ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Уходящая натура
Главными героями советской
цивилизации
были не вожди и массы,
а обычные люди, учившиеся выживать
Отшумели споры сторонников социализма
и капитализма – сегодня, кажется, они никому не
интересны. В сферу профессиональных занятий
смещаются и споры о природе не социализма вообще,
а того реального социализма, в котором наша
страна провела семь десятилетий; для молодых эта
тема вообще сугубо историческая, а история в виде
теоретических схем не слишком привлекательна...
Молодые с детства предпочитают книжки с
картинками и рассказами о жизни скорее людей, чем
народов. Поэтому любовь и смерть египетской
царицы Клеопатры – сюжет куда более
захватывающий, чем судьба диктатуры
пролетариата в ее реальном российском
исполнении, хотя под колеса этой самой диктатуры
непременно попал кто-нибудь из родственников
современного читателя.
Не надо снисходительно улыбаться низменным
вкусам толпы, она по-своему права: любовь и
смерть, может быть, самое важное в любой истории
– и Древнего Египта, и страны победившего
социализма. Впервые узнав о сталинском терроре, я
была потрясена не столько даже его чудовищной
жестокостью и изощренностью, сколько тем простым
обстоятельством, что в нем и рядом с ним великое
множество людей любили и ссорились, рожали,
покупали пальто и сто граммов колбасы,
радовались весне и пели песни.
Я уверена, что понять уходящую натуру реального
социализма можно, только пристально вглядываясь
в жизнь этого множества простых людей во всех ее
подробностях и бытовых деталях.
Например, только вглядываясь в толщу обыденной
жизни, можно нащупать один из механизмов
выживания в трудных условиях нищеты и тотальной
зависимости от воли начальства: превращение
трудового коллектива, с одной стороны (со стороны
власти), в рычаг управления трудящимися, с другой
(со стороны самих трудящихся) – в инструмент
распределения трудовых усилий и благ по принципу
“максимально возможный объем благ при
минимальных усилиях” (универсальный закон
выживания), а также в инструмент давления на
начальство и шантажа изменением уровня трудовых
усилий. Распределение вечно дефицитных ресурсов
все больше сосредотачивалось на рабочих местах:
начиналось с квартир и мест в детских садах,
путевок в дома отдыха и медицинской помощи,
организации культурного досуга и занятий
спортом, а закончилось в восьмидесятые годы,
когда дефицит стал тотальным – распределением
мяса и колготок. В ответ трудящиеся граждане,
наделяя сам процесс распределения
шекспировскими страстями, одновременно
объединялись в противостоянии всем и всяческим
начальникам, которых не без оснований
подозревали в стремлении взять с них побольше, а
дать поменьше. Шекспировские страсти бушевали и
вокруг постоянного пересмотра норм выработки, а
штурмовщина оказывалась выгодной всем. Это поле
взаимоотношений власти и граждан было как
минимум не менее, а, наверное, более значимо, чем
террор: страхом и принуждением можно заставить
людей работать бесплатно, но нельзя заставить их
работать хорошо и толково.
Превращение истории советского периода в
черно-белое поле борьбы Добра со Злом
абсолютизирует отношение человека и власти. От
того, что мы поменяем знаки, которые всегда
расставляются в соответствии не с Истиной, а с
представлениями о ней автора, от такого
переворачивания плюсов и минусов картина
практически не меняется, ничего нового мы в ней
не увидим. На самом деле история – любая история
– в определенном ракурсе действительно есть
поле борьбы Добра со Злом, только фронт проходит
не через эти отношения человека с властью, а
через самого человека и отношения его с другими
людьми (что, разумеется, не снимает
ответственности с властей, которые тоже, между
прочим, состоят из человеков).
Всеобщее охлаждение к глобальным схемам и
моделям прошлого совпало с общемировым сдвигом
исторической науки к мелким подробностям жизни,
составляющим саму ткань истории. И опять-таки все
началось не с изучения обыденной жизни
предыдущего поколения, а с далекого
Средневековья, с попытки вступить в живой диалог
с человеком, жившим несколько столетий назад. Мы
знаем, что он ел и пил, как представлял себе
устройство Вселенной, чему смеялся и от чего
плакал, что и кому оставлял в наследство. Мы с
изумлением узнали, что он совершенно по-другому,
чем мы, представлял себе течение времени и в
отличие от нас вовсе не был устремлен в будущее.
Почти ничего этого мы не знаем о людях нашего
недавнего прошлого. Разрозненные и
противоречивые свидетельства не складываются в
целостную картину, и концы не связываются с
концами. Академические исследователи прячутся
за констатацией двойственности самой природы
тоталитаризма, окончательно все запутывая:
например, попробуйте объяснить современному
молодому человеку, в начале девяностых только
пошедшему в школу, а то и в детский сад, как
доносы, которые полстраны писали на другую
половину, сочетались с восторженным энтузиазмом,
трудовым и военным героизмом...
А историки между тем свидетельствуют, что
материалов о подробностях быта, о частной жизни
обычных людей сохранилось тем меньше, чем ближе к
нашим дням. В стране всего два-три архива,
собирающих подобные материалы, и у них, как
водится, нет денег. Да и самих материалов мало:
люди предпочитают не вести дневников, которые
каждую минуту могут стать свидетельством
контактов с врагом народа, да и сама привычка
вести дневник сохранилась не у многих.
Уничтожали фотографии, письма, документы,
уничтожали сознательно, из небрежного
равнодушия или просто из-за невозможности
заводить и хранить архив на скудных жилых метрах.
Говорят, мы расстаемся с прошлым смеясь. Не знаю.
Мне кажется, смех – это еще зависимость от
прошлого, это процесс смены знаков, плюса на
минус. Я думаю, мы расстаемся с прошлым, когда
начинаем его описывать как этнографы. Это взгляд
не изнутри, а снаружи, всегда взгляд на Иное.
Например, взгляд питерского культуролога Ильи
Утехина на коммунальную квартиру – с описанием
территории, привычек, нравов и представлений
населяющих это специфически советское
пространство людей. Социолог Лев Гудков считает,
что в нас, сегодняшних жителях отдельных квартир,
во многом сохранился менталитет выходцев из
советских коммуналок и что именно это
обстоятельство мешает многим из нас включиться в
новую жизнь. Но сам факт появления такой чисто
этнографической работы, как утехинская, по-моему,
говорит о том, что натура уходит...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|