ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Когда произносишь слова “виртуальная
школа” среди учителей, никто не остается
равнодушным. Словно по мановению волшебной
палочки люди делятся на ее сторонников и
противников. В этом мы смогли убедиться на Пятых
Соловейчиковских чтениях, когда маленькая
комната-студия с трудом вмещала тех, кто хотел
говорить о виртуальной школе. Тогда мы с жаром
обсуждали, любые ли программные продукты можно
считать учебными пособиями для виртуальной
школы. Снова и снова возвращались к обсуждению
противоречий, заложенных в самом понятии
“виртуальная школа”, думали о роли учителя и
структуре образовательного процесса. Сегодня мы
продолжаем обсуждение, концентрируясь на этот
раз на возможностях и интересах учителя такой
школы, сопоставляя опыт отечественной школы с
идеями педагогов из Великобритании.
Компьютер – только инструмент
А главное все равно зависит от нас
Хороша виртуальная школа или нет? Таит
ли уже сама идея такой школы в себе опасности или
открывает удивительные перспективы? И прежде
всего – шаг ли это вперед или… Бессмысленно и
бесполезно разбираться в этом – все будет так и
именно так, как решит для себя каждый из нас. Я
просто думаю, что виртуальная школа – это именно
то, что мне сейчас важно и нужно. И вот, например,
почему.
В виртуальной школе (где виртуальными являются
лишь стены, классы и нянечки…) обеспечить
учителя аудиторией, а ученика авторитетами и
авторитетными мнениями не сложнее, а проще, чем в
школе реальной. У преподавателя появляются новые
средства и инструменты «трансляции» – правда, их
предстоит осваивать.
Как это может выглядеть на деле? Учитель создает
курс, изучает и отбирает для него ссылки на
информационные ресурсы в Сети; пишет задания,
которые доступны всем желающим проверить свои
знания, и публикует их на сайте школы. Теперь
учителю предстоит убедиться, что его курс
успешен/не успешен, принять на е-мейл ответы
учеников, проанализировать их и оценить. Далее
существующий курс можно бесконечно улучшать и
совершенствовать или, кто знает, вообще заняться
чем-нибудь другим. В более сложном варианте всю
рутинную работу (публикация обновлений курса,
обработка почты и анализ ответов) выполняет
компьютер. Важно понять и уяснить для себя: курс
пишет учитель – живой, умный; изучает курс и дает
ответы ученик – любопытный, добросовестный или
совсем наоборот, как и бывает. Компьютер и
Интернет – даже не посредники, а просто средство,
инструмент.
Или пройдем такой дорожкой: виртуальный учебник
– виртуальные курсы – виртуальная школа. Под
виртуальным учебником я понимаю учебник,
которого как бы нет – он существует в виде
программы, которая меняется и модифицируется в
зависимости от того, кто с ней работает. И это
просто – таких программ много. По сути, любой
компьютерный тренажер иностранного языка –
пример виртуального учебника. И не обязательно
лезть в интернет, чтобы программу такую найти.
Виртуальные курсы. Здесь интернет уже нужен. Либо
как минимум нужна компьютерная сеть, доступ в
которую каким-то образом ограничен. Понятно, что
виртуальные курсы – просто место в Сети, где
предоставляется возможность тренироваться в
навыках или получать новые знания по
существующим виртуальным учебникам. Они уже
есть. Мало.
Осталось совсем немного напрячь фантазию, чтобы
представить, что курсы могут быть объединены в
школу: достаточно создать программу (в смысле
план) образования и собрать в одном каком-то,
пусть виртуальном, месте действующие проекты.
Уже есть, но совсем мало.
Какое отношение все это имеет к сегодняшней
школе и школьным предметам? К алгебре, например.
Даже не вдаваясь в сложные рассуждения о том, с
какой целью мы находили площади всевозможных
треугольников, ясно, что большую часть знаний мы
получали из учебников, с авторами которых не были
знакомы. И роль учителя заключалась в том, чтобы
заинтересовать и создать мотив, пробудить
желание разгадывать сложные задачки, а может, и
научить видеть в равновесии формул особенную
красоту. С помощью учителя мы учились у учебника.
Человек, испытывающий потребность и
необходимость получать новые знания, – еще не
ученик. Такой человек не в наставнике испытывает
потребность, а в знаниях. Ученик – это человек,
готовый довериться авторитету учителя.
Человек, владеющий знаниями и опытом, которые
кем-то востребованы, – еще не учитель. Учитель –
это человек, который может знания эти передать.
Талантливый учитель умеет создавать себе
учеников.
У учителя могут быть две цели: транслировать себя
и транслировать знания. Разница невелика: в
первом случае речь идет о собственном опыте, во
втором – об опыте чужом или общем. У ученика тоже
может быть несколько целей: убедиться, что он
лучший; убедиться, что он прав; наслаждаться
возможностью роста.
Каким образом отсутствие стен и нянечек может
помешать ученику и учителю состояться в
виртуальной школе? Я не вижу ни одного повода
яростно защищать правильность и
исключительность существующей школы-дома, так же
как не вижу необходимости отстаивать право на
существование школы в Сети – такие школы просто
уже есть. Скажу лишь, что очевидная возможность
выбора – это всегда здорово.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|