ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Когда произносишь слова “виртуальная
школа” среди учителей, никто не остается
равнодушным. Словно по мановению волшебной
палочки люди делятся на ее сторонников и
противников. В этом мы смогли убедиться на Пятых
Соловейчиковских чтениях, когда маленькая
комната-студия с трудом вмещала тех, кто хотел
говорить о виртуальной школе. Тогда мы с жаром
обсуждали, любые ли программные продукты можно
считать учебными пособиями для виртуальной
школы. Снова и снова возвращались к обсуждению
противоречий, заложенных в самом понятии
“виртуальная школа”, думали о роли учителя и
структуре образовательного процесса. Сегодня мы
продолжаем обсуждение, концентрируясь на этот
раз на возможностях и интересах учителя такой
школы, сопоставляя опыт отечественной школы с
идеями педагогов из Великобритании.
Тьюторская история,
или Каким я вижу учителя в
пространстве виртуальной школы
Честно, я не знаю, почему захотела
попробовать свои силы в проекте “Виртуальная
школа”.
Может быть, потому, что мне сильно не повезло с
реальной, стоящей на земле школой в собственном
детстве. И довольно рано я стала мечтать о школе,
в которой все будет не так. Конечно, тогда еще не
было всеобщего доступа к Интернету, но идеи
самостоятельного, осмысленного, творческого
учения витали в том воздухе, которым я дышала.
А может быть, я решила стать тьютором в такой
необычной школе потому, что слишком люблю
историю, чтобы засушивать ее между страницами
учебника, и мне кажется, что десяток энциклопедий
принесет большую пользу, чем самый лучший
учебник (Интернет, по моему опыту, как раз и есть
такая огромная энциклопедия). Роешься, роешься и
обязательно что-нибудь интересное находишь.
Правда, существенный вопрос – умеешь ли ты
рыться и просеивать информацию? Для этого и нужен
тьютор, с которым можно обсуждать качество и
количество вытащенной информации.
Такая роль мне нравится больше, чем роль учителя.
Идти рядом с учеником, поддерживая его в
самостоятельном движении, гораздо интереснее,
чем давать очередной урок. Писать, например, друг
другу электронные письма, обсуждая продвижение
ребенка (подростка) и возникшие в процессе новые
идеи вместо того, чтобы проверять тетради,
ужасаясь грязи и отсутствию старания. Причем
настаивать в переписке на живой, осмысленной
речи, украшенной эмоциями, а не на точности
формулировок и близости к изучаемому тексту. Или
конструировать курс той же истории (математики,
физики, химии, языка) вместе, а не задавать и
спрашивать даты, формулы и имена.
Впрочем, сомнения остаются. Не думаю, что
Интернет годится для задушевных разговоров,
которые часто случаются, когда человек выбрал
себе учителя. Я думаю, что в случае виртуальной
школы речь идет именно о выборе ребенком того
взрослого, который ему интересен (в том числе и
по-человечески интересен. Без этого, как мне
кажется, не может состояться образование). Это
все-таки возможно только глаза в глаза.
И еще я думаю об ученике. Кто ко мне придет?
Мечтатель, скучающий за учебниками, деятель,
которому нужно огромное поле, или кто? Не знаю.
Скорее всего человек отчаянный и храбрый, потому
что не всякий ученик решится, я думаю, строить
свое систематическое образование (а не только
образование вокруг конкретного интереса) при
помощи собственных (в первую очередь!) усилий.
Человек, готовый не отворачиваться от
трудностей, потому что велик соблазн все бросить
если что (такая возможность всегда есть). И,
наверное, все-таки в достаточной степени
ориентирующийся в Сети. А еще – готовый все время
оглядываться на пройденный вместе путь, чтобы
понимать, куда двигаться дальше.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|