ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Когда произносишь слова “виртуальная
школа” среди учителей, никто не остается
равнодушным. Словно по мановению волшебной
палочки люди делятся на ее сторонников и
противников. В этом мы смогли убедиться на Пятых
Соловейчиковских чтениях, когда маленькая
комната-студия с трудом вмещала тех, кто хотел
говорить о виртуальной школе. Тогда мы с жаром
обсуждали, любые ли программные продукты можно
считать учебными пособиями для виртуальной
школы. Снова и снова возвращались к обсуждению
противоречий, заложенных в самом понятии
“виртуальная школа”, думали о роли учителя и
структуре образовательного процесса. Сегодня мы
продолжаем обсуждение, концентрируясь на этот
раз на возможностях и интересах учителя такой
школы, сопоставляя опыт отечественной школы с
идеями педагогов из Великобритании.
Великобритания
Дик УИЛЛИС
Информация, которую мы выбираем
Безграничные возможности Интернета
пойдут образованию впрок, если в школе будут
учить главному: самостоятельности
Не отдельный предмет, а новый образ
учения
Очень мало, должно быть, найдется
учителей или родителей, которые не привыкли к
компьютерам в кабинете информатики, к таким
фразам, как “информационная технология” или
“текстообработка”, в рамках учебной программы.
Не имея достаточного опыта работы с
технологиями, некоторые склонны думать, что
Интернет может стать либо образовательной
панацеей (те, кто верит беззастенчивой рекламе),
либо короткой дорогой к испорченности (те, кто
верит в страшные истории).
Работники учебной сети южного Бристоля,
создатели программы “Кибермастерство”,
разработали простую модель для демонстрации
того, каким образом Интернет может
использоваться в образовании не в качестве части
учебной программы, а как средство поддержки и
улучшения всего учебного процесса.
Их работа в этой области была связана с участием
в программе “Сеть – школам”. Благодаря этой
программе сотни учителей Европы обучались сами и
обучали своих учеников тому, как составлять и
размещать в Интернете материалы по образованию.
В результате этой работы появилось осознание
того, что ценность Интернета заключается в его
возможности облегчить общение и доступ к
информации.
Общение, основанное на тексте
Общение при использовании
интернет-технологий может осуществляться
различными способами. Самый простой из них –
электронная почта, при помощи которой ученики
могут вступать в контакт с друзьями по переписке
в других школах или странах.
Подобным же образом чат позволяет ученикам или
учителям общаться в режиме реального времени.
Например, всемирный школьный канал ООН
предоставил возможность ученикам вступить в
диалог с послом Дании.
Общение, основанное на тексте, имеет огромное
преимущество, поскольку является нейтральным
посредником. Собеседник на другом конце может
быть любой расы или инвалидом, что в обычных
условиях сделало бы общение трудным.
Видеоконференция (ВК) открывает целый ряд других
возможностей. В Уайзивуде, пригороде Бристоля, 11
школ бристольской образовательной
интерактивной сети за последний год активно
использовали ВК. Посредством ВК их учителя
непрерывно повышают свою квалификацию в
Экстерском университете.
Все это реальные примеры применения
интернет-технологий. Их основой является
человеческая тяга к общению; оно позволяет
ученикам (и учителям) овладеть технологией,
пользуясь ею как инструментом, а не двигаясь к
ней как к цели. Разница велика.
К вопросу об опасностях
Конечно же развитие необходимых навыков
требует доступа к необходимым средствам связи.
Однако подключение школ к интерактивным
источникам чревато совершенно непредсказуемыми
расходами, которые могут выйти из-под контроля. К
тому же постоянно присутствует опасность, что
ученики получат доступ к сомнительным
материалам, порнографическим или политическим,
либо станут их жертвой.
Существуют механизмы, с помощью которых возможно
решить эти проблемы: почти все технические
навыки использования интернет-технологий можно
наработать на автономной интерсети – закрытой,
внутренней сети компьютеров. Таким образом
ученики могут развивать навыки работы с
электронной почтой, создавать что-то свое,
совместно трудиться и все это без риска попасть
под влияние сомнительных материалов. Это, однако,
немного напоминает ситуацию, когда мы разрешаем
водить машину класса “Формула-1” только вокруг
автопарка. Если мы хотим, чтобы наши ученики в
полной мере участвовали в цифровом мире, тогда мы
должны открыть для них доступ к интернет-сетям
этого мира. К тому же расходы возможно
контролировать: можно использовать системы,
которые ограничивают время доступа в интернет
каждого ученика, тем самым развивая способность
оценивать то, насколько он нуждается в
интерактивных источниках для каждого
конкретного случая. Это не остановит их поиски
порнографии, но до некоторой степени ограничит
их в этом, если перед ними стоит выполнение
конкретной задачи в ограниченное время.
На заре информационного века возникла и другая
громадная проблема – опасность перенасыщения
информацией. Очень важно поэтому развивать у
учеников способность критически оценивать
информацию. Хорошие учителя уже работают
усиленно в этой области, но широкий перечень
источников в интернете, отсутствие контроля
качества заставляет нас добиваться того, чтобы в
основе использования этих технологий в
образовательных целях лежала способность к
критическому анализу.
Проекты вместо уроков
Опыт школ бристольской образовательной
сети показывает, что использование
интерактивных технологий ведет к тому, что
ученики начинают работать сообща и становятся
более заинтересованными в результатах своей
учебы. В одной спецшколе из вышеупомянутой сети
ученики ожидали утром у ворот открытия школы; их
пришлось просить покинуть здание школы в конце
дня – и это в учреждении, где прежде с трудом
удерживали учеников!
Эти различные механизмы общения и обмена
информацией способствуют развитию практики
проектного обучения. Ученики, работающие вместе,
рядом или на расстоянии, могут заниматься
проектно-учебной деятельностью, используя
информационные технологии. Работая как с
цифровыми, так и с традиционными средствами, они
развивают навыки планирования и разрешения
проблем, научного исследования и оценки
проделанной работы, используя при этом
человеческие и информационные ресурсы со всего
земного шара.
Проектная деятельность под руководством учителя
может помочь ученикам рационально использовать
интернет-ресурсы. Начиная проект, подростки
учатся составлять исследовательский протокол, в
который они записывают цель проекта,
потенциальные источники информации, способы
определения качества этой информации и способ,
которым они будут освещать проблему.
После того как несколько учеников составят
“протокол”, учитель делает по нему замечания и
одобряет его, затем берется возглавлять
исследование. Для осуществления проекта
подойдут любые средства массовой информации, но
учитель заранее договаривается с классом, что
Интернет может быть не единственным источником,
и также ученикам дается ограниченное время на
поиски информации, относящейся к делу. Далее
группа обсуждает какие-то сайты по тем критериям,
которые они сами определили в протоколе, и
сообщает результаты всему классу. Таким образом
ученики могли бы сами просматривать web-сайты и
определять, насколько они соответствуют проекту.
В то время как ученики пользуются найденными
материалами, учитель просматривает любые
рекомендованные ими сайты. Если окажется, что они
полезны и относятся к школьной программе, их
можно скопировать во внутреннюю сеть, чтобы ими
могли пользоваться другие, не выходя в Интернет.
Так сама школа будет разрабатывать материалы,
имеющие отношение к программе. При этом удастся
избежать затрат, связанных с выходом в общую
сеть, а также риска порнографии.
Перевод
Василия КРАСНИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|