Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Гуманитарный факультет

Педагогика параллельных линий

Синтез нескольких предметов в одном уроке –
задача, которая превращает учителя в режиссера...

На полках книжных магазинов можно выбрать описания и сценарии школьных праздников и открытых уроков на любой вкус, тщательно подготовить мероприятие и с блеском продемонстрировать коллегам или комиссии. Однако есть особая прелесть в том, чтобы придумать собственный урок в сотрудничестве с коллегами по минутам, по шагам, от начала до конца. Он уникален и неповторим – ручная работа, а не серийное производство.

Каждый учитель независимо от возраста, стажа, опыта преподавания в той или иной педагогической системе хочет вырастить ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, способного ставить проблемы и искать способы их решения.
Ежедневно поток информации в современном мире увеличивается и обрушивается на ребенка и учителя, жизнь становится все более сложной, многомерной и динамичной. Поэтому учитель все чаще задается вопросами: чему учить и как? каким предметам отдавать предпочтение в школьном курсе?
Другая сфера взаимоотношений взрослых и детей в школе – воспитание. Отсутствие общих внеурочных интересов приводит к разобщению детей, учителя превращает в простого урокодателя, губительно действует на шумный сотворческий дух школьного улья.
Наши размышления о проблемах развития познавательной активности ученика послужили началом экспериментальной работы в школе. В сотрудничесве с профессором кафедры педагогики Университета Российской академии образования З.А.Барышниковой мы начали поиск инновационных технологий образования, которые помогли бы решить проблему активизации познавательной активности учеников в традиционных формах классно-урочной системы.
Зная, что изучение любого предмета включает знания, способы деятельности, опыт творческой работы и опыт эмоционально-ценностных отношений, мы предположили, что две последние составляющие хорошо поддаются выведению на новый качественный уровень и за рамки одного урока.
К поиску новой нетрадиционной формы технологии урока нас подтолкнули нестыковки предметных программ, желание найти возможные их точки соприкосновения, расширить кругозор учеников и повысить их познавательную активность. Так возникла идея широкой интеграции предметов, сотрудничества разных учителей-предметников и учеников в рамках одного урока.
Постепенно в школе сложилась творческая группа учителей-экспериментаторов, заинтересовавшихся инновационной технологией интегрированного урока. Мы хотим рассказать об опыте сотрудничества учителей музыки, изобразительного искусства и немецкого языка. После долгих обсуждений была выбрана основа интеграции – театрализация как синтетический вид искусства. Перед творческой группой учителей встал вопрос о том, с помощью каких сторон театральной деятельности лаконично объединить предметные материалы, заставить их по-новому зазвучать в учебной деятельности, на каких «китах» построить урок. И вот «киты» нашлись: в музыке – звук, в языке – слово, в изобразительном искусстве – цвет. И все они объединились в кратком слове театр.
А дальше стали выстраиваться параллели, которых оказалось очень много: звук языковой и музыкальный, слово поэтическое и бытовое… На этом этапе стала вырисовываться концепция урока, его основные идеи и элементы: слово как средство общения, познания мира, мир нерукотворный и рукотворный, кукольный театр как его часть. Перед детьми должно было раскрыться многообразие жизни.
Какой предмет должен стать опорным? – следующий вопрос, вставший перед нами. Все важны. Но детей ограничивает лексико-грамматический запас иностранного языка, и, следовательно, урок нужно строить вокруг знаний, умений, навыков, усвоенных к этому времени на немецком языке. Мы выбрали сказку Ш.Перро «Золушка», текст которой был адаптирован к языковому запасу учеников, дополнен фрагментами струнных квартетов В.-А.Моцарта. Спектакль был оформлен руками учеников в стиле изобразительной культуры средневековой Западной Европы.
Что же должно происходить с детьми на задуманном нами уроке? Они получают знания по всем трем предметам, повторяют, закрепляют, но этого мало. Необходимо так выстроить урок, чтобы каждый ученик включился в самостоятельную творческую, исследовательскую работу и сделал для себя открытие в уже знакомом материале, объединяющем все три предмета. Так родилось название урока: «Театр как синтез цвета, света, звука, слова».
Много было споров и при разработке методики проведения урока. Каким он будет? Как пройдет? Понравится ли ребятам? Поймут ли наш замысел коллеги?

Урок прошел на одном дыхании. Ребята живо, эмоционально реагировали на все происходящее, с интересом обсуждали главный вопрос урока: что такое синтез? Вдохновенно играли в спектакле, очень тонко почувствовали роль света в театральной постановке. Но без волнений не обошлось: программа подошла к концу, а ожидаемого звонка нет. Именно в этот момент мы ощутили всю сложность интегрированного урока. Пришлось импровизировать на ходу, подыгрывая друг другу.

Замысел урока не сразу и не всеми был понят и одобрен, у некоторых наших коллег даже встретил противодействие и отторжение. А для нас наступило время анализа и осмысления. На наш взгляд, на этом уроке удалось достигнуть многого:
– расширить знакомство с эстетическими формами деятельности;
– активизировать знания в игровой театральной ситуации;
– познакомить с гранями театральной деятельности;
– умножить знания по музыке, изобразительному искусству, немецкому языку;
– использовать полученные знания в повседневной жизни;
– помочь ребенку ощутить себя благодарным зрителем;
– показать атмосферу театральной деятельности и межличностных отношений между художником и зрителем;
– развить навыки коллективной работы и творческой дисциплины.
Над методической разработкой второго урока наша творческая группа работала с еще большим вдохновением и тщательностью. Нам самим хотелось еще раз убедиться в правильности наших предположений и находок и убедить в этом коллег. Приятно было видеть, как охотно включились ребята в подготовку следующего интегрированного урока.

Татьяна ГАЙДУК, преподаватель немецкого языка
Светлана КРАВЧЕНКО, преподаватель изо Москва, школа № 323

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru