ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Когда произносишь слова “виртуальная
школа” среди учителей, никто не остается
равнодушным. Словно по мановению волшебной
палочки люди делятся на ее сторонников и
противников. В этом мы смогли убедиться на Пятых
Соловейчиковских чтениях, когда маленькая
комната-студия с трудом вмещала тех, кто хотел
говорить о виртуальной школе. Тогда мы с жаром
обсуждали, любые ли программные продукты можно
считать учебными пособиями для виртуальной
школы. Снова и снова возвращались к обсуждению
противоречий, заложенных в самом понятии
“виртуальная школа”, думали о роли учителя и
структуре образовательного процесса. Сегодня мы
продолжаем обсуждение, концентрируясь на этот
раз на возможностях и интересах учителя такой
школы, сопоставляя опыт отечественной школы с
идеями педагогов из Великобритании.
Не такие, как все,
или Каким я вижу ученика в
пространстве виртуальной школы
Итак, кто мой ученик? И чего я жду от
общения с ним в виртуальной школе? Я – учитель
истории и обществоведения школы реальной. В ней я
каждый день нос к носу сталкиваюсь с теми, кого в
виртуальной знаю только по компьютеру. Тексты –
в чате и электронной почте. Я чувствую, что знаю о
них очень мало. С чего я начну? Я скажу, напишу,
предложу: хочешь вместе со мной создавать свои
образы прошлого, людей, живших когда-то на Земле?
Нет, не так! Я ведь знаю, что надо ждать вопроса
самого ученика. Если нет вопроса, к чему
заниматься такой наукой для взрослых, как
история. Вы же замечали, что история тем больше
интересует человека, чем он старше. Тогда
появляется интерес к мемуарам, начинает
волновать собственная прожитая жизнь. И у этой
собственной жизни появляется фон исторических
событий. Оказывается, что параллельно с тобой
жил, например, Юрий Олеша, а ты читала раньше его
“Трех толстяков” и думала: вот это классик!
Поэтому я спрашиваю своего виртуального ученика:
как ты к прошлому относишься? К прошлому своей
жизни? Тебе она интересна или нет? А к прошлому
друзей, родных и близких? Может быть, тебе близок
кто-то из людей, живших давным-давно, но совсем не
родственник? Какие события из прошлого тебе
интересны? Хотя какое нам, в сущности, дело до
подожженного Рима?
Мы вместе с учеником обнаруживаем контуры
островов его интереса в море прошлого. Сначала
они расплывчаты и в его, и в моем сознании и нежно,
смутно прорисованы. Но проходит время, острова
прошлого укрупняются, становятся обитаемы.
Переплетаются судьбы и события, они образуют
сложный исторический узор прошедшего времени.
Теперь о том, как движется ученик в пространстве
прошлого. Думаю, он может медленно (то есть это
мне кажется, что медленно) создать свой
виртуальный мир истории людей. Это альбом. И,
возможно, первая его страница – совсем не
древнейшие палеолитические времена, а Ленин в
семнадцатом году. Тогда нужны еще 2–3 точки
интереса к прошлому. Постепенно они расширяются,
умощняются, глядишь, это уже не точки, а круги
интереса. Возникает понимание, что было до и
после некоторого события. Странички
виртуального альбома становятся все насыщеннее
и содержательнее. И уже школьная программа по
истории не кажется такой “страшилкой” из дат,
имен и событий. Так моя позиция учителя
виртуальной школы смещается в сторону
фасилитатора, тьютора. И это мне нравится. Мне
интересно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|