СВОЙ ПОЧЕРК
“Это огонь. Ничем не удержишь”
Документальный дар Марианны Таврог
О природе творчества, о причинах,
заставляющих браться снова и снова “за листы
поэм, за кисти...”, сказано уже столько, что
кажется, как и о любви, сказано все. И молодое
дарование легко и без запинки расскажет, что,
дескать, “не могу иначе, пробовал, уж сам не рад –
но не могу”. И слова вроде “служение”, “дар”,
“призвание” даже употреблять неудобно – так
часто их по поводу и без повода пользуют. А только
встретится, если повезет, на пути что-нибудь
такое – настоящее, о чем без громких слов не
обойтись, но наполнятся они особыми смыслами, – и
вопрос “для чего люди делают то, что делают?”
покажется досужим. А зачем, спросите, солнце
светит?
Марк Шагал в одном из интервью сказал, что он всю
свою жизнь создает музей, где все экспонаты –
посвящение любви, чтоб всяк туда входящий
приобщился бы к этому всечеловеческому братству.
Режиссер документального кино Марианна Таврог
уже сорок лет работает, как кажется, не в
Центрнаучфильме, а именно в этом “музее”,
дополняет его экспонатами. Благодаря ей мы
сегодня можем видеть на экране живых Чуковского,
Раневскую, Маршака, Фаворского, Хачатуряна...
После этой фразы обычно говорят: “и многих
других”, но в том-то и дело, что не других, а
именно “таких же”.
Как документалист (если, конечно, он художник, а
не репортер) создает свою реальность? Да так, как
дышит. Все, что мы фиксируем, и есть наш мир, сам по
себе ни хороший, ни плохой. “Кто сам в себе
ресурсов не имеет, тот и в Париже проживет, как в
Угличе” – это Фонвизин, по-моему, как раз по этой
теме высказался. Марианна Таврог создала целую
серию фильмов, посвященных творчеству разных
художников – современников и “старых
мастеров”. Проявила, зафиксировала в реальности
их судьбу, личность и душу. И тем самым нарисовала
свою картину мира.
В 1968 году в поисках историко-художественных
памятников забрела научная экспедиция
Костромского музея в бездорожную деревню
Шаблово и едва ли не случайно наткнулась на
работы неведомого доселе художника –
профессионального и самобытного.
Пиросманашвили? Брейгель? – путались в
сравнениях искусствоведы, пока не поняли, что
имеют дело с подлинным талантом, у которого нет
аналогов в мире. Биографию Ефима Честнякова –
Ефимко, как звали его шабловцы, – собирали по
крупицам. Родился в крестьянской семье и прожил
почти всю свою долгую жизнь в деревне Шаблово.
Устремился было в Питер, в Академию художеств, да
скоро понял свое предназначение: “много ряби на
поверхности вод”, а человек приходит на землю,
чтобы совершенствоваться самому и создавать
красоту вокруг себя. Детей учить, крестьян
рисовать да возводить “Город Всеобщего
Благоденствия”. Мало ли, скажете вы, таких
деревенских мечтателей, затейников-самородков,
способных “и песни, и сказку складывать”. Да
только увидел Илья Репин учебные работы
Честнякова и сразу определил: “Это твой путь. Ты
уже художник. Это огонь – ничем не удержишь”.
(“Художник сказочных чудес”, 1979.)
Именно об этом – о пути – и другой фильм Марианны
Таврог – “Художник и время” (1990). Александр
Тышлер не думал о тщете, о славе, о почестях и,
создавая свои прекрасные фантазии, просто хотел,
чтобы зритель, увидев его картины, ощутил
радость. “Он был тем, кем должен быть по природе,
– художником Тышлером”. И преодолел все ужасы
жизни – искусством. “Башня из слоновой кости”,
– скажете вы. «Это больше, чем “башня”, –
отвечает Марианна Таврог. – Это умение видеть и
желание показать мир таким, каким он может быть
прекрасным».
Странно, подумалось мне, ведь мы привычно
рассуждаем о повышенной уязвленности личности
творческой, о ее беззащитности перед агрессией
внешнего мира – “художника обидеть просто”. А
здесь примеры удивительной силы внутренней
правды. Как будто даже время теряет свою
разрушительную власть: Тышлер, Шагал (фильм
“Марк Шагал – художник из России” Марианна
Таврог сняла в 1987 году) прожили очень длинную
жизнь и до конца дней сохранили и ясный ум, и
жажду творчества.
“Тридцать лет назад я сделала фильм для детей о
творчестве Татьяны Мавриной, – рассказывает
режиссер. – Тогда она была еще сравнительно
молода, много работала. Сейчас я мечтаю о новой
картине – про Марвину в 95 лет. Пять последних лет
она сидела дома, болела, не выходила на улицу,
почти ни с кем не виделась. Но несмотря на все это,
она писала. На свою выставку в Третьяковке помимо
работ ретроспективных она прислала несколько
новых этюдов. И это были такие звонкие, веселые,
жизнерадостные натюрморты и пейзажи, что, глядя
на них, возникало ощущение необыкновенной
радости. И эту радость давала немощная
девяностолетняя женщина. Я считаю, что сделать об
этом фильм – мой долг. Показать силу
человеческого духа. Заразить этой силой”.
Прекраснодушные мечты, имеющие малое отношение к
реальности, фантазии, возразит скептик. А я
отвечу словами Ефима Честнякова: “Фантазия –
она реальна; когда фантазия сказку рисует – это
уже действительность... И потом она войдет в
обиход так же, как ковш для питья. И жизнь будет
именно такой, какой рисует ее наша фантазия”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|