизировать –
наличие юмора и проявление актерских
способностей.
Учитель должен уметь готовить многовариантную
программу творческих заданий, тренингов на
развитие импровизационного мышления, обладать
быстрой и точной реакцией, способностью к
импровизированию.
Для импровизации нужен психологический и
интеллектуальный настрой, осознание проблемы в
целом. Только тот учитель способен готовить
творческих и активных учеников, который сам
готов к экспромту и импровизации.
Нужно упражняться, развивать способность к
импровизации, например, представить какой-либо
предмет (книгу, шляпу и пр.) как совершенно другой
(зеркало, дерево и пр.) или представить себя,
например, оратором Древнего Рима и сказать речь о
персональных компьютерах.
(«Развитие способности к педагогической
импровизации». Г.А. Геллер.)
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ:
ТЕОРИЯ И ОПЫТ.
Сб. научных трудов. Курск, 2001
Конфликтная ситуация – кратковременное
взаимодействие учителя с учеником (или
коллективом класса) на основе противоположных
норм, ценностей, интересов, сопровождающееся
значительным эмоциональным напряжением и
направленное на изменение сложившихся
взаимоотношений (в худшую или лучшую сторону).
Можно условно выделить три фазы протекания
конфликтной педагогической ситуации. Первая
фаза – конфликтное острое начало с явным
нарушением норм и ценностей одним из участников
ситуации. Вторая фаза – ответная реакция
«соперника», от формы и содержания которой
зависит ход и исход противоборства и, самое
главное, последствия его. Третья фаза –
относительно быстрое и радикальное изменение
бытующих норм и ценностей (вплоть до разрушения
отдельных норм) в двух различных направлениях –
улучшения или ухудшения ранее сложившихся
отношений.
Уметь корректно разрешать конфликтные
педагогические ситуации – необходимое
профессиональное умение учителя. При этом можно
посоветовать несколько правил:
– не пытайтесь за каждым отрицательным
поступком школьника видеть только отрицательные
мотивы;
– тщательно готовьтесь к урокам, не допускайте
даже малейшей некомпетентности в преподавании
своего предмета;
– чаще применяйте опосредствованный (косвенный)
способ воздействия, возбуждайте интерес, а не
давайте прямые указания;
– не пользуйтесь глобальными отрицательными или
глобальными положительными оценками личности
(«вообще», «всегда», «никогда» и пр.);
– стремитесь к совместной деятельности;
– будьте предусмотрительны и корректны в
общении со школьниками, заранее готовьтесь к
возможным конфликтным педагогическим ситуациям,
чтобы не быть застигнутым врасплох и не
растеряться.
(«Конфликтные ситуации в педагогическом общении:
пути предупреждения». А.С. Чернышев.)
По материалам Государственной
научно-педагогической
библиотеки им. К.Д.Ушинского
Обзор подготовил Владимир СЕВРЮГИН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|