Цвет времени
Новые уроки Октября,
или Восемьдесят четвертый год по
неслучившемуся летоисчислению
«Революция не может стоять на
месте. Она либо идет вперед, либо идет назад».
Карл Радек – Льву Троцкому (1926 год)
Вечер воспоминаний...
Размышлять о революции после десятилетия
демократической России наивно. С одной стороны,
все слова сказаны, все аргументы переведены. И
новые коммунисты из семей правозащитников
охрипли от пафоса, скандируя: «Ленин, Сталин,
ГУЛАГ», и упорные контрреволюционеры из числа
бывших комсомольских активистов насладились
описанием зверств и осквернением могил. Все
лагерные воспоминания опубликованы, все книги,
за которые давали срок, вышли в тираж. В общем, «у
нас была прекрасная эпоха», как заметил писатель
Эдуард Лимонов, уже почти год без суда отдыхающий
в Лефортово по недоказанному обвинению в попытке
организации военного переворота. Несправедливо
это, разумеется, и взятки вокруг берут, и правды в
государстве не найти, но можно утешаться тем, что
единомышленники национал-большевика Эдички
давно расстреляли бы его самого, да и всех его
подруг и знакомых в придачу, если бы история
повторилась при их идейно выдержанном правлении.
Но все-таки очередная годовщина октябрьского
переворота требует внимания. И пусть долгая
память хуже, чем сифилис, как пел еще в
легендарные советские времена Борис
Гребенщиков, – но просто слишком много народу
провели известную часть своей жизни, слушая
разные речи и выпивая стаканчик-другой под
разговоры о всемирно-историческом значении
Великого Октября. Совершенно отрицать это
значение теперь, праздновать какой-то День
национального примирения, когда все, кто мог
примириться, давно умерли и, вероятно, простили
друг другу на небесах или в других местах
массового упокоения душ, было бы как-то очень
легкомысленно по отношению к истории и судьбе. Мы
не сможем уважать себя, если повадимся вновь и
вновь огульно отрицать целые десятилетия, нам
просто необходимо прекратить скопом грешить и
каяться, каяться и грешить. Нужно придумать
какой-то другой мотив социального поведения.
Я отлично помню несколько эпизодов собственной
биографии. Лет в шесть было ужасно жаль, что
революция кончилась и никакого места для
подвигов не осталось. К двенадцати годам
следовало принять главное решение: ты за
нынешнюю власть или против? Именно выбор
«против» давал возможность геройствовать
наново. Мы с друзьями пошли на страшную крамолу и
организовали в пионерской дружине Второй
московской спецшколы группу имени Троцкого.
Написали программу, сочинили устав, вроде все
довольно грамотно, кстати, со знанием основ
троцкизма-ленинизма, хотя откуда мы их взять
могли: ведь Лев Давыдович-то был под строжайшим
запретом, хуже Гитлера. Видимо, в те времена все
эти тезисы и контртезисы циркулировали в крови и
воспроизводились на полном автомате. Все мои
приятели прочли «Краткий курс истории ВКП(б)»
раньше, чем «Винни-Пуха». Однако родители нашли
наши бумажки, испугались не на шутку и запретили
нам – четверым пацанам – общаться друг с другом.
Но Бог с ним, с нежным детством. Уже юношей лет
шестнадцати, вполне сложившимся читателем
Солженицына и Быковского, я стоял ранним утром
седьмого ноября со своей одноклассницей Ирой
Лебле на площади Рижского вокзала. Ира почем зря
ругала советские лозунги, знамена, красный цвет,
серп и молот и все такое прочее, я понимал, что
возражать нельзя, не принято, а меж тем в горле
бился предательский комок любви, мне было так
больно, как будто поносили моих близких и дорогих
родственников. И еще – помню – в десятом классе
почти уже ночью идем мы с Павликом Котовым по
улице Горького, где-то напротив телеграфа, и
жарко спорим о революции. С нами две девушки, мы
познакомились с ними минут десять назад, и они,
верно, надеялись поразвлечься...
В шестидесятые и семидесятые годы отношение к
революции носило экзистенциальный,
смыслообразующий характер. Пена на губах сотен
публицистов, сочинявших по схеме: «Ни славных
дат, ни героизма, ни легендарных эпопей, есть
только жертвы большевизма, архипелаги лагерей»,
в последующие десятилетия как раз и была вызвана
этим пафосом: люди не могли простить себе,
вспоминая, какие элементарные вещи определяли их
существование. Жить с присказкой «Не стукач –
порядочный человек» не менее душно, нежели под
лозунгом «Мы придем к победе коммунистического
труда». Я помню, с каким наслаждением
замечательные питерские поэты Алексей
Александрович и Марианна Львовна Козыревы пили в
захудалом ресторанчике за Сталина,
уничтожившего «этих негодяев» и вернувшего
России «державное величие». Только так в ту пору
можно было идти против всех течений сразу – и
официального, с маленьким Лениным, бегающим в
валенках и обдумывающим, как спасти народ от
угнетения, и еще более нетерпимого кухонного,
оппозиционно-болтливого, когда огромная фига в
небольшом кармашке плохо пошитых брюк позволяла
считать героями немногих удальцов, рискнувших
сказаться больными, когда обсуждали исключение
Пастернака из Союза писателей. Господи, даже
вспоминать стыдно, какие в столицах бушевали
страсти вокруг всех этих проблем, люди не
разговаривали друг с другом годами...
И не исключено, что только сейчас нам дается
возможность вернуться от «морального выбора» к
«реальной истории», взглянуть на значение
революции без гнева и пристрастия, с точки зрения
общенационального действия, а не одной своей
частной биографии.
Констатация исторических банальностей
Мы не станем рассуждать о России, которую не мы
потеряли. До 1917 года в империи гимназисты с
трепетом целовали гимназисток и катили в «Яръ»,
прежде чем отправиться на японский или
германский фронт. Это было, было: страна
развивалась быстро и слаженно, росли города,
строились шоссейные дороги, малиновый звон
скрашивал повседневные будни, и хлеб, каравай за
караваем, экспортировался в Европу. Впрочем,
можно вообразить и совершенно другие картинки.
Любая эпоха стремится быть представлена и как
лирическое стихотворение, и как тошнотворный
лубок, и как злая сатира. Но есть и простые факты.
Ленин и компания учинили на редкость подлый
государственный переворот. Все в нем было
враньем – и лозунги, под которыми народ созывали
на улицы Петрограда в октябре 1917 года – защитим,
мол, город от немцев, – и первые декреты новой
власти («хлеб» – в преддверии жуткого голода и
повседневного кошмара карточной системы, «мир»
– накануне Гражданской войны, когда линия фронта
прошла через каждый дом, «земля» – в ожидании
новой редакции крепостного права, названного
коллективизацией), и демократический пафос
риторики, и оправдания террора, и неумеренное,
без всякой застенчивости, использование слова
«свобода» на фоне полнящихся застенков.
Большевики пришли к власти как временщики. Эту
партию, с удовольствием получавшую деньги от
противника в Первой мировой войне, Россия
совершенно не интересовала, они делали ставку на
«интернациональную революцию». До 30-х годов
запрещалось само слово «родина», за русские
сказки и былины, да что там – за празднование
Нового года с елкой и Дедом Морозом можно было
заработать Соловки.
Понятно, что в таких обстоятельствах общество
оказалось совершенно разрушено и
деморализовано, лучшие, самые активные, склонные
до последнего защищать свои убеждения и свою
свободу люди из всех социальных слоев либо
выдавлены за границу, либо уничтожены. Однако
страна выжила. И не только жила своей особенной,
теперь уже трудно постижимой жизнью, но и
добилась удивительных успехов. Можно сколько
угодно говорить о так называемой «догоняющей
модернизации», провальных пятилетних планах и
т.д. и т.п., но именно в ХХ веке СССР стал одним из
основных игроков на поле мировой политики,
игроком, с которым нельзя было не считаться. Мало
того. Под спудом политической диктатуры, в жуткой
моральной духоте возродилось гражданское
сознание, и каждое новое поколение, пусть и не
принимая правды отцов, все равно искало и
находило смысл социального бытия. Характерно
признание поэтессы Веры Павловой: «Мама не нас
растила – монокристаллы. Папа – процент
извлечения меди из руд». И этот уход в
деятельность, порой нездоровое самоотвержение –
тоже своего рода плод системы, где деньги не
воспринимаются как реальная ценность, а одурь от
всеобщего вранья вдохновляет на эмиграцию в
сферу профессиональных интересов.
Конечно, история не знает сослагательного
наклонения, и можно сколько угодно фантазировать
на тему «Что бы случилось, если бы у власти
осталось Временное правительство?» – но
девяностые годы несколько обрезали крылья этим
фантазиям. Не к лицу России дикий капитализм, и
капиталистическая элита слишком странно
понимает национальные интересы...
Так или иначе мы имеем только то прошлое, которое
прожили.
В человеке все должно быть прекрасно
Все последние годы в отечественной публицистике
преобладала моральная критика октябрьского
переворота. Между тем кажется, что основные
проблемы революции – как это ни прозвучит
чудовищно с точки зрения общепринятой системы
ценностей старой русской культуры, – не там, где
на белый январский снег стекает слеза невинного
ребенка, а там, где царит уродливый стиль газет
«Правда» и «Известия», преследуются узкие брюки
и мини-юбки, на телевизионных экранах постоянно
появляются косноязычные люди с чудовищным
выражением лица. Большевики проиграли
эстетически, у них не было шика и шарма, без
которых в ХХ веке невозможно добиться успеха.
Революционному действу и, главное, последующему
политическому быту не хватало доверия к хорошему
дизайну, художественному решению, хотя бы даже в
стиле окон РОСТА. Низовой характер социального
переворота породил культ общедоступной
усредненности, и яркие люди, которые вполне могли
стать символом системы, воспринимались ее
врагами. Мы не станем сейчас спорить о сталинской
эстетике – о всевозможных высотках, ночных
министерских посиделках, гвардейских знаменах и
школьной форме, о дачах академиков в Мозжинке и
дачах художников в Коневом бору, так или иначе то
был лишь короткий эпизод. Символ и бог революции
Ленин оказался на удивление среднебуржуазен в
своем бытовом поведении и никак не может быть
описан очаровательным и таинственным злодеем.
Биографы откопали только роман с Инессой Арманд,
да и здесь мавзолейный лежалец выглядел примерно
так же, как в сходной ситуации смотрелся бы любой
его современник, посредственный разночинец,
врач-юрист из провинции. Конечно, в
большевистской агиографии существовали
исключения типа госпожи Коллонтай, но именно
эпизоды ее жизни, способные привлечь и
заинтересовать юную романтическую душу, более
всего замалчивались и затушевывались
официальной пропагандой. В итоге режим
совершенно потерял революционную лихость,
размашистое «эх, эх, без креста», его официальные
представители и в рядовых ситуациях, и в
критических эпизодах смотрелись бледно и
уродливо. Здесь не только не могло возникнуть Че
Гевары и Фиделя Кастро на официальном
небосклоне, но и пацаны, и пацанки, увлеченные
кубинской революцией, очень быстро становились
антисоветчиками. Маяковский оказался прав в
своих кошмарах. Победило коммунистическое
мещанство, мелкобуржуазный фикус и
номенклатурные удовольствия. А от подобного
образа власти тошнит, причем рвотные позывы
наблюдаются не только у записных эстетов...
И все же...
В конце 70-х годов Владимир Высоцкий сказал, как
отрубил: «Влиянье наше на планете особенно
заметно вдалеке, в общественном парижском
туалете есть надписи на русском языке». И он
оказался прав. Через полтора десятка лет после
того, как была пропета эта знаменитая песня,
когда московский асфальт только-только успел
остыть от августовского противостояния 1991 года,
французский художник Ив Круа бросил мне,
восторженно повествующему об обороне Белого
дома: «Возможно, вы обрели свободу. Но мир потерял
надежду».
Пока существовал СССР, человечество находилось в
состоянии некоторого равновесия. Две системы
организации власти оказывали друг на друга
давление и вынуждены были казаться менее
людоедскими. Нет смысла сейчас вспоминать, сколь
многого мы достигли благодаря тому, что Леонид
Ильич Брежнев согласился на подписание
Хельсинкских соглашений. Но и на Западе жизнь
совершенно переменилась под влиянием
коммунистической опасности, горячего дыхания
СССР за спиной. Как быстро все это исчезло в 90-е
годы – народная дипломатия, жесткая и глубокая
музыка, призывы к открытым границам, терпимость к
инакомыслию, разговоры об общечеловеческих
ценностях. Герой, сокрушивший дракона, на наших
глазах покрывается панцирем и изрыгает огонь.
Старая сказка, вечная история...
Как ни странно, слова о всемирно-историческом
значении Великой Октябрьской социалистической
революции не кажутся нынче пустой пропагандой.
На протяжении всего страшного в своих
преступлениях и упоительного в своих победах
двадцатого века люди на земле имели политически
подкрепленную возможность выбора. Советский
Союз финансировал коммунистические партии и
национальные движения, и карта мира оказалась
перекроенной. Левый марш гремел по континентам, и
едва ли не самые обеспеченные художники Запада
Джон Леннон и Йоко Оно посвящали музыку герою
рабочего класса.
Возможно, чешский писатель Милан Кундера и прав,
левый поход закончился где-то на границе
Вьетнама и Кампучии, где изумленные европейцы
узрели чудовищные картины полпотовских зверств,
но этот страшный опыт никого не научит, потому
что существовать между банковской конторкой и
супермаркетом ничуть не лучше, чем лежать с
раскроенным черепом в азиатском окопе.
СССР рухнул, демократическая Россия пока только
собирается с силами и неизвестно, какую будет
играть роль в политическом раскладе ХХI века,
Запад принял совершенно новый для себя исламский
вызов, но революция не останавливалась ни на
минуту. Она ищет иных форм и молодых сторонников,
которые способны оказаться и страшнее, и
эффективнее, и честнее породивших их некогда
большевиков.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|