Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Камень преткновения в классном журнале

Один-единственный ученик...
Но вся его история – это история наших
педагогических побед и неудач

Опалиха – поселок маленький. Все друг друга знают, основная жизнь протекает на компактном пятачке, а золотая осень не хуже болдинской. Сама гимназия расположена в маленьком уютном здании, абсолютно не приспособленном для школы. Обедать дети ходят домой, потом снова в школу или в Дом культуры, на репетиции. Жизнь в маленьких поселках имеет свои прелести...
Почему-то все считают, что школа – это прежде всего ее директор. Наверное, поэтому и я, попав в школу, стремлюсь сначала познакомиться с ее директором, поговорить о его школе.
Но сегодня напишу не о становлении этой школы, не о борьбе с трудностями, даже не о победах, а о... Савве. Так уж случилось, что именно этот восьмиклассник обратил на себя внимание. Такие, как он, есть везде: про них много говорят в каждом педагогическом коллективе, они снятся учителям в ночных кошмарах, ими восхищаются и одновременно от них страдают одноклассники и часто родители. На них обращают так много негативного внимания, что невольно задумываешься: как же на самом деле к ним относятся в школе?
Ведь такие ученики есть почти в каждом классе, но учителя так редко пытаются их понять, а именно этим детям наше понимание бывает важнее всего на свете. Может быть, читая о Савве, кто-то внимательнее посмотрит на своих учеников, сидящих за последней партой...

Савва

“Родители переводили его из школы в школу. Из нашей гимназии тоже пытались забрать, и даже однажды им это удалось. Коллектив дружно радовался, потом, когда Савва вернулся, почти рыдал, причем здесь было полное взаимопонимание между учителями и Саввиными одноклассниками: с ним трудно работать, трудно учиться, – рассказывала о Савве его классная руководительница. Рассказывала, улыбаясь, поясняя: – А имя-то какое красивое – Савва, чисто русское, редчайшее. Он, кстати, музыкой занимается”. А Савва уж тут как тут, на каждой перемене он где-то рядом с ней – непоседливый, нарочито грубоватый, веселый.
Сидит он все время вполоборота к доске, как будто делает вид, что его совершенно не интересует все происходящее. Его классная руководительница тайком шепнула, что хорошо его понимает: она тоже высокая и прекрасно помнит, как трудно было ей в школе найти место для стремительно растущих рук и ног.
Савва улыбается почти постоянно: даже когда его ругают и требуют дневник. Пожалуй, самое сложное для школы, для директора и учителей, сделать так, чтобы такие, как Савва, не злились, а улыбались. Поэтому я и решила пройти с этим классом по урокам, чтобы попробовать заметить, понять, что же делают учителя гимназии в ответ на выходки очередного обойденного вниманием подростка.

Русский язык

Учитель дает задание классу. Все приступают к работе. Савва же не пытается даже имитировать работу. Он спокойно, как обычно, рассматривает аудиокассету: открывает и закрывает футляр. Учитель, кажется, ничего не замечает: действительно, а зачем?! Ну не хочет человек писать упражнения... и не надо. Проходит минут десять, пока новое задание не заинтересовало мальчика: “Дети, напишите три предложения, связанных по смыслу, но так, чтобы первое было повествовательным, второе – вопросительным, третье – восклицательным”. Ни ручки, ни тетрадки Савва так и не достал, но за моей спиной раздалось: «Машка, Машка! Слушай: “Я иду в школу. Я иду в школу? Я иду в школу!”» Машка делает вид, что не обращает на него внимания. Савва шепчет: “Ирина Михайловна!” – ноль внимания. Только когда он начал звать учителя в полный голос, ему дали слово. И вот тут Ирина Михайловна (она же классный руководитель Саввы), а вместе с ней и весь класс, не выдержала и весело, счастливо рассмеялась: “Просто гениальный текст! Все мучения человека! Вроде “быть или не быть?”. Ага, оказывается, здесь собрались люди, которые умеют понимать друг друга. Как просто учитель показал это всем. А Савва снова занялся своими делами...

Математика

На этом уроке Савва открыл тетрадку и даже достал ручку. Но это произошло после того, как учительница спросила: “Вы работаете, Савва, все нормально?” Это был обычный для жизни, настоящий вопрос: без тени угрозы, нажима. Если бы он сказал, что не работает, ему, наверное, дали бы листочек, ручку. Мне, во всяком случае, так показалось. Но Савва умудрился и тут “проколоться”: в конце урока все сдали листочки на проверку, а он понес тетрадь, которую у него не приняли. Учитель улыбнулся, больше ничего. Класс, кажется, на это даже внимания не обратил: обычное дело. Тетрадь не приняли не потому, что учитель так захотел, а потому, что она будет нужна для подготовки дома к контрольной работе. Савва снова улыбнулся: “Ха! А я думал, нужно писать в тетради!” А потом попросили оценить собственную степень готовности к предстоящей контрольной. Савва оценил себя на “четыре”, я не поверила, он улыбнулся...

Обществоведение

На этот раз Савва сидит на первой парте, активно жует жвачку, ноги вытянул в проход. Все вместе пытаются обсуждать, чем человек отличается от животных, в классе шумно – каждый хочет высказаться, учитель терпеливо ведет беседу, ни разу не сказав слово “неверно”, зато постоянно похваливая выступающих. Савва активно изображает наших ближайших родственников (благо на этот раз все его видят, ведь он на первой парте), но это никому не мешает, ему даже не делают замечаний – все увлечены дискуссией. Я знаю, как сложно поддерживать в классе такой деловой шум. Гораздо проще сказать: “Те, кто хочет ответить, поднимите сначала руку”. Только уже никому не захочется говорить...
Учителю трудно вести такую беседу еще и потому, что все общение идет через него, как через зеркало: лишь он видит глаза собеседников, ребятам открыты в основном чужие затылки. Никак не пойму, почему в наших школах до сих пор не избавились от этого сидения по рядам. Однако общение получилось: все, немного возбужденные, выходят из класса. Савве никто замечания так и не сделал.

Английский язык

Саввы нет в начале урока. Учитель спрашивает, кто там бегает под окнами, класс дружно отвечает, что это Савва. “А!..” – продолжают заниматься. Савва вошел почти незаметно, сел на свое место. Его спрашивают как ни в чем не бывало, как будто он все время присутствовал на занятии. Он отвечает “взаимностью”, то есть берет и отвечает, может быть, не так блестяще, как некоторые, но вполне прилично. Я задумываюсь: может быть, он и правда напишет контрольную по математике на четверку?

Биология

Это был первый для меня урок в опалиховской гимназии, на котором дети не “проходили программу”, а искали ответы на свои собственные вопросы, часто неожиданные для учителя и для самих ребят. Что же я вижу – о чудо! – Савва сидит с поднятой рукой, отвечает четко, задает интересные вопросы. Учитель хвалит всех, но Савву – особенно часто. Действительно видно, что он не просто отвечает параграф, а хорошо разбирается во всем материале.
Нет, похоже, это вовсе не чудо. Все дело в том, как ведется учебное занятие. Весь его смысл можно было бы уместить в краткой фразе “открываем свою биологию”. Учителю задавали настоящие вопросы, на которые дети действительно хотели найти ответы. Вот и Савва приставал: “А я видел медведку, у нее нет крыльев!!! И почему на картинке у нее ноги растут от брюшка, должны же расти от груди?!” Вопросы такого типа сыпались со всех сторон, учитель отвечал, продолжал улыбаться, постоянно повторял, как хорошо, что все замечают, сколько в природе неизвестного, интересного, неожиданного... Настоящие, а не школьные вопросы, настоящие ответы... Настоящее, а не придуманное общение и настоящая радость. Может быть, этого недоставало Савве?
Как всегда, на отметки не хватило времени, и лишь через урок я спросила, что же поставили Савве. Оказалось, что четверку: мол, у него несистематичные знания. Я так искренне возмутилась: “За что?! Он же лучше всех работал на уроке!” – только потому, что была уверена: учитель, который так улыбается детям, который сумел вытащить из них такие вопросы, меня поймет правильно. Так и оказалось: “Правда, чего это я ему поставила четверку? Обязательно исправлю на следующем уроке!” Вот так запросто – поставить после урока (времени на это на занятии тратить жаль), потом изменить. Согласна, люди и взаимоотношения гораздо важнее отметок...

География

Савва у доски – за плохое поведение его обязали выучить все моря, омывающие Россию. Такое ощущение, что он просто счастлив, попав наконец-то в центр всеобщего внимания. Дети называют моря, он бодро их показывает. Лишь в одном месте замешкался: оказалось, что искомое море спряталось под магнитом, держащим карту. Учительница смеется: “А я сейчас найду исчезнувшее море”, – подходит к карте, поднимает магнит – вот оно! И снова – “четыре”, зато твердая четверка. Савва: “За что?! Давайте я еще что-нибудь отвечу! Ведь я все выучил!” Похоже, ему приходится довольствоваться четверками только потому, что он, Савва, такой, какой он есть – длинный, смеющийся, не поддающийся массовой обработке. Его счастье (а также всех, кто живет рядом с ним), что на него не кричат, что ему улыбаются учителя, что над ним подшучивают так же, как и он над остальными.
Вот и все мои наблюдения. Много это или мало? Недостаточно, пожалуй, для того, чтобы понять, что за человек Савва, почему он все время противопоставляет себя остальным ребятам, учителям, о чем мечтает, на что надеется, кого любит. Явно недостаточно, чтобы сказать: “Ага, теперь я знаю, что это за школа, теперь я понимаю, чем она отличается от всех остальных”.
Но мне кажется, я поняла или скорее почуствовала, почему Савва вернулся в эту школу. Мы так редко задумываемся: как трудно таким, как он – таким похожим и таким разным, – сидеть в классах, занимаясь неинтересным делом. Конечно, трудно всем, скажут мне, только одни умеют эти трудности преодолевать, а другие... А другие даже в школе хотят (и могут назло всем!) оставаться собой.
...Перед глазами снова встали мои бывшие ученики, часть из которых так и остались непонятыми мною. Мне-то казалось, что в своих школьных неудачах были виноваты они и их родители: недовоспитали, вырастили бестолковых, нахальных, вредных... А пожалуй, виновата была я: недоулыбалась, недопоняла, перенаучила.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru