Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Алексей ВОРОНЦОВ,
кандидат педагогических наук

Формула собственного маршрута

Проектная деятельность как путь к взрослению

Кто осмелится поднять руку на классно-урочную систему? Этот вопрос мы задали вам, дорогие читатели, когда в начале учебного года решили обсудить новые формы организации школьного пространства и поворота современной школы от авторитарного отношения к детям, к их самостоятельной учебной работе. Ведь именно эти идеи содержатся в документах модернизации нашего образования.
И вот в редакцию стали приходить тексты от учителей и ученых с рассуждениями и рассказами на эту тему. Сегодня мы отобрали те из них, в которых рассказывается о проектной деятельности детей. Оказывается, метод проектов уже давно и успешно использовался в наших школах, но, можно сказать, нелегально, ведь классно-урочная система все эти годы была так непоколебимо сильна!

Проектная деятельность –
закономерный этап развития возрастной школы?

В качестве главного результата модернизации образования объявлена готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Представляется, что для достижения этого результата школе необходима не модернизация, а настоящая реформа с главным стратегическим направлением на развивающее образование. При этом именно мышление ученика, его учебная деятельность были бы в центре внимания педагога, психолога, а не методы и технологии преподавания.
В настоящее время существует много разнообразных педагогических технологий, которые могли бы соответствовать новым задачам образования. Но разговор пойдет прежде всего о проектной деятельности подростков, которую психологи считают структурообразующей для построения учебного пространства в подростковой школе.

От Джона Дьюи к нашему времени

Ученические проекты в образовании как один из методов обучения возникли в 20-е годы ХХ века. Этот метод обучения связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником У.Килпатриком. Школы, организованные в соответствии с методом проектов, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приобретались новые знания. Они также определяли содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного. Основная суть метода проектов была в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Образовательная политика, построенная на идеях Дж.Дьюи и У.Килпатрика, привела в 30-е годы к разрушению единого образовательного пространства СССР. Поэтому известным постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса” метод проектов был осужден, в стране ввели единый учебный план, был осуществлен переход на предметное преподавание основ наук, пятибалльную систему оценки знаний.
В центре предметного преподавания находится принцип систематичности обучения, который идеи Дж.Дьюи и У.Килпатрика попросту разрушали. Поэтому эти идеи и не смогли стать основой новой системы обучения в СССР. С тех пор в России до начала 90-х годов ХХ века больше не предпринимались сколько-нибудь серьезные попытки возродить этот метод в школьной практике.
Начало 90-х годов ознаменовалось сменой общественно-экономической формации в России, разрушением коммунистической идеологии. Произошло изменение взгляда на сущность человека и его роль в обществе. Но смена образовательной парадигмы не повлияла на изменение целей образования и воспитания. Были разрушены традиционные для коммунистической системы механизмы социализации личности ученика и в связи с этим необходимо было найти адекватную замену механизму социализации, дать ученикам возможность творческой самореализации. И тогда вновь педагогическая общественность вспомнила про метод проектов…

Метод проектов или проектная деятельность?

В современной педагогической литературе можно встретиться как с термином “метод проектов”, так и с термином “проектная деятельность”. Что необходимо школе прежде всего – то или другое?
Метод проектов – понятие из области дидактики и частных методик. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания. Поэтому если говорится о методе проектов, то имеется в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия “проект”. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую ученики выполняют в течение определенного отрезка времени.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и модным, и это вселяет вполне обоснованные опасения, ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум.
Проектная деятельность – категория психологическая. Если исходить из позиции психолога, то школа для ребенка – это место, где обеспечивается его взросление, где в наиболее развернутом виде возможно нормальное проживание возраста. Возникает вопрос: какова задача, например, подросткового возраста? На этот вопрос однозначного ответа пока нет. Есть только гипотезы. По одной из них в подростковом возрасте ребенок должен научиться работать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы воплощения в жизнь своего “проекта”. Почему здесь используется термин “проектная”, а не “практическая” работа? Дело в том, что стержнем проектирования является связь замысла с воплощением, а не просто самостоятельное достижение результата. У подростка возникает своеобразная чувствительность именно к этой связке, которая и составляет суть ответственности за предмет и результат своей деятельности.
Таким образом, для решения задачи возраста школа должна предоставить ребенку возможность экспериментирования с собственным действием, возможность пробовать, меняя позицию с ориентации на замысел к достижению результата, и потом обязательно вновь обращаться к замыслу. Проект в контексте образования есть результативное действие, но совершаемое в специально организованных педагогом лабораторных условиях.
Итак, метод проектов находится вне содержания образования: он не предполагает кардинального изменения учебного плана, содержания учебных предметов (остается все тот же предметоцентризм), урок остается основной единицей учебного процесса, весь класс с одной скоростью и по одной траектории движется к намеченной учителем цели, в то время как проектная деятельность ребят сама определяет и направляет содержание образования. Метод проектов в руках учителя есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого решаются определенные дидактические задачи, то есть прежде всего задачи взрослого. Проектная же деятельность есть способ организации образовательного пространства, учеников. В этих условиях учитель выполняет только функции управления и коррекции их деятельности. Они сами ставят перед собой задачи, планируют и решают их, осуществляют контроль своих действий и оценку своего результата, сами определяют свою индивидуальную образовательную траекторию.
Проект как форма работы требует оформления результатов для предъявления его окружающим, которая не может задаваться пятибалльной системой оценивания.
Особый уклад подростковой школы

Выходит, что основные идеи проектирования современной подростковой школы должны центрироваться вокруг принципа проектности. Этот принцип может быть обнаружен для ребенка лишь в ситуации противопоставления разных форм содержания и организации школы. Такие противопоставления обнаруживают себя в разных учебных предметах и в разных типах работы внутри одного предмета.
При этом многообразие должно иметь некоторый центр, вокруг которого и относительно которого это многообразие только и может предстать множеством образов чего-то единого, а не распадаться на несвязанные элементы. Главная трудность и главная задача при таком подходе – обеспечение единства действий, то есть единства школы. Общность может быть обеспечена лишь при условии: а) единого замысла; б) командного типа работы школьного коллектива.
Центром, который сможет удерживать вокруг себя разные виды деятельности учеников (учебную, игровую, трудовую), и может стать проектная деятельность ребят и взрослых.
Индивидуальный образовательный маршрут и есть один из предметов проектной деятельности школьников. Этот маршрут позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и детей, номенклатуру видов работы.

Рассмотрим организацию проектной деятельности в подростковой школе № 1133 “Школа развития”. Здесь все дети с 1 по 11 класс учатся в образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, и для организации проектной деятельности пришлось внести серьезные изменения как в содержание учебных предметов, так и в способы организации образовательного пространства.
Во-первых, перешли на концентрированное обучение, то есть учебный предмет стали изучать один раз в месяц, за одну неделю один учебный блок 10 часов. Между блоками три недели – организация самостоятельной учебной, проектной деятельности. Затем выполнение учебных и междисциплинарных проектов. В начале каждого учебного блока вместо зачетов – демонстрация учебных проектов ребят.
Во-вторых, само содержание учебных предметов начали строить в поисково-исследовательском режиме.
В-третьих, именно деятельность учеников и учителей стала определять расписание учебных занятий на неделю, а не наоборот, как это принято в традиционной школе. Теперь расписание стало подвижным и может меняться каждую неделю.
В-четвертых, учебный год при организации проектной деятельности стал иметь несколько фаз: “запуск” – совместное планирование и проектирование задач учебного года; решение совместно поставленных задач через индивидуальные образовательные маршруты как внутри учебного предмета, так и вне его; рефлексивная фаза – предъявление “продукта”, результата индивидуального образовательного маршрута, построение “карт” движения по своему образовательному маршруту. Есть и другие немаловажные условия перехода школы на проектную деятельность. К ним относится обучение на безотметочной основе, слияние через проектную деятельность учебной и внеучебной видов деятельности и изменение форм проведения итоговой аттестации в 9 классе – защита исследовательских проектов школьников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru