Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Сергей ЛЕБЕДЕВ

Их опыт в целом был учтен...

А используем мы его только в частностях

В Москве прошел семинар “Управление образовательной реформой”, организованный Министерством образования, НФПК, Британским советом и Институтом “Открытое общество”. Состоялось и другое мероприятие, на первый взгляд относящееся к образованию лишь вскользь, опосредованно...
Персона номер один на семинаре – Майкл Барбер, генеральный советник премьер-министра Великобритании Тони Блэра «по вопросам выполнения обещаний, данных избирателям», а главным обещанием премьера была реформа образования. Также приехал Робин Александер, профессор Кембриджского университета, специалист в области сравнительных исследований систем образования. Цель семинара – «познакомить ведущих работников, управляющих развитием образования в России, с опытом планирования и управления образовательной реформой в Великобритании и содействовать развитию системного управления модернизации российского образования».
А в Спасо-Хаус, резиденции посла Соединенных Штатов, прошла торжественная, не сказать помпезная, церемония принятия присяги волонтерами Корпуса мира. 54 американца, в большинстве своем – будущие учителя английского, демонстрировали национальные широкие улыбки, слушали напутствия, схожие, наверное, с теми, что получают из ЦУПа космонавты перед выходом в открытый космос, читали: «Я помнью чьюдное мновенье»... На следующий день им предстояло лететь «selo Aginskoye, Krasnoyarski krai». Гости, добродушно посмеивались, дескать, скоро узнаете, почем фунт лиха и где раки зимуют, фотографировали смельчаков и героев на память в интерьерах посольства...

...На протяжении всех десяти лет новейшей истории российского образования много говорилось о том, что необходимо учитывать и использовать зарубежный опыт. Налаживать кросс-культурные связи, стараться показать детям мир в его великолепном многообразии. И культурную толерантность таким образом воспитать, и кругозор учеников значительно расширить, и дров не наломать, какие за морями-океанами уже успели в мелкую щепку разделать. Но, собственно, о способах этого международного образовательного партнерства речь редко шла. Не о том, что перенимать, а о том, как. Как добиться взаимопонимания, взаимного признания недостатков образовательных систем, реальной оценки их состояния. И как следствие – эффективного взаимодействия.
На семинаре «Управление образовательной реформой» такая попытка была сделана. Первый доклад – «Сущность и управление процессом модернизации образования в России», докладчик Павел Кондрашов, начальник управления развития образования. Дальше – «Реализация реформы образования: уроки международного опыта» – профессор Робин Александер. И «Планирование реформы образования – от идеи до воплощения: уроки британских реформ» – Майкл Барбер. Казалось бы, сравнивайте, сопоставляйте, делайте выводы.
...Я сидел на периферии зала, где обычно вполголоса обсуждают слова докладчика. Или виды на зимний отопительный сезон, комплектацию методической литературой, личную жизнь.
Личная жизнь лидировала. А комментарии в адрес докладчиков лаконичностью перекрыли бы спартанские первоисточники.
«Твоими бы устами да мед пить» – Павлу Кондрашову.
«Ты что, не понимаешь, что никто у нас не верит в эту реформу» – Робину Александеру.
«Послушают тебя и разойдутся» – Майклу Барберу.
Все это значит – разыграли. Как козырную карту. Подумать только: не прошло и четырех дней с заседания правительства, посвященного модернизации образования, как приехал главный эксперт. Опыт зарубежный учли – смело вперед, товарищи!
А никто и не собирается вперед. Потому что «мы не верим в эту реформу» – говоря словами участников семинара.

Вернемся к американским волонтерам. На церемонии посвящения выступал Валерий Борисов, декан факультета иностранных языков Коломенского государственного педагогического института. Два года назад он, поняв, что система обучения английскому в вузе не соответствует современному развитию языка, написал заявку в московский офис Корпуса мира, попросил прислать двух специалистов, втайне надеясь, что пришлют хоть одного. Прислали двух. И факультет обрел иное лицо. Дело даже не в том, что студенты в совершенстве овладевали разговорным английским. Когда выяснилось, что нет денег на дальнейшее развитие программ обучения, волонтеры предложили искать грантовые средства (с удивлением узнав, что раньше этого не делалось). Получили гранты, обучили институтских управленцев проектной работе в этой сфере. Восстановили студенческий театр. Мыслимо ли вдвоем сделать такое? Нет.
Но когда в школу приходит носитель иной культуры, все, кто попадает в его поле притяжения, начинают жить и учиться по-другому. В свете чужой культуры своя становится неожиданно ближе, интереснее и, как ни странно, роднее. Мы начинаем понимать, что у нас есть чем дорожить и есть чем поделиться. Например, искусством устного ведения урока, которому так завидовал Майкл Барбер, – в Англии и Америке боятся речевого общения с учениками (неподконтрольно, слишком субъективно), делают упор на тесты, письменные задания.
...Наши учителя готовы учиться и учить. Волонтеры тоже. И Майкл Барбер, не раз подчеркнувший, что он прибыл сюда как профессионал, искренне заинтересованный российской системой образования. В частности, способами обучения естественным наукам, пресловутым устным общением учителя и ученика...

Как получается, что образовательные эксперты мирового уровня, приглашенные с ясной вроде бы целью, встречают равнодушие? Такое может быть, если все заранее предрешено. И нужны только свадебные генералы.
Ну и пусть. Образованию от этого ни жарко ни холодно. Просто обидно.
А насчет помпезных американцев... Культура такая. Зажечь свечи понимания и навести мосты дружбы. И вряд ли они при этом фальшивят. Другой темперамент, другие нравы.
А как фальшивят – мы знаем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru