“Взрослым приказывали собирать дрова,
маленьким – овощи. Все, что ни приносили, было
ворованным. Одни отправлялись для этого в сады,
другие прокрадывались в сисситии (общественные
трапезы), стараясь выказать вполне свою хитрость
и осторожность. Попадавшегося без пощады били
плетью как плохого, неловкого вора. Если
представлялся случай, они крали и кушанья, причем
учились нападать на спавших и на плохих сторожей.
Кого ловили в воровстве, того били и заставляли
голодать: пища спартанцев была очень скудная, для
того чтобы заставить их собственными силами
бороться с лишениями и сделать из них людей
смелых и хитрых”.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург и
Нума Помпилий
Известно, что Плутарх родился около 46
года н.э. и прожил почти восемьдесят лет, много
путешествуя, но неизменно стремясь вернуться на
родину в городок Херонея греческой области
Беотия. Будучи мужем высокой нравственности, он
много внимания уделял изучению общественного
устройства, его религиозность проявилась во
взглядах на государственное управление, на брак,
на воспитание. Однажды, находясь далеко от дома,
он получил известие о том, что его дочь умерла, и
тогда с особой нежностью и любовью он пишет своей
жене Тимоксене письмо, полное скорби и надежды.
Позже это послание вошло в собрание сочинений
Плутарха под названием “Слово утешения жене”.
Из четырех сыновей и дочери в семье историка и
философа остаются лишь два сына, трое младенцев
умирают на руках матери.
Нужно сказать, что жизнеописание Ликурга было
одним из любимых у Плутарха, самого Ликурга автор
представляет человеком достойным, реформирующим
общественный строй Спарты с позиций заботливого
отца, исправляющего нравы спартанцев в
соответствии с личными представлениями о
справедливости. И вполне естественно, что сами
граждане Спарты считали себя людьми более
нравственными, более свободными, нежели
высокообразованные афиняне. Так, Плутарх
приводит характерный диалог, случившийся между
представителями этих двух древнегреческих
полисов: “Один афинский ритор назвал спартанцев
“неучами”. – “Совершенно верно, – ответил ему
уважаемый спартанец, – одни только мы из греков
не научились от вас ничему дурному”. Также на
страницах жизнеописания можно встретить и
другое свидетельство высокой морали спартанских
граждан. Когда иностранец спросил спартанца, как
у них наказывают за прелюбодеяние, тот отвечал:
– Друг мой, прелюбодеяние неизвестно у нас.
– Ну а если кто-нибудь окажется виновным в нем? –
продолжал спрашивать тот.
– Он должен дать в виде штрафа огромного быка,
который мог бы протянуть шею с вершины Тайгета,
чтобы напиться воды в Эвроте.
– Да разве бывают такие огромные быки? –
недоумевал иностранец.
– А разве можно найти в Спарте прелюбодея? – со
смехом отвечал спартанец.
Рассказывая ученикам колледжа об устройстве
воспитания в Древней Спарте и перечитывая с ними
“Сравнительные жизнеописания”, я не
предполагал, что может вызвать у них удивление и
показаться странным. Весьма неспокойно
восприняли они факт спортивных состязаний, когда
и девушки, и юноши выходили перед всем полисом
обнаженными, их сильно возмутило отношение к
слабым младенцам, которых купали в вине, дабы
проверить, насколько они здоровы и способны
выжить (думаю, что этот факт – лишь обряд и вряд
ли какой из младенцев мог погибнуть из-за купания
в вине), многие спрашивали, почему иррены (старшие
в отряде) в наказание кусали провинившегося за
большой палец. Приведу здесь еще ряд записанных и
часто повторявшихся странностей:
“Мне кажется странным, что Ликург поставил
женщин судьями над мужчинами”.
“Зачем старики постоянно ссорили мальчиков и
устраивали между ними драки?”
“Почему разрешалось украшать себя только в
военное время?”
“Мне кажется странным, что повиновение
воспитывалось в воинах с помощью послушания
иррену, а не с помощью семьи и отца”.
Но практически никому не показалось странным,
что спартанцы воспитывали в своих детях смелость
и хитрость, поощряя воровство. Видимо, это
произошло из-за того, что тут же в тексте сообщена
цель этого действия. Воспитательное средство,
выбранное спартанцами, настолько соответствует
поставленной цели, что вопросов у учеников на
этот счет не возникло. И действительно, где еще, в
какой деятельности будущий воин смог бы получить
подобные качества? Это могла быть только игра с
жесткими правилами, в которой способен победить
лишь тот, кто проявит больше хитрости и отваги.
Вспоминая себя юношей, я помню, как, ухаживая за
девушкой, предпринял ночную вылазку на садовые
участки. Нужны были цветы. Я помню, как перелезал
через забор с колючей проволокой, как на
четвереньках полз по чужому саду, как выдирал с
грядки гладиолусы, помню, как колотилось сердце
от волнения, когда залаяла собака, как удирал с
места преступления уже в полный рост. Мой
проступок усугублялся вдвойне: мало того что я
сорвал чужие цветы, я вырвал их с луковицами. А
что такое луковицы для садовода?.. Моя девушка
оказалась сведущей в вопросах садоводства, и я
получил хорошую взбучку. Но позже эта девушка,
видимо, оценив, на что я ради нее способен, стала
моей женой, а я раскаиваюсь, вспоминая свои
юношеские похождения.
Думаю, что исследование истоков человеческой
храбрости – это отдельная тема для современных
воспитателей и психологов. В свою очередь в
литературе уже неоднократно описывались вылазки
подростков то за соседскими яблоками, то походы
стенка на стенку, и, как известно, из этих парней
зачастую вырастали приличные люди, вспомним хотя
бы предвоенные годы...
Педагогическая деятельность полна парадоксов, и
мы, учителя, должны быть к этому готовы. Но совсем
другое дело, когда парадоксы носят характер
противоречий, более того, противоречий,
заложенных в основание государственных решений.
Ликург выстраивал систему воспитания в Спарте,
исходя из личных представлений о справедливости
и общественном устройстве. Но из каких
представлений складывается нынешнее воспитание?
И вообще, есть ли сегодня разница между
воспитанием и пропагандой ведущей идеологии?
В недавно вышедшем методическом пособии “Новый
век: горизонт воспитания” определены цели
современного воспитания, к ним относится и
“воспитание человека демократических
убеждений”. Думаю, подобная цель звучит по
меньшей мере странно при наличии в списке
воспитательных принципов принципа плюрализма.
Какой может быть плюрализм, если мы воспитываем
человека с исключительно демократическими
убеждениями, лишая возможности состояться
последовательному монархисту или либералу?
Ликург четко отделил политические лозунги от
набора приоритетных человеческих качеств,
поэтому его цели не были противоречивы и
соответствовали вводимым воспитательным
средствам.
На мой взгляд, нет ничего более нелепого, как
создание общественной детской Думы,
предлагаемой пособием, в которой человек
приобретает качества весьма сомнительного
свойства, особенно если человек еще не стал
взрослым. Очевидно, что в нашей культуре имеются
более адекватные воспитательные средства,
способные научить ребенка считаться с мнениями
окружающих, рационально распределять свою
инициативу, отстаивать свою точку зрения,
отделяя существенное от второстепенного.
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.