Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Екатерина ОРЛОВА,
учитель русского языка

Искусство удержаться от подсказки

О маленьком опыте поиска ответов на «большие» вопросы

Необходимо ли школе специальное пространство для проектной работы ребят? Вряд ли возможен однозначный ответ на этот вопрос, поскольку все будет зависеть от того, какую школу мы пытаемся создавать. Для меня за несколько лет попыток работать в проектном режиме с детьми стало абсолютно ясным: если педагог сам не строит свою деятельность как проектную (хотя бы в какой-то одной отдельно взятой сфере), то о каком руководстве детскими проектами или совместном проектировании с учениками может идти речь? Часть детей, попробовавших такой способ работы, «подсаживаются» на него всерьез и надолго, другие же – отказываются от проектов наотрез, зачастую очень основательно аргументируя свою позицию. Ничего страшного, на мой взгляд, здесь нет, совсем наоборот: замечательно, что появляется еще одна возможность «подумать про себя», расставить приоритеты, оценить склонности и способности, выбрать способы. Важно только – и это опять же будет касаться и учеников, и учителей – не говорить «нет», не попробовав, причем пробы должны происходить в хорошо организованных соответствующих условиях, включающих в том числе и грамотное руководство. Иначе сложно будет определить, что именно повлияло на формирование негативного отношения к проектному методу.
Рассчитывать на успешность проектной деятельности, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для ученика в данный момент материале. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. И самым сложным для педагога становится именно процесс проявления и уточнения интереса ребенка, совместного с ним «выкристаллизовывания» замысла будущего проекта. Сплошь и рядом дети сами не в состоянии сразу изложить сколь-нибудь оформленную идею, более того, поиски ее порой превращаются чуть ли не в самую длительную и трудоемкую (по крайней мере для учителя) часть работы. Главное – не поддаться соблазну предложить ученику готовый вариант (если только это не первый для него опыт подобной деятельности и будущему проекту предстоит сыграть роль модельного, хотя, думаю, и в этом случае все же лучше «зацепиться» за то, что интересно конкретному ребенку). Если же у вас все-таки хватит на это терпения, времени и – что для меня лично часто оказывается главной проблемой – умения, можно быть почти уверенным, что и проект не «умрет» раньше стадии завершения и с развитием рефлексивных способностей у наших учеников будет все в порядке.
Однако с подобной кропотливостью прояснения замысла проекта сопряжена и еще одна сложность. Работа эта в основном индивидуальная, ведь даже если речь в данный момент не идет о каких-либо проблемных зонах или глубоко значимых вопросах, далеко не каждый готов представить на всеобщее обозрение свои поиски, большинство стремится уберечь до поры до времени первые ростки своего детища. Как же тогда организовывать пространство обмена идеями и способами, обещающее взаимное обогащение? На первый взгляд удачным решением могут стать групповые или коллективные проекты, но – увы! – только на первый взгляд. Дело в том, что на поверку групповые проекты часто оказываются лишь общими делами, где функции собственно проектировщика выполняет либо руководитель, либо кто-то из ребят-лидеров, остальные же лишь с той или иной степенью ответственности осуществляют их замыслы. Такая деятельность имеет массу очевидных положительных моментов, но в полной мере проектной она является далеко не для всех ее участников. Это вовсе не означает, что проект по определению не может быть коллективным, просто опять-таки для запуска такого проекта требуются особые усилия и умения со стороны педагога и достаточно большой опыт сотрудничества у ребят. Но как же все-таки быть с созданием общего поля? Думается, одним из вариантов преодоления этой проблемы может стать введение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри ее. Это позволило бы выработать некие критерии, определение соответствия которым и стало бы основанием обсуждений индивидуальных проектов на разных этапах их выполнения.
Разрабатывая с коллегами программу для старшей школы «Я и мое будущее в современном мире», мы предложили старшеклассникам выбрать любую заинтересовавшую их тему, связанную с актуальными для них проблемами современности или ближайшего будущего, вне зависимости от того, имеют ли они широкую социальную значимость или являются очень важными только для автора работы. Заявленные учениками темы удалось объединить в группы с близкой проблематикой, внутри которых и велись обсуждения и защиты работ. Кроме того, организовывались открытые конференции и конкурс проектов, главной задачей которых было не столько обеспечить пространство защиты проектов (а следовательно, отчетность и контроль), сколько вовлечь окружающих в интересующую тебя область, сделать свою работу импульсом для общей дискуссии по какой-либо значимой проблеме, найти единомышленников и оппонентов, увидеть перспективы...
И тут возникли новые вопросы: как обеспечить психологическую безопасность тем выступающим, которые решились представить на всеобщий суд (пусть даже очень благожелательно настроенный) свои проекты, затрагивающие нечто ценное и значимое? Как, по каким критериям вообще можно оценивать подобные работы? Ведь ребенок, согласившийся открыто заявить о том, что его беспокоит, хотя и в несколько завуалированной форме – через проект, ждет прежде всего понимания, принятия, поддержки...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru