Колонка редактора
“Когда б вы знали, из какого сора...” растут
не только стихи, но и самые лучшие уроки. По
крайней мере мои.
Время от времени я пытаюсь заранее сочинить
правильный урок. Долго и вдумчиво. Все чин по
чину: этапы, задачи... Но неизменно, когда провожу
его, строго придерживаясь конспекта, чувствую
себя так, будто весь класс уселся на санки, а я
везу их по асфальту.
Зато самые лучшие уроки придумывались мгновенно:
я вдруг где-нибудь в метро понимала (видела?
чувствовала?), каким он будет. От начала до конца,
с формами работы, возможными примерами,
дополнительными заданиями, чтобы увлечь сильных,
с заданиями-поддержками для неуверенных в себе.
Это не значит, что я не передумывала его на ходу,
чувствуя, что так будет правильнее, уместнее.
И урок скользил легко, вдохновенно, стремительно
– будто мы вместе с ребятами азартно неслись на
санях с накатанной снежной горы.
Конечно же образ урока возникает не на пустом
месте. Он соткан из детского воспоминания,
перечитанного вовремя стихотворения, запаха
снега, виденного накануне спектакля,
неожиданного телефонного звонка... И из опыта
тысяч проведенных-прожитых уроков.
И только тогда возникают моменты, когда все
получается, легко рифмуются настроение класса,
работа, погода, тексты, стихи звучат
необыкновенно точно и чисто. И случаются
совершенно волшебные вещи: когда с увлечением
читали и писали о кошках, вдруг в приоткрытую
дверь вошел неизвестно откуда взявшийся кот и
уютно устроился на подоконнике. Или после того
как почти целый урок бились над тем, как лучше,
точнее прочитать заклинание февраля из
“Двенадцати месяцев”, завьюжило и замело на
целую неделю.
Дело доходит до того, что ребята всерьез
предлагают: “Надоела слякоть, давайте хороший
зимний текст напишем”.
Трудно поверить, но снег и в самом деле выпал,
правда чахлый и неубедительный. И из этого
первого снежка родился еще один урок.
Утром все в классе, кроме меня, в совершеннейшем
восторге:
– Я, когда шел в школу, увидел снег, поставил
портфель и покувыркался.
– А я набрала его побольше, прижала к себе,
сначала совсем холодно не было, а потом как
заморозило!
А мне пришлось признаться, что для меня
сегодняшнее утро – окончательное расставание с
любимым летом, пролог к бесконечной зиме.
Мы так по-настоящему это обсуждали, что, отменив
все, что было задумано на сегодняшний день, я
взяла с полки томик поэзии и, полистав, нашла
“Первый снег” Брюсова и стихотворение Бунина с
тем же названием. Первое – праздник, сияние, уход
от вчерашней серости и прозы; второе, наоборот,
сожаление, щемящая печаль об уходящем. Ни в одном
известном мне сборнике или учебнике они не стоят
рядом, никогда раньше я не работала с ними в
классе. Только в этом году. Так все сложилось. И,
может быть, никогда не повторится.
Снежок, как водится, растаял. А мы стали писать
сказки о том, почему тает первый снег. А потом
придумаем что-нибудь новое.
Однако нельзя бесконечно вариться в собственном
соку, невозможно бесконечно тратить силы и
вдохновение, ничего не получая извне.
Начались каникулы. Предлагаю для повышения
профессионального уровня отложить на несколько
дней конспекты, планы, программы и тетради. И
просто порадовать себя: перечитать любимую с
юности книгу, посмотреть хороший фильм, позвать в
гости друзей. И первый же урок зазвучит
“...задорен, нежен,
На радость вам и мне”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|