Цвет времени
ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ
Как можно узнать, что живо в настоящий
момент, а что уже становится давней, полузабытой
историей, бесстрастно занесенной в каталоги и
справочники? Выйти седьмого ноября на улицу и
наткнуться на толпу демонстрантов под красными
знаменами. Прошлый век все еще дышит нам в спину и
наступает на пятки. И что бы ни говорили
социологи, подмечая падающую активность
коммунистов на выборах, окончательно порвать с
советской эпохой нам не удастся.
Мы можем строить из себя заядлых либералов, мы
можем притворяться пронырливыми буржуа, мы можем
вздыхать и всплескивать тонкокостными руками,
как настоящие роялисты. Но седьмое ноября будет
стучать в нашей крови, как мутировавший ген.
Не кажется ли здравомыслящему человеку
абсурдным, что школьник, едва зазубривший
основные даты из истории России и только вчера
узнавший, кто именно лежит в запертом ныне
Мавзолее, легко и с превеликим удовольствием
швыряется именами: Троцкий, Маркс, Бакунин,
Сталин, Мао, Кастро?..
Не удивительно ли, что помимо пенсионеров, по
старинке стекшихся к Дзержинской площади, в
толпе часто мелькают разгоряченные лица
студентов-гуманитариев?
“Посттоталитарные дети” – так их иногда
называют. В 1986 году они были слишком малы, чтобы
осознать, что происходит, в 91-м родители
запретили им строго-настрого выходить из дома. А
к 2001-му у этих ребят накопилось слишком много
вопросов к своим родителям. Как то: “Как они
могли допустить, чтобы великий и могучий СССР
развалился?”, “А правда ли, что революция была
так страшна, как ее малюют желтые СМИ?”, “А
почему сейчас в уютной Европе развелось так
много левых активистов вроде антиглобалистов?”,
“Чем власть денег лучше власти, пусть
чудовищной, но все-таки идеи?”.
Было бы замечательно, если бы на них имелись
однозначные ответы. Но ни у кого их нет. Можно
рассказывать длинные истории. Про
репрессированных прадеда-дворянина и
прадеда-большевика, про бабушку, подававшую
надежды оперную певицу, которую не брали ни в
один вуз, ни на одну работу, про Великую
Отечественную, про коммунистические стройки и
пятилетки, про Окуджаву, про Синявского, про
цензуру и доносы, про показуху, про уравниловку и
так далее, и тому подобное. И надо думать,
рассказы эти будут как минимум захватывающими и
неправдоподобными, похожими если не на цитаты из
Хаксли и Оруэлла, так на “Мы” Замятина – страшно
и страшно интересно.
Как можно быть настоящим ценителем свободы, если
ты ее не отвоевывал? Если она неотчуждаема с
рождения? Нынче дети рождаются и просто
пользуются ею, так же как и общественным
транспортом или новой маркой стиральной машины,
– бездумно, без глубокой рефлексии. Те же, кто
задумывается, часто сомневаются, есть ли она на
самом деле. И тогда им хочется в неопределенное
“обратно, где все были счастливы”. И тогда им
грезится “светлое будущее, где все равны и
одинаково прекрасны”.
Один кубинский революционный поэт сказал: “Моя
свобода дается только боем на баррикадах,
другого пути нет”. Конечно же, истолкуем мы, это
поэтическое преувеличение. Вероятнее всего,
правильно и рационально думать по-другому,
по-либеральному, тем более в День примирения. К
тому же стихи нынче юноши и девушки меньше читать
стали – непопулярны, эпоха поэзии прошла вместе
с революционным пафосом и советской цензурой. С
нами же – демократия и свобода нравов. Пиши не
хочу. Танцуй не хочу. Живи не хочу. Главное, чтобы
дети росли счастливыми и здоровыми и вопросов
поменьше задавали.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|