ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Когда произносишь слова “виртуальная
школа” среди учителей, никто не остается
равнодушным. Словно по мановению волшебной
палочки люди делятся на ее сторонников и
противников. В этом мы смогли убедиться на Пятых
Соловейчиковских чтениях, когда маленькая
комната-студия с трудом вмещала тех, кто хотел
говорить о виртуальной школе. Тогда мы с жаром
обсуждали, любые ли программные продукты можно
считать учебными пособиями для виртуальной
школы. Снова и снова возвращались к обсуждению
противоречий, заложенных в самом понятии
“виртуальная школа”, думали о роли учителя и
структуре образовательного процесса. Сегодня мы
продолжаем обсуждение, концентрируясь на этот
раз на возможностях и интересах учителя такой
школы, сопоставляя опыт отечественной школы с
идеями педагогов из Великобритании.
Чтобы оценить идею,
ее обязательно надо попробовать
Есть несколько обстоятельств, по
которым мне стало важно приступить к организации
виртуальной школы для ребят. Особенно для тех,
кто не хочет по какой-либо причине ходить в школу
обычную. (Заметьте, я не говорю «не хотят
учиться», а вот именно «не хотят ходить в обычную
школу».) Таких подростков день ото дня становится
все больше. Говорят, в США их перевалило за
миллион.
Во-первых, к попытке создать виртуальную школу
меня приводит собственная педагогическая
биография. Мне уже немало лет, и я вполне понимаю,
что если предпочту держаться за свое прошлое,
горделиво воспроизводить то, что сделала раньше,
пусть даже превосходно, моя работа вряд ли
кого-либо удовлетворит – другие времена, другие
нравы. Хотелось бы соответствовать сегодняшнему
дню.
Во-вторых, я люблю читать мемуары, а в них
написано, что у нас в России, как нигде в Европе, в
прошлые времена было распространено именно
домашнее обучение: лет до десяти в
интеллигентных семьях ребятишек учили их
собственные матери или приглашались домашние
учителя. Но все равно обучение и воспитание детей
было прежде всего материнской ответственностью,
а потому происходило именно дома. Почти в любой
детской комнате кроме детской кроватки стоял
письменный стол, между дверьми висели турник или
качели, а иногда в детскую водружался и маленький
верстачок. Музицировать тоже учили, как правило,
матери. Константин Дмитриевич Ушинский писал,
что школа только тогда хороша, когда она
пронизана семейным характером и более походит на
семью, чем на школу.
Вы спросите, при чем здесь виртуальная школа? Но
ведь понятно, что пройдет еще несколько лет и в
каждом доме все это появится: компьютеры, видео,
Интернет, как уже появились телевизоры или
телефоны. Но хорошо бы, чтобы к тому времени наши
дети научились самостоятельно использовать их в
целях собственного образования. А привыкать
работать самостоятельно можно и без компьютеров,
особенно в младшем возрасте.
Когда я лет восемь назад попробовала вместе со
своими друзьями создать детский сад и начальную
школу, где вся обстановка и уклад жизни детей и
взрослых сильно напоминали семейный, а не
традиционно школьный, мои сомнения по поводу
пользы самообучения детей и вовсе рассеялись. Я
наблюдала свободное и естественное развитие
ребенка в понятной и с энтузиазмом принимаемой
им среде, где учитель вовсе не был главным
источником информации и строгим экспертом. Уже
тогда мне стало ясно, что дело именно в средствах,
которые педагог профессионально создает для
самостоятельного учения школьников, а не в
технологиях проведения уроков. Даже самые лучшие
из этих технологий, к сожалению, не помогают, а
только тешат самолюбие их взрослых
изобретателей. Что касается воспитания, то в
школе, куда я вкладывала свои силы, оно
соответствовало правилам, принятым в моем
собственном родительском доме и естественным
образом переданным сначала мне самой, а потом и
моим выросшим детям. Мне кажется, существует
некое нематериальное наследство, остающееся в
семейной культуре поколений. На него-то я и
опиралась в своей профессиональной работе, а не
на знания о воспитании детей, полученные в
педагогическом университете. Это могут быть
очень простые правила жизни: старшие помогают
младшим, а младшие – старшим, все стараются друг
другу не мешать, заботятся о тех, кто рядом,
учатся один у другого. Все остальное зависит от
меры ответственности, которую берет на себя
любой – и ребенок, и взрослый человек, совершая
те или иные поступки. Как ни странно, по этим
нехитрым правилам можно жить дома и в дружеской
компании, а в школе, даже самой демократической,
– оказывается, почти невозможно. Традиционный,
выработанный веками школьный уклад не позволяет
таких допущений. Культ личности учителя и
сегодня вряд ли преодолим. Поэтому, делаю я вывод,
многим ребятам легче учиться не в школе, а дома,
где ученье невольно становится их собственным
делом, от них самих зависящим, где без этих правил
общежития просто не обойтись. А на досуге,
конечно, общаться с друзьями, сверстниками и
взрослыми, в клубных компаниях, на школьных
сессиях и сборах.
Есть и третье обстоятельство, которое подвигает
к раздумьям о виртуальной школе.
Меня всегда привлекал исследовательский
характер труда учителя. Помню, как я радовалась
тридцать лет назад, когда прочитала в
«Комсомолке» статью С.Соловейчика о методе
Шаталова. Там рассказывалось о его опорных
конспектах по физике и математике. Но я учила
детей русскому языку. Можно ли применить метод
Шаталова в работе, скажем, над синтаксисом?
Несколько бессонных ночей, и вот уже на классной
доске – опоры. Удачные или пока неудачные – не
важно. Главное, процесс работы над ними
доставляет мне радость, творческий энтузиазм и
уверенность в своей профессиональной
состоятельности. Что еще нужно учителю?!
История повторилась, когда я увлеклась
педагогикой М.Монтессори. Уже на втором шаге,
когда точная трансляция метода стала казаться
мне скучной и я убедилась в безусловной
успешности его классического варианта, мне
захотелось самой на основании принципов системы
и моего собственного жизненного и
профессионального опыта создать серию
дидактических материалов и рабочих тетрадей для
самостоятельной учебной деятельности детей. На
этот раз я увидела энтузиазм не только у себя
самой, но и у моих коллег, работавших в нашей
монтессори-школе. Большинство педагогов,
конечно, могут стать таковыми, но только при
условии, что попадут в соответствующие
обстоятельства. Если, например, им сказать, что
отныне можно никого не учить, а лишь
разрабатывать вместе с каждым отдельным
ребенком его образовательный маршрут. Или,
например… он должен выстроить компьютерный курс
по своему предмету, но так, чтобы это вместе с ним
делал и его ученик. Именно за это учителю будет
определена заработная плата.
Раньше компьютеров не было, и никому не приходила
в голову идея виртуальной школы. А лет десять
назад она появилась в Америке и в Японии. Затем
переселилась в Европу. Рассказывают, что
американцы уже разочаровались в своих
виртуальных школах, как, впрочем, и в большинстве
реально существующих. Они вообще недовольны
своей образовательной системой. Так что нечего и
сравнивать. А европейцы с распространением новых
информационных технологий, наоборот, увлеклись
идеей виртуального образования. Их кроме прочего
увлекают еще и возможность безграничного
расширения образовательного пространства,
интернациональный характер обучения детей.
Но мне кажется, только российские учителя,
опробовав идею виртуальной школы в своей
практике, смогут отвергнуть или поднять ее на
щит. Потому что нигде в мире не изобретено таких
мощных методов внешкольного воспитания детей,
как в нашей стране. А ведь виртуальная – это и
значит внешкольная.
Таково мое понимание и отношение к проекту,
который мы с моими нынешними коллегами по работе
в школьном отделе «Первого сентября» собираемся
и уже начали воплощать в жизнь, несмотря на
немалые возражения со стороны не верящих в эту
идею друзей, читателей газеты и другой
педагогической общественности. Посмотрим, что у
нас получится.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|