В школах Амонашвили особенно
дорогие и важные уроки учитель дарит ученикам. А
я сегодня хочу подарить вам рассказ о гуманной
педагогике. Он собран из фрагментов семинара
Шалвы Амонашвили в редакции “ПС”, рассказов его
сотрудников, единомышленников и учеников. О том,
как эксперимент продолжается, переселившись в
обычную общеобразовательную школу. Кое-где я не
смогла удержаться от заметок на полях, как в
собственном рабочем конспекте. Боюсь, что подбор
материала и жанр грешат импрессионизмом в ущерб
академической строгости изложения: это не
беспристрастное представление очередной
педагогической концепции, а попытка передать
впечатление учителя-практика от встреч с
гуманной педагогикой Шалвы Амонашвили.
“Закройте глаза и представьте себе...
улыбку!”
Урок познавательного чтения в 3 классе
Идея этого урока возникла, когда я
прочитала новое произведение Шалвы
Александровича – “Улыбка моя, где ты?”,
написанное для нас, учителей. А мне захотелось
прочитать его своим третьеклассникам и
посвятить целый урок тому, что такое улыбка, для
чего она появляется в жизни.
Для того чтобы разговаривать с ребятами на такие
неучебные темы, в нашей программе существуют
уроки познавательного чтения, когда мы и читаем,
и записываем собственные впечатления, и
обсуждаем волнующие нас темы, и размышляем о
вечных вопросах; в детях рождаются новые чувства,
мысли, переживания.
Сегодняшний урок был еще и праздничным: у
второклассницы Тани сегодня день рождения, ее
поздравляет вся школа, а мы пригласили ее в свой
третий класс, чтобы подарить ей этот урок.
Мне важно было эмоционально настроить детей с
самого начала: улыбнитесь друг другу. Когда я
начинала недавно урок о руках, в первые же минуты
предложила взяться за руки, чтобы почувствовать
тепло и поддержку друг друга.
Мы улыбнулись, и на доске появляется тема урока –
“Улыбка”, она непременно должна быть написана
красиво. Еще для меня важно было, чтобы дети не
только размышляли, читали, писали, но и чтобы
улыбки осветили весь урок, сама улыбалась
каждому, кто старался выразительно прочитать
стихи или свой небольшой текст.
Для начала я предложила вопрос: чем в жизни может
помочь улыбка?
Благодаря ей наш урок пройдет хорошо.
Выглянет солнце.
Улыбка помогает быть терпеливыми, поднимает
настроение.
Следующий этап урока самый любимый в моем классе:
назовите, какие бывают улыбки. Ребята легко и с
удовольствием подбирают эпитеты: добрая,
солнечная, веселая, нежная, задумчивая, смущенная,
умная… Если их не остановить, пришлось бы
исписать всю доску.
А Вася сегодня не в настроении и предлагает
улыбки «со знаком минус»: хитрая, ехидная,
зловещая.
Чем богаче и разнообразнее определения, тем
лучше: дети, слыша и видя на доске новые для себя
слова, обогащают словарный запас друг друга.
А может ли улыбка навредить человеку? –
предлагаю я следующий вопрос. И дети тут же
вспоминают или моделируют жизненные ситуации:
– Обидно, если ты упал, а кто-то улыбается.
– Тот, кому злодей улыбнется зловеще, будет сам
не свой от страха.
К этому времени дети хорошо почувствовали тему,
разговорились, можно перейти к описанию своих
впечатлений. Предлагаю положить головы на руки,
представить близкого любимого человека
улыбающимся… и записать то, что увиделось, с
закрытыми глазами.
Сосредоточенно пишут: кто-то одно коротенькое
предложение, кто-то разулыбался на полстраницы. А
с Васей и вправду что-то неладно: сидит над чистым
листом и ворчит, что разучился улыбаться.
Как только закончили писать, включаю музыку и
предлагаю разойтись по классу: почитать, что
получилось у одноклассников. А когда расселись
по местам, даю возможность прочитать вслух
собственный текст всем, кто хочет.
Специально для сегодняшнего урока нашла мудрые
мысли о том, как важна улыбка в жизни, и записала
на доске. Мы с ребятами читаем их вместе,
обмениваемся мнениями, почему улыбающийся
человек похож на солнышко. Фразы на доске не
исчезнут со звонком, останутся до конца дня,
чтобы те, кому они пришлись по сердцу, могли
перечитать или записать их в дневник.
К уроку об улыбке я нашла стихотворение Марианны
Озолини. Каждому раздаю листочек с текстом,
сначала все прочитали про себя, почувствовали
точность образов и красоту рифм. А потом, как и
свой текст, можно прочитать стихотворение вслух,
если хочешь, или выучить дома наизусть. А кто-то
напишет свое стихотворение про улыбку.
Листок с текстом войдет в собственный сборник,
который хранят дома или дают почитать в другие
классы.
И наконец, сюрприз – миф о том, как впервые пришла
на Землю улыбка, он-то и подсказал мне тему
сегодняшнего урока. Читаю его ребятам и понимаю,
что урок удался, мы его прожили и прочувствовали.
Я это поняла по тому, с какими глазами ребята
уходили на перемену.
Татьяна ПАРШУХИНА, учитель начальных классов
После урока я спросила, почему Вася так выпадает
из общего настроя класса. Оказывается, он на год
младше одноклассников. Придя в первый класс,
сразу обогнал сверстников в учебе. Во время
самоподготовки по собственной инициативе
выполнял задания по учебнику на пять уроков
вперед. И только потом со словами «Ну вот, свой
план я выполнил» шел играть. Посоветовавшись,
педагоги школы предложили Васе и его родителям
перейти после второй четверти во второй класс.
Вася подумал и согласился. Но будучи
подготовленным интеллектуально к программе
второго класса, он сильно отставал от новых
одноклассников в психологическом отношении.
Прошел уже год, а по поведению, высказываниям все
еще чувствуется, что Вася младше одноклассников,
и он сам это понимает, может быть, поэтому и
раскапризничался на уроке. Оказывается, даже
вставал вопрос, не перевести ли Васю в прежний
класс, соответствующий по возрасту, но Шалва
Александрович сказал: “Большому кораблю –
большое плавание. В ребенка надо верить, и
духовно он постепенно дорастет до своего
интеллектуального уровня”.
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.