Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Когда произносишь слова “виртуальная школа” среди учителей, никто не остается равнодушным. Словно по мановению волшебной палочки люди делятся на ее сторонников и противников. В этом мы смогли убедиться на Пятых Соловейчиковских чтениях, когда маленькая комната-студия с трудом вмещала тех, кто хотел говорить о виртуальной школе. Тогда мы с жаром обсуждали, любые ли программные продукты можно считать учебными пособиями для виртуальной школы. Снова и снова возвращались к обсуждению противоречий, заложенных в самом понятии “виртуальная школа”, думали о роли учителя и структуре образовательного процесса. Сегодня мы продолжаем обсуждение, концентрируясь на этот раз на возможностях и интересах учителя такой школы, сопоставляя опыт отечественной школы с идеями педагогов из Великобритании.

Евгения СОКОЛОВА

Не такие, как все,

или Каким я вижу ученика в пространстве виртуальной школы

Итак, кто мой ученик? И чего я жду от общения с ним в виртуальной школе? Я – учитель истории и обществоведения школы реальной. В ней я каждый день нос к носу сталкиваюсь с теми, кого в виртуальной знаю только по компьютеру. Тексты – в чате и электронной почте. Я чувствую, что знаю о них очень мало. С чего я начну? Я скажу, напишу, предложу: хочешь вместе со мной создавать свои образы прошлого, людей, живших когда-то на Земле? Нет, не так! Я ведь знаю, что надо ждать вопроса самого ученика. Если нет вопроса, к чему заниматься такой наукой для взрослых, как история. Вы же замечали, что история тем больше интересует человека, чем он старше. Тогда появляется интерес к мемуарам, начинает волновать собственная прожитая жизнь. И у этой собственной жизни появляется фон исторических событий. Оказывается, что параллельно с тобой жил, например, Юрий Олеша, а ты читала раньше его “Трех толстяков” и думала: вот это классик!
Поэтому я спрашиваю своего виртуального ученика: как ты к прошлому относишься? К прошлому своей жизни? Тебе она интересна или нет? А к прошлому друзей, родных и близких? Может быть, тебе близок кто-то из людей, живших давным-давно, но совсем не родственник? Какие события из прошлого тебе интересны? Хотя какое нам, в сущности, дело до подожженного Рима?
Мы вместе с учеником обнаруживаем контуры островов его интереса в море прошлого. Сначала они расплывчаты и в его, и в моем сознании и нежно, смутно прорисованы. Но проходит время, острова прошлого укрупняются, становятся обитаемы. Переплетаются судьбы и события, они образуют сложный исторический узор прошедшего времени.
Теперь о том, как движется ученик в пространстве прошлого. Думаю, он может медленно (то есть это мне кажется, что медленно) создать свой виртуальный мир истории людей. Это альбом. И, возможно, первая его страница – совсем не древнейшие палеолитические времена, а Ленин в семнадцатом году. Тогда нужны еще 2–3 точки интереса к прошлому. Постепенно они расширяются, умощняются, глядишь, это уже не точки, а круги интереса. Возникает понимание, что было до и после некоторого события. Странички виртуального альбома становятся все насыщеннее и содержательнее. И уже школьная программа по истории не кажется такой “страшилкой” из дат, имен и событий. Так моя позиция учителя виртуальной школы смещается в сторону фасилитатора, тьютора. И это мне нравится. Мне интересно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru