Гуманитарный факультет
Педагогика параллельных линий
Синтез нескольких предметов в одном
уроке –
задача, которая превращает учителя в режиссера...
На полках книжных магазинов можно
выбрать описания и сценарии школьных праздников
и открытых уроков на любой вкус, тщательно
подготовить мероприятие и с блеском
продемонстрировать коллегам или комиссии.
Однако есть особая прелесть в том, чтобы
придумать собственный урок в сотрудничестве с
коллегами по минутам, по шагам, от начала до конца.
Он уникален и неповторим – ручная работа, а не
серийное производство.
Каждый учитель независимо от возраста,
стажа, опыта преподавания в той или иной
педагогической системе хочет вырастить ученика
знающего, умеющего самостоятельно мыслить,
задавать себе вопросы и находить на них ответы,
способного ставить проблемы и искать способы их
решения.
Ежедневно поток информации в современном мире
увеличивается и обрушивается на ребенка и
учителя, жизнь становится все более сложной,
многомерной и динамичной. Поэтому учитель все
чаще задается вопросами: чему учить и как? каким
предметам отдавать предпочтение в школьном
курсе?
Другая сфера взаимоотношений взрослых и детей в
школе – воспитание. Отсутствие общих внеурочных
интересов приводит к разобщению детей, учителя
превращает в простого урокодателя, губительно
действует на шумный сотворческий дух школьного
улья.
Наши размышления о проблемах развития
познавательной активности ученика послужили
началом экспериментальной работы в школе. В
сотрудничесве с профессором кафедры педагогики
Университета Российской академии образования З.А.Барышниковой
мы начали поиск инновационных технологий
образования, которые помогли бы решить проблему
активизации познавательной активности учеников
в традиционных формах классно-урочной системы.
Зная, что изучение любого предмета включает
знания, способы деятельности, опыт творческой
работы и опыт эмоционально-ценностных отношений,
мы предположили, что две последние составляющие
хорошо поддаются выведению на новый
качественный уровень и за рамки одного урока.
К поиску новой нетрадиционной формы технологии
урока нас подтолкнули нестыковки предметных
программ, желание найти возможные их точки
соприкосновения, расширить кругозор учеников и
повысить их познавательную активность. Так
возникла идея широкой интеграции предметов,
сотрудничества разных учителей-предметников и
учеников в рамках одного урока.
Постепенно в школе сложилась творческая группа
учителей-экспериментаторов, заинтересовавшихся
инновационной технологией интегрированного
урока. Мы хотим рассказать об опыте
сотрудничества учителей музыки,
изобразительного искусства и немецкого языка.
После долгих обсуждений была выбрана основа
интеграции – театрализация как синтетический
вид искусства. Перед творческой группой учителей
встал вопрос о том, с помощью каких сторон
театральной деятельности лаконично объединить
предметные материалы, заставить их по-новому
зазвучать в учебной деятельности, на каких
«китах» построить урок. И вот «киты» нашлись: в
музыке – звук, в языке – слово, в изобразительном
искусстве – цвет. И все они объединились в
кратком слове театр.
А дальше стали выстраиваться параллели, которых
оказалось очень много: звук языковой и
музыкальный, слово поэтическое и бытовое… На
этом этапе стала вырисовываться концепция урока,
его основные идеи и элементы: слово как средство
общения, познания мира, мир нерукотворный и
рукотворный, кукольный театр как его часть. Перед
детьми должно было раскрыться многообразие
жизни.
Какой предмет должен стать опорным? – следующий
вопрос, вставший перед нами. Все важны. Но детей
ограничивает лексико-грамматический запас
иностранного языка, и, следовательно, урок нужно
строить вокруг знаний, умений, навыков, усвоенных
к этому времени на немецком языке. Мы выбрали
сказку Ш.Перро «Золушка», текст которой был
адаптирован к языковому запасу учеников,
дополнен фрагментами струнных квартетов В.-А.Моцарта.
Спектакль был оформлен руками учеников в стиле
изобразительной культуры средневековой
Западной Европы.
Что же должно происходить с детьми на задуманном
нами уроке? Они получают знания по всем трем
предметам, повторяют, закрепляют, но этого мало.
Необходимо так выстроить урок, чтобы каждый
ученик включился в самостоятельную творческую,
исследовательскую работу и сделал для себя
открытие в уже знакомом материале, объединяющем
все три предмета. Так родилось название урока:
«Театр как синтез цвета, света, звука, слова».
Много было споров и при разработке методики
проведения урока. Каким он будет? Как пройдет?
Понравится ли ребятам? Поймут ли наш замысел
коллеги?
Урок прошел на одном дыхании. Ребята живо,
эмоционально реагировали на все происходящее, с
интересом обсуждали главный вопрос урока: что
такое синтез? Вдохновенно играли в спектакле,
очень тонко почувствовали роль света в
театральной постановке. Но без волнений не
обошлось: программа подошла к концу, а ожидаемого
звонка нет. Именно в этот момент мы ощутили всю
сложность интегрированного урока. Пришлось
импровизировать на ходу, подыгрывая друг другу.
Замысел урока не сразу и не всеми был понят и
одобрен, у некоторых наших коллег даже встретил
противодействие и отторжение. А для нас
наступило время анализа и осмысления. На наш
взгляд, на этом уроке удалось достигнуть многого:
– расширить знакомство с эстетическими формами
деятельности;
– активизировать знания в игровой театральной
ситуации;
– познакомить с гранями театральной
деятельности;
– умножить знания по музыке, изобразительному
искусству, немецкому языку;
– использовать полученные знания в повседневной
жизни;
– помочь ребенку ощутить себя благодарным
зрителем;
– показать атмосферу театральной деятельности и
межличностных отношений между художником и
зрителем;
– развить навыки коллективной работы и
творческой дисциплины.
Над методической разработкой второго урока наша
творческая группа работала с еще большим
вдохновением и тщательностью. Нам самим хотелось
еще раз убедиться в правильности наших
предположений и находок и убедить в этом коллег.
Приятно было видеть, как охотно включились
ребята в подготовку следующего интегрированного
урока.
Татьяна ГАЙДУК, преподаватель немецкого языка
Светлана КРАВЧЕНКО, преподаватель изо Москва,
школа № 323
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|