Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Когда произносишь слова “виртуальная школа” среди учителей, никто не остается равнодушным. Словно по мановению волшебной палочки люди делятся на ее сторонников и противников. В этом мы смогли убедиться на Пятых Соловейчиковских чтениях, когда маленькая комната-студия с трудом вмещала тех, кто хотел говорить о виртуальной школе. Тогда мы с жаром обсуждали, любые ли программные продукты можно считать учебными пособиями для виртуальной школы. Снова и снова возвращались к обсуждению противоречий, заложенных в самом понятии “виртуальная школа”, думали о роли учителя и структуре образовательного процесса. Сегодня мы продолжаем обсуждение, концентрируясь на этот раз на возможностях и интересах учителя такой школы, сопоставляя опыт отечественной школы с идеями педагогов из Великобритании.

Великобритания
Дик УИЛЛИС

Информация, которую мы выбираем

Безграничные возможности Интернета пойдут образованию впрок, если в школе будут учить главному: самостоятельности

Не отдельный предмет, а новый образ учения

Очень мало, должно быть, найдется учителей или родителей, которые не привыкли к компьютерам в кабинете информатики, к таким фразам, как “информационная технология” или “текстообработка”, в рамках учебной программы.
Не имея достаточного опыта работы с технологиями, некоторые склонны думать, что Интернет может стать либо образовательной панацеей (те, кто верит беззастенчивой рекламе), либо короткой дорогой к испорченности (те, кто верит в страшные истории).
Работники учебной сети южного Бристоля, создатели программы “Кибермастерство”, разработали простую модель для демонстрации того, каким образом Интернет может использоваться в образовании не в качестве части учебной программы, а как средство поддержки и улучшения всего учебного процесса.
Их работа в этой области была связана с участием в программе “Сеть – школам”. Благодаря этой программе сотни учителей Европы обучались сами и обучали своих учеников тому, как составлять и размещать в Интернете материалы по образованию.
В результате этой работы появилось осознание того, что ценность Интернета заключается в его возможности облегчить общение и доступ к информации.

Общение, основанное на тексте

Общение при использовании интернет-технологий может осуществляться различными способами. Самый простой из них – электронная почта, при помощи которой ученики могут вступать в контакт с друзьями по переписке в других школах или странах.
Подобным же образом чат позволяет ученикам или учителям общаться в режиме реального времени. Например, всемирный школьный канал ООН предоставил возможность ученикам вступить в диалог с послом Дании.
Общение, основанное на тексте, имеет огромное преимущество, поскольку является нейтральным посредником. Собеседник на другом конце может быть любой расы или инвалидом, что в обычных условиях сделало бы общение трудным.
Видеоконференция (ВК) открывает целый ряд других возможностей. В Уайзивуде, пригороде Бристоля, 11 школ бристольской образовательной интерактивной сети за последний год активно использовали ВК. Посредством ВК их учителя непрерывно повышают свою квалификацию в Экстерском университете.
Все это реальные примеры применения интернет-технологий. Их основой является человеческая тяга к общению; оно позволяет ученикам (и учителям) овладеть технологией, пользуясь ею как инструментом, а не двигаясь к ней как к цели. Разница велика.

К вопросу об опасностях

Конечно же развитие необходимых навыков требует доступа к необходимым средствам связи. Однако подключение школ к интерактивным источникам чревато совершенно непредсказуемыми расходами, которые могут выйти из-под контроля. К тому же постоянно присутствует опасность, что ученики получат доступ к сомнительным материалам, порнографическим или политическим, либо станут их жертвой.
Существуют механизмы, с помощью которых возможно решить эти проблемы: почти все технические навыки использования интернет-технологий можно наработать на автономной интерсети – закрытой, внутренней сети компьютеров. Таким образом ученики могут развивать навыки работы с электронной почтой, создавать что-то свое, совместно трудиться и все это без риска попасть под влияние сомнительных материалов. Это, однако, немного напоминает ситуацию, когда мы разрешаем водить машину класса “Формула-1” только вокруг автопарка. Если мы хотим, чтобы наши ученики в полной мере участвовали в цифровом мире, тогда мы должны открыть для них доступ к интернет-сетям этого мира. К тому же расходы возможно контролировать: можно использовать системы, которые ограничивают время доступа в интернет каждого ученика, тем самым развивая способность оценивать то, насколько он нуждается в интерактивных источниках для каждого конкретного случая. Это не остановит их поиски порнографии, но до некоторой степени ограничит их в этом, если перед ними стоит выполнение конкретной задачи в ограниченное время.
На заре информационного века возникла и другая громадная проблема – опасность перенасыщения информацией. Очень важно поэтому развивать у учеников способность критически оценивать информацию. Хорошие учителя уже работают усиленно в этой области, но широкий перечень источников в интернете, отсутствие контроля качества заставляет нас добиваться того, чтобы в основе использования этих технологий в образовательных целях лежала способность к критическому анализу.

Проекты вместо уроков

Опыт школ бристольской образовательной сети показывает, что использование интерактивных технологий ведет к тому, что ученики начинают работать сообща и становятся более заинтересованными в результатах своей учебы. В одной спецшколе из вышеупомянутой сети ученики ожидали утром у ворот открытия школы; их пришлось просить покинуть здание школы в конце дня – и это в учреждении, где прежде с трудом удерживали учеников!
Эти различные механизмы общения и обмена информацией способствуют развитию практики проектного обучения. Ученики, работающие вместе, рядом или на расстоянии, могут заниматься проектно-учебной деятельностью, используя информационные технологии. Работая как с цифровыми, так и с традиционными средствами, они развивают навыки планирования и разрешения проблем, научного исследования и оценки проделанной работы, используя при этом человеческие и информационные ресурсы со всего земного шара.
Проектная деятельность под руководством учителя может помочь ученикам рационально использовать интернет-ресурсы. Начиная проект, подростки учатся составлять исследовательский протокол, в который они записывают цель проекта, потенциальные источники информации, способы определения качества этой информации и способ, которым они будут освещать проблему.
После того как несколько учеников составят “протокол”, учитель делает по нему замечания и одобряет его, затем берется возглавлять исследование. Для осуществления проекта подойдут любые средства массовой информации, но учитель заранее договаривается с классом, что Интернет может быть не единственным источником, и также ученикам дается ограниченное время на поиски информации, относящейся к делу. Далее группа обсуждает какие-то сайты по тем критериям, которые они сами определили в протоколе, и сообщает результаты всему классу. Таким образом ученики могли бы сами просматривать web-сайты и определять, насколько они соответствуют проекту.
В то время как ученики пользуются найденными материалами, учитель просматривает любые рекомендованные ими сайты. Если окажется, что они полезны и относятся к школьной программе, их можно скопировать во внутреннюю сеть, чтобы ими могли пользоваться другие, не выходя в Интернет. Так сама школа будет разрабатывать материалы, имеющие отношение к программе. При этом удастся избежать затрат, связанных с выходом в общую сеть, а также риска порнографии.

Перевод
Василия КРАСНИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru