Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАРШРУТЫ

Андрей ТУРКОВ

Возлюбленные дали русской провинции

Два дня провел я осенью в местах, находящихся в каких-нибудь десятках километров друг от друга.
Маленький Талдом не только отмечал ставший для его жителей уже традиционным День города, но и чествовал славных уроженцев этого края – великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина, родившегося 175 лет назад в ближнем селе Спас-Угол, и поэта трагической судьбы, расстрелянного в конце 30-х годов Сергея Клычкова, памятник которому только что поставлен возле местной библиотеки.

Если предыдущая круглая щедринская дата праздновалась у нас четверть века назад весьма широко – вплоть до торжественного заседания в Большом театре, то нынешняя прошла, мягко говоря, очень скромно. В столице в Институте мировой литературы состоялось лишь немноголюдное собрание узкого круга специалистов. В Петербурге же, где протекли долгие годы жизни и деятельности писателя, вообще, кажется, позабыли об этой годовщине.
Глава талдомской администрации Александр Иванович Белов даже высказал мысль, которая, вероятно, не одному ему приходила в голову, что власти по-прежнему не жалуют сатирика: слишком уж много из некогда им написанного до сих пор метит кое-кому не в бровь, а в глаз.
Зато можно гордиться тем, как совсем по-иному отнеслась к памяти Михаила Евграфовича российская провинция, с которой он был тесно связан не только по рождению, но и по своей служебной, “чиновничьей” деятельности – и в Вятке, куда был сослан за свою повесть “Запутанное дело”, и в Твери, и в Рязани, и в Пензе – всюду, где так страстно способствовал освобождению крестьян от крепостного ярма, что был прозван противниками “красным” вице-губернатором и даже “вице-Робеспьером”.
Первой – еще в декабре прошлого года – озаботилась проведением юбилея Тверь, собрав куда более представительную, чем позже столица, научную конференцию. Среди съехавшихся на нее выделялась целая делегация из Саратова, издавна славящегося целым “гнездом” щедринистов во главе с ныне покойным Е.И.Покусаевым.
Потом эстафету подхватил скромный Талдом, где оказались на диво памятливы не только по отношению к самому знаменитому земляку, но и к тем, кто был тесно связан с ним или же впоследствии внес свой вклад в изучение и пропаганду его творчества.
Мало того что в День города здесь не раз вспоминали о местном энтузиасте “щедриноведения” журналисте Владимире Павловиче Саватееве и об известном ученом, авторе многотомной биографии сатирика Сергее Александровиче Макашине. Талдомчане не только пригласили на свой праздник одного из потомков закадычного друга писателя, известного либерального деятеля Алексея Михайловича Унковского – художника Андрея Алексеевича Унковского, но и устроили выставку его работ. Среди них были просто прекрасные пейзажи. Смотришь на них, и вспоминаются строки юбиляра: “Я люблю Россию до боли сердечной...”
А в местном кинотеатре вечером прошла встреча с актрисой и режиссером Натальей Бондарчук, которая четверть века назад вместе с Николаем Бурляевым в качестве дипломной работы, несмотря на явное неудовольствие институтского начальства, экранизировала ряд эпизодов из щедринской “Пошехонской старины”.
Этот редкий по насыщенности день, когда одни гости побывали в Спас-Угле, а другие посетили Дом-музей Клычкова, для некоторых его участников продолжился поездкой в Шахматово, где накануне 80-летия со дня смерти Александра Блока торжественно открыли мемориальный музей в заботливо и скрупулезно воссозданном жилище поэта.
Уже тридцать с лишним лет устраивают в этих живописнейших местах праздник поэзии (разумеется, главным образом блоковской). На сей раз он, естественно, был особенно многолюдным.
Выступая перед собравшимися, один из энтузиастов “воскрешения” Шахматова, литературовед Станислав Лесневский, процитировал блоковские строки:

Старый дом глянет
в сердце мое...

И казалось, вот-вот распахнется окно уютного мезонина и оттуда, как на сохранившейся фотографии, выглянет по-прежнему молодой поэт, озирая эту, как он писал, “возлюбленную поляну” и всю открывающуюся отсюда окрестность.
“Чую дали”, – сказано в одном из его стихотворений, и смысл этих слов был куда шире и глубже их обычного значения. “Весь горизонт в огне” – это не просто картина заката, но и смутное предчувствие “неслыханных перемен, невиданных мятежей”, назревавших в русской жизни, о которых так пророчески говорилось в блоковской поэме “Возмездие”:

Как вешняя река, она
Внезапно двинуться готова,
На льдины льдины громоздить
И на пути своем крушить
Виновных, как и невиновных,
И нечиновных, как чиновных...

Действительно, налетевшая буря сокрушила и скромнейший дом “нечиновных” Бекетовых, в котором вырос автор этих стихов.
Блок стоически перенес эту потерю, как, думается, перенес бы и Лев Толстой утрату Ясной Поляны, случись такое (Лев Николаевич еще в пору пожаров 1905 года думал о подобной возможности и признавался, что ему жалко только Соню – жену, которой нелегко будет пережить это...).
И вот настало время, когда заботами множества людей (всех и не перечислишь!) еще одно гнездо отечественной культуры воскресает как Феникс из пепла, сияет глазами окон, обустраивается, принимая на старые места уцелевшие мемориальные вещи или же, на худой конец, современные им. Глядят со стен знакомые лица родичей и друзей поэта, лежат на стендах книги с его дарственными надписями... И несомненно, фонды новорожденного музея еще пополнятся. Уже в самый день открытия он среди прочих подарков получил книги Блока, переведенные на японский язык (а в Китае издали его биографию; чуял ли поэт такие дали, которые были суждены стихам, рожденным в этом доме?!).
Может быть, потому, что среди гостей было немало “коллег” хозяев праздника – музейных работников из разных мест Подмосковья, в том числе из чеховского Мелихова (у которого, кстати, в будущем году своя памятная дата – 110 лет со времени приобретения Антоном Павловичем этой усадебки), припомнилась мне слышанная там песня:

Из-под камушка, из-под кустика
Течет реченька, речка быстрая,
Вода чистая...

И в самом деле, что Мелихово, что Ясная Поляна, что Спас-Угол, что Мураново, что Шахматово – все это такие поразительно внешне скромные и в то же время драгоценные “камушки”, откуда берут начало многие чистейшие реки отечественной культуры.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru