Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЛЮС-МИНУС ТВ

Александр АВДЕЕНКО

Премия имени меня

Тэффи, небезызвестная писательница, тезка тоже небезызвестной телевизионной премии, только через одно “ф” (ТЭФИ), в фельетоне 1918 года описывала театральную публику и ее отдельных представителей, кичащихся друг перед другом нарядами и украшениями. Две дамы, например, пришли в шляпках с кроссами (нынешней публике не понять, что это такое), а каждый кросс по триста рублей штука. Ну может быть, они и надувают народ: купили за двести, а выражением лица показывают на триста. А вот, по мнению одной зрительницы, взять бы просто три сторублевки, сложить их как-нибудь веером, как-нибудь этак художественно, и прикрепить к шляпке. В смысле естественного впечатления ничуть не хуже этих кроссов, и в публике по крайней мере никакого сомнения не будет, что дорогая отделка. И всем понравится. “Еще бы! Вещь в триста рублей”.
Написано, как всем понятно, в дотелевизионную эру, но как же, однако, подходит к сегодняшнему экрану. Только выход еще проще. Зачем шляпки, какие-то там кроссы, ну и, естественно, сторублевки, когда счет сегодня идет исключительно на тысячи, которые, если их как следует сложить, образуют целый миллион. Это было раньше, пока ОРТ не отобрал у НТВ игру “Как стать миллионером”, на что новый НТВ ответил самой настоящей “Алчностью”, оцениваемой вдвое дороже. Следите за изменением курса!
Какое отношение, спросите вы, имеет все это к нынешней церемонии вручения ТЭФИ, ежегодных премий телевизионной Академии? Отвечу словами еще одного небезызвестного сатирика, а именно Михаила Жванецкого. Он произнес их на ночь глядя в гостях у программы “Ночной полет”, отвечая на вопрос, какую роль играет в нашей жизни телевидение. В нашей жизни, сказал он, телевидение играет огромную положительную и отрицательную роль. Точнее не скажешь.
Сначала о положительной. К премиям 2001 года претензий, подобных тем, что выдвигались раньше, когда в одной номинации нелепо сталкивались абсолютно несопоставимые программы и личности, не предъявишь. Что уже знаменательно: следовательно, телеакадемики слышат не только себя, но и других. И еще знаменательно, что среди новых лауреатов – по-настоящему культурные и значимые проекты, делающие честь телевидению как институту общественных отношений. Как просветителю и миссионеру. Как сострадательному собеседнику, отзывающемуся на чужую боль. Это отмеченные высшим признанием “Умницы и умники”, динамичный и высокоинтеллектуальный конкурс юных знатоков истории, гарантирующий победителям не халявную бутылку пива, а поступление в вуз. Это замечательный праздник поэзии “И все поют стихи Булата...”, поистине соборное действо в память и честь Окуджавы. Это “Путешествия натуралиста” – бесхитростный и очень доверительный интонационно рассказ увлеченного человека о красоте земли и ее меньших обитателях. Это “Жди меня – самый яркий пример того, что называется обратной связью со зрителем: возвращение их родных, близких и любимых. Да и среди ведущих, корреспондентов и авторов программ все имена звучные – например, три великолепных Владимира первой степени: Познер, Молчанов, Ворошилов (посмертно “За вклад в развитие телевидения”). А еще Елена Масюк с ее авторской программой “Этапом на Запад”, а еще старожилы развлекательной программы “Городок” Юрий Стоянов и Илья Олейников. А еще детище Ворошилова – программа “Что? Где? Когда?”, победившая в разделе телевизионных игр. Странно вдруг узнать, что она не отмечалась раньше. Или уже отмечалась? По статусу премии она может вручаться одному и тому же телевизионщику сколь угодно часто. И кажется, уже есть трижды герои мирных телевизионных баталий. По этому поводу один из академиков заметил: а почему нет, коли не выросли лучшие?
Я умышленно не назвал каналы, на которых произведены программы-лауреаты. Это их конкурс, мы же просто рейтинговые единицы, обеспечивающие успех передачам. Увы, поскольку мы все разные, то и голосуем сообразно своим представлениям о том, что такое хорошо, не осознавая, что как раз это подчас и есть плохо. Телевидение такое большое, что на нем свободно умещается высокое и низкое. В звездный час, когда чествуют его героев, низкое уходит за кадр. Чтобы тихонечко возвратиться на следующий день, расползаясь по всем каналам. Михаил Жванецкий сказал об этом афористично кратко: послание тупых тупым. Сатирики не боятся обидеть. Это их хлеб насущный. Тем более что тупые себя таковыми никогда не признают.
Особенно если они находятся по ту сторону экрана, что обращена внутрь студии.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru