Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

За журнальным столом

ПЕДАГОГИКА. № 7, 2001

Слово педагога вовсе не вторично по отношению к его мышлению и образовательной действительности. Яркое, образное, эмоционально окрашенное слово педагога, обращенное к школьнику, значительно расширяет горизонт понимания, определяет Зону ближайшего развития (ЗБР) не только школьника, ни и самого педагога, помогает ему.
Слова-метафоры нередко более точны, чем терминологическая однозначность, они семиотически богаче, информативнее в смысловом отношении, поскольку построены на основе образов, в которых зашифрована культурная символика, в отличие от слов-понятий, где предзадано некоторое «чистое» значение предмета.
Мысль совершается в самом слове, а слово влияет на педагогическое творчество в целом. Такие образные выражения, как «партитура школьного дня» (Ш.А.Амонашвили), «урок открытых мыслей», «психологические светофоры» (В.Ф.Шаталов), требуют от педагога творческого, разновариантного конструирования нестандартных уроков, создания своеобразной тональности и эмоционального фона обучения. Использование слов-метафор может вывести учителя из состояния «транслятора» давно ему известных знаний, превратить его в творческую личность и вовлечь учеников в сотворчество.
(«Понятийная база современной педагогики». А.Ф.Закирова, Тюмень.)

ПСИХОЛОГИЯ СОЗИДАНИЯ.
Том 7, вып. 1. Казань, 2001


Нельзя выработать ценностное, доверительное отношение к другому человеку, отрицая при этом его самоценность.
Так, при описании себя будущие психологи и учителя, как правило, большее внимание уделяют анализу собственных психологических качеств – психодинамических особенностей, типа темперамента, особенностей характера, самооценки. Кроме того, в описаниях себя явно утверждается своя личная самоценность, высказывается, как правило, положительное собственное отношение к себе, к своим качествам как члена коллектива.
При описании других людей будущие психологи и учителя подвергают анализу в основном те качества, которые значимы для процесса общения. В отличие от описания себя в описании другого человека присутствует скрытое отношение к другой личности, которое передается через называние положительных и отрицательных качеств другого человека, при этом отрицательных качеств у другого человека обычно оказывается значительно больше, чем положительных. Самоценность другого человека (в отличие от «ценности для коллектива») очень редко выявляется при его описании коллегами.
Не в этом ли частичная причина и, может быть, вина каждого в возникающих конфликтных педагогических ситуациях? Если понять это и то, что отношение к себе и к другим не является статичным – психологические знания, опыт изменяют представления о себе и о других, то можно обоснованно стремиться изменить отношения с коллегами и учениками, культивируя ценностное, доверительное к ним отношение.
(«Отношение к другим в зависимости от отношения к себе». С.Ю.Жданова, Пермь.)

ПСИХОЛОГИЯ СОЗИДАНИЯ.
Том 7, вып. 1. Казань, 2001


Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен американским ученым Х. Дж. Френденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере, при оказании психологической помощи.
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
– нервное напряжение;
– резистенция, т.е. стремление оградить себя от неприятных впечатлений;
– истощение психологических ресурсов.
Выявлено, что наиболее подвержены состоянию «эмоционального выгорания» работники социальной сферы и учителя, при этом возраст и стаж работы не влияют на уровень эмоционального выгорания.
Для решения проблем в работе каждый учитель должен уметь чувствовать симптомы начальной фазы эмоционального выгорания, освоить механизмы саморегуляции, научиться приемам снятия нервно-психического напряжения, навыкам вызывать то эмоциональное состояние, которое позволит наиболее эффективно решать конкретные практические задачи.
(«Исследование синдрома эмоционального выгорания у социальных работников». Ю.И.Фаткуллина, С.Н.Шахматова, Екатеринбург.)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Сб. докладов. 3-я Всероссийская школа-семинар. Москва, 2001


Практическая педагогика – это во многом искусство. При чем здесь стандарт?
Однако к практике образовательных стандартов приходят во многих странах. В США, например, стандартизация есть своего рода бегство от свободы. В России, с ее централизованной формулой управления образованием и энциклопедическим характером образовательных программ, наоборот, в стандартизации видят возможность организованного отхода от изживших себя унификации и огосударствления образования.
Что же такое стандарт в образовании?
Образование – это система, процесс, результат. Поэтому стандартизацию необходимо рассматривать применительно ко всем элементам понятия «образование». Да и сам стандарт определяется как некая цель, к достижению которой надо стремиться.
Стандартизация может быть жесткой и мягкой. Иллюстрацией жесткой стандартизации являются стандарты на болты и гайки. Мягкая стандартизация связана с понятием упорядочивания, ее девиз: «К творчеству – через порядок».
Поскольку стандарт образования определяется множеством факторов, наиболее распространенной стандартизации – по результатам – недостаточно. Гораздо важнее стандартизировать его цели и процессуальную сторону.
Стандартизация цели связана с построением модели выпускника – условного, идеализированного, «стандартного». Модель выпускника прогностична и чувствительна. Построение такой модели, в которой отражены ценности и цели образования, – процесс творческий, исследовательский, и стандартизации не все поддается.
Поэтому наиболее целесообразно разрабатывать целезадающие научно обоснованные нормативы (это необходимое условие оптимистических ожиданий, касающихся как результатов образования, так и его меняющихся во времени ценностных ориентиров).
Ценностные ориентиры системы образования (значимость, престиж, полезность) подвижны и динамичны, они всегда связаны с устойчивой парадигмой, сложившейся в общественном и индивидуальном сознании.
Наличие целезадающих научно обоснованных нормативов – условие необходимое, но недостаточное, поскольку даже самый лучший норматив может быть сведен на нет неадекватной деятельностью педагога. А это касается уже стандартов всей системы образования – стандартов подготовки педагогических кадров, стандартов социального положения учительства и (здесь мы возвращаемся на исходные позиции) стандартов цели образования.
(«К вопросу о стандартизации в системе открытого образования, или Взгляд педагога на проблемы стандартизации образования». А.А.Андреев.)

ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ. 
№ 3, 2001


Виновниками конфликтов взрослые чаще всего считают детей, исходя из убеждения, что учитель всегда прав, что все, что он делает, говорит, – справедливо и верно. Так незаметно происходит подмена ценностей, и смыслом действий взрослого вместо воспитания детей становится их послушание, а неминуемое в этом случае наказание обнажает только бессилие взрослых, их неуважение к человеку.
Унижая наказаниями, взрослые не воспитывают, не учат, а дрессируют детей. Понять это – самое трудное: ведь если «все люди такие сложные» (особенно взрослые со своими «важными» делами), то дети – еще сложнее, они не должны становиться объектом манипуляций.
(«Понимаем ли мы детей». С. Шуман.)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЗАНЯТОСТЬ ЮНЫХ.
№ 3–4, 2001

Педагогам-экспериментаторам хотелось бы напомнить следующее:
– ставьте перед собой ясные, достижимые цели. Их может быть много – не смущайтесь этого;
– выделяйте признаки, по которым будете судить об успехе или неудаче. Ставьте достижимые цели;
– будьте довольны даже самым малым скромным своим достижением. Успех подпитывает успех;
– получайте удовольствие от собственного развития. Положительные эмоции – одно из условий успешной деятельности;
– участвуйте в откровенных дискуссиях. Сомнение, несогласие – все это способствует успеху (конечно, в творческой атмосфере, при открытых взаимоотношениях с коллегами).
(«Факторы и условия, влияющие на эффективность педагогического эксперимента». А.С.Сиденко.)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Сб. материалов. Стерлитамак, 2001


Необходимо в школе ввести новую дисциплину – культурологию.
Развенчание иллюзии прогресса поставило под сомнение реальное влияние фундаментальных ценностей культуры на смысл и предназначение человечества: повсеместно наблюдается страх перед неопределенностью в жизни, утрата смысла своего существования, снижение уровня самооценки и, как следствие, утрата уважения к окружающим.
Существуют два варианта выхода из этой ситуации: первый – жить, не думая о будущем; второй – выработать стратегию сохранения культуры.
Первый принцип безнравственен и преступен, так как он снимает историческую и этическую ответственность человека за сохранение не только культуры, но и человечества в целом.
Второй принцип требует прежде всего интеллектуального осмысления того, что такое культура. Понимание достигается в процессе добросовестного изучения этого предмета. Поэтому необходима такая научная дисциплина, как культурология. И начинать изучение ее надо со школьной скамьи. Именно культурология осмысливает культуру в целом – от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые дети получают из других дисциплин.
(«Актуальность культурологических знаний в современной системе образования». Т.М.Савельева.)

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ:
ТЕОРИЯ И ОПЫТ.
Сб. научных трудов. Курск, 2001


Импровизация – это вид творчества и одновременно его неотъемлемый элемент. Педагогическая импровизация, как правило, осуществляется без предварительной подготовки – в этом ее отличительный признак. Но это сложный метод, и для того чтобы им пользоваться, надо уметь «подготавливать» импровизации: ведь они осуществляются не ради развлечения или демонстрации учителем своего умения импровизировать.
Мотивами выбора метода импровизации могут быть педагогическая целесообразность и новизна идей, а критериями готовности импровизировать – наличие юмора и проявление актерских способностей.
Учитель должен уметь готовить многовариантную программу творческих заданий, тренингов на развитие импровизационного мышления, обладать быстрой и точной реакцией, способностью к импровизированию.
Для импровизации нужен психологический и интеллектуальный настрой, осознание проблемы в целом. Только тот учитель способен готовить творческих и активных учеников, который сам готов к экспромту и импровизации.
Нужно упражняться, развивать способность к импровизации, например, представить какой-либо предмет (книгу, шляпу и пр.) как совершенно другой (зеркало, дерево и пр.) или представить себя, например, оратором Древнего Рима и сказать речь о персональных компьютерах.
(«Развитие способности к педагогической импровизации». Г.А. Геллер.)

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ:
ТЕОРИЯ И ОПЫТ.
Сб. научных трудов. Курск, 2001


Конфликтная ситуация – кратковременное взаимодействие учителя с учеником (или коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей, интересов, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением и направленное на изменение сложившихся взаимоотношений (в худшую или лучшую сторону).
Можно условно выделить три фазы протекания конфликтной педагогической ситуации. Первая фаза – конфликтное острое начало с явным нарушением норм и ценностей одним из участников ситуации. Вторая фаза – ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит ход и исход противоборства и, самое главное, последствия его. Третья фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей (вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.
Уметь корректно разрешать конфликтные педагогические ситуации – необходимое профессиональное умение учителя. При этом можно посоветовать несколько правил:
– не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы;
– тщательно готовьтесь к урокам, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета;
– чаще применяйте опосредствованный (косвенный) способ воздействия, возбуждайте интерес, а не давайте прямые указания;
– не пользуйтесь глобальными отрицательными или глобальными положительными оценками личности («вообще», «всегда», «никогда» и пр.);
– стремитесь к совместной деятельности;
– будьте предусмотрительны и корректны в общении со школьниками, заранее готовьтесь к возможным конфликтным педагогическим ситуациям, чтобы не быть застигнутым врасплох и не растеряться.
(«Конфликтные ситуации в педагогическом общении: пути предупреждения». А.С. Чернышев.)

По материалам Государственной научно-педагогической
библиотеки им. К.Д.Ушинского
Обзор подготовил Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru