Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Педагогическая вера

Во что мы верим, приходя на уроки к ученикам
или отправляя своего ребенка в школу?
Похоже, мир взрослых раскололся на два лагеря...

Странно – эвклидова и неэвклидова геометрии не противоречат друг другу, а взаимодополняют. Постулаты одной противоречат постулатам другой, но математики знают, что постулаты, хоть они и недоказуемы, ведут к определенной системе описания мира. И таких систем может быть много. Педагогика тоже держится на постулатах, однако их считают объективными правилами, иногда законами. Это приводит к тому, что действительно новые идеи не имеют шанса на развитие: их нельзя описать в терминах той, другой педагогики, ведь они базируются на других постулатах.
Говоря о новых методиках и образовательных технологиях, мы часто сталкиваемся с непониманием именно из-за того, что уделяем непростительно мало внимания вопросам педагогической веры. Вера не имеет качественных характеристик, ведь нельзя верить хорошо или плохо, правильно или нет. Вера не базируется на логике и не ищет научных оправданий – она выше этого. Так же как с Богом: либо ты веришь, что Он есть, либо нет. И то и другое недоказуемо. Но образ жизни каждого человека, его взаимоотношения с окружающим миром неразрывно связаны с его верой. Эта мысль, безусловно, не нова. Почему же так хочется говорить и писать об этом?
Оказывается, взрослые, так или иначе связанные с педагогикой, научились тщательно маскировать свою веру, будто это нечто постыдное, дурное. А жаль. Поняв, что основа педагогики лежит в области недоказуемой веры, мы смогли бы избежать многих ошибок.
Я не скрываю своей веры – где бы ни была, рассказываю о том, как можно построить образование, эффективное, нужное, интересное для всех категорий учеников: необходима школа постоянного, свободного выбора детьми разных образовательных услуг. Я говорю об этом так часто, что многих начинает раздражать: мол, что ты все время об одном и том же, давай лучше поговорим о способах работы, методике, о воспитании на худой конец. Но вот что я сегодня поняла: людей, вступавших в общение со мной по поводу школы, можно разделить на две группы. Одни спорят, задают провокационные вопросы. Другие высказывают утверждения, на которые не ждут возражений. Эти утверждения для них являются постулатами, на них зиждется их педагогическая вера. Только они это почему-то тщательно скрывают. А зачем?

Приведу ряд педагогических постулатов-утверждений, принятых теми людьми, которые верят в... Каждый поймет сам основы веры – своей и той, с которой не согласен.
Сразу оговорюсь, что приводимые в этом тексте утверждения будут располагаться по порядку, но не по значимости. А рядом поставлю альтернативные, равно недоказуемые утверждения. Тогда каждый сможет отнести себя к той или иной группе педагогов.

Утверждение первое:
Все дети хотят только играть, а не заниматься
Действительно, в каждой семье, каждой школе взрослые норовят заставить детей учиться, а те, в свою очередь, всячески отлынивают от учебы. Ситуации, в которых дети с радостью учатся (у некоторых учителей, родителей), можно назвать исключениями, лишь подтверждающими правило. Хитрый ход, которым можно объяснить все что угодно, даже не пытаясь разобраться в сути происходящего. Что это, если не вера?

Утверждение первое
альтернативное:

Игра – один из способов развития детей
Играя, дети многому учатся, развиваются, общаются. Противопоставлять игру занятиям так же нелогично, как фрукты – еде: для кого-то необходимо каждый день мясо, а некоторые с удовольствием питаются только растительной пищей. Одинаково опасно и бесполезно запрещать детям играть ради учебных занятий и приказывать им все время обучаться в игре.

Утверждение второе:
Все дети ненавидят обязательные учебные предметы
Достаточно провести небольшой социологический опрос, чтобы убедиться в истинности этого постулата: больше всего дети не любят математику и русский язык, что еще раз доказывает необходимость жесткой системы обучения. Ведь без этих предметов нельзя стать образованным человеком.

Утверждение второе
альтернативное:

Детям интересно все новое в окружающем мире
Так называемые “ботаны” (дети, получающие искреннее удовольствие от уроков) есть в любой школе. Просто их мало, над ними смеются сверстники, они – исключение... Вот и верят учителя в то, что дети в принципе не хотят изучать математику и русский, историю и физику. Да, дети могут не любить ряд учебных предметов, если ими постоянно заставляют заниматься.
“Пытка апельсинами продолжалась вторые сутки” – эта фраза так напоминает отношение детей к учебе.

Утверждение третье:
Детей нужно заставлять учиться
Чтобы уговорить ребенка принять лекарство, нужно сделать его сладким. Ведь врачу виднее, как вылечить пациента. Так и учителя лучше знают, что детям нужно изучать, а что – нет. Поэтому задача педагогики сводится к поиску методов, которыми можно заинтересовывать детей в получении выбранных взрослыми знаний, умений, навыков.

Утверждение третье
альтернативное:

Дети хотят учиться
Раньше заставляли кнутом и пряником, теперь модно это делать более хитрыми способами – так, чтобы все думали, что именно этими предметами они мечтали всю жизнь заниматься. Как бы добровольно, да еще и с песней... Только не всегда их желания совпадают с нашими. Поэтому их так часто приходится заставлять, уговаривать, обманывать: он хочет учиться танцевать, а мы его учим петь; он мечтает понять, почему не бывает трехцветных котов, а мы его учим отличать пестики от тычинок. Если школа будет учить тому, чему дети хотят учиться, их не нужно будет заставлять.

Утверждение четвертое:
Каждый ребенок должен учиться
Право на образование давно превратилось в обязанность. Многие действительно верят, что без этого “лекарства” ребенок непременно вырастет в плохого, асоциального взрослого. Недавно телевизионщики заставили детей писать сочинения и долго после этого смеялись над их ошибками. Они исходили из той же веры, что и авторы данных утверждений. Более того, эти взрослые люди искренне считают, что, обращая внимание детей на их ошибки, они делают доброе дело. Мол, так можно заставить учиться. Жаль, что им не пришло в голову попросить написать сочинения своих соседей, портных, поваров, людей, от которых так или иначе зависит их жизнь. Уж те бы не позволили себя так унизить.

Утверждение четвертое
альтернативное:
Взрослые должны сделать так, чтобы каждый ребенок мог учиться
Школу придумали взрослые, а не дети. Поэтому “должны” тоже только они: дать шанс каждому ребенку научиться тому, что интересно; организовать школу так, чтобы каждый ученик мог попробовать разные занятия и найти свое место в жизни. А то получается, что дети рождаются заранее осужденными на десять – двенадцать лет отбывания наказания в школе.

Эти и другие им подобные постулаты так прочно обосновались в умах педагогической общественности, что порой кажется, что “шаг вправо, шаг влево – расстрел”. “Учителя должны оценивать детей”. Это утверждение я однажды попыталась подвергнуть сомнению, предположив, что если учителя имеют право оценивать детей, то и дети должны иметь право оценивать учителей. Но этот подход может привести к необратимым последствиям внутри описываемой педагогической веры. Например, четвертый постулат мог бы звучать так: “Каждый человек должен учиться”, даже если он учитель. Крамольную мысль из текста вырезали. Думаю, это сделали подсознательно, чтобы не вызывать ненужных споров и противоречий.
Но как быть реальным людям, попавшим в сложнейшую ситуацию “столкновения вер”? Все они хотят сделать свою школу самой лучшей на свете. Все любят своих учеников и желают им только добра. Все понимают, что от их единомыслия зависит очень многое, прежде всего – спокойная атмосфера в школе, без которой уж действительно ничего путного не сделаешь.
Похоже, ответ прост: нужно перевести собственные утверждения в вопросительную форму. С утверждением-постулатом спорить невозможно. На поставленный вопрос можно искать ответ.

Что же можно предложить вместо постулатов?

Педагоги, конечно, не теологи, рассуждать о вере не любят. Поэтому каждый разговор и начинается не с вопроса: “Во что, собственно, вы верите?”, – а с рассказа о том, кто что делает в образовательной сфере. Если человек из “альтернативной веры” рассказывает о своем опыте людям иной педагогической веры, собеседники так и норовят ответить вышеизложенными (или близкими к ним) утверждениями-постулатами. Поэтому разговор не складывается, непонимание становится все глубже и непреодолимее. “Свои” же отвечают... вопросами. Например, приверженцы абсолютной веры в ребенка – примерно такими:

– Как можно в рамках массовой школы сделать систему выбора занятий достаточно безопасной для жизни детей?
– Какие условия нужно создать, чтобы дети могли выбирать занятия?
– Какими действиями педагоги уничтожают желание детей учиться, какими – поддерживают?
– Почему дети часто любят кружки и секции и не хотят посещать обязательные уроки? Что могут сделать педагоги, чтобы диаметрально изменить ситуацию?
– Как может работать учитель в постоянно открытых учебных группах?
– Чему учит школа?
– Чему должна учить школа?

Разговоры педагогов иногда напоминают диалоги слепого с глухим: нет никаких шансов понять друг друга. Не определив разницу в миропонимании, не сформулировав вопросы друг другу, мы будем продолжать усиливать противостояние. До тех пор, пока не поймем, что от педагогической веры зависит, какие вопросы мы ставим во главу угла, серьезных шагов в развитии образования быть не может. Ведь четко сформулированный вопрос содержит в себе и возможные варианты ответа.
Вот только сумеем ли мы трансформировать свои спорные утверждения в вопросы? Можем ли отвечать друг другу, опираясь на свою педагогическую веру, но уважая чужое мнение? Сможем ли выслушать друг друга и ответить не только непререкаемым постулатом?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru