НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Андрей Битов
Вычитание зайца. 1825
М.: Независимая газета, 2001
Историю вершат вожди, партии, народы – так
учили обществоведы. Историю вполне может вершить
обыкновенный заяц-русак, убежден Андрей Битов.
Именно об этом историческом зайце новая книга
писателя. Но сначала, пожалуй, стоит напомнить
хронологию событий.
Этот заяц пробежал сквозь всю русскую литературу
– в несколько прыжков.
История началась в декабре 1825-го. Заточенный в
Михайловском Пушкин решил махнуть в «самоволку»
– к друзьям, в Петербург. Но побег не удался:
выскочивший на дорогу заяц заставил суеверного
поэта повернуть обратно. Вернувшись, Пушкин в два
присеста написал «Графа Нулина», в концовке
которого охотники «затравили русака». В тот же
день на Сенатской случилось восстание,
участником которого (со всеми вытекающими
последствиями) мог стать Пушкин. Мог – но
благодаря зайцу не стал.
Тень этого зайца сопровождала гроб Пушкина на
пути из Петербурга в Михайловское. В те же часы
Фаддей Булгарин, закончив сочувственный
некролог для «Северной пчелы», сел за письмо – к
приятелю, в Варшаву, про Пушкина: «Корчил Байрона,
а пропал, как заяц».
Шли годы и десятилетия. Заяц появляется вновь в
середине ХХ века, в год 150-летия поэта. 12-летний
Андрей Битов впервые узнает о происшествии в
лесу близ Михайловского. Еще через 16 лет
рождается идея памятника зайцу, своим появлением
изменившему течение истории.
Призрак зайца продолжал бродить по России. В 1982
году «в некой вымирающей северной деревеньке» у
Битова зародилась идея книги о роли зайца в
русской литературной мифологии и в судьбе
Пушкина.
И вот наконец осенью прошлого года, в годовщину
175-летия перебегания зайцем дороги Пушкину,
легендарному животному был поставлен памятник –
на том самом месте, где свершилась судьба поэта и
отечественной словесности. Памятник, впрочем,
поставили съемный: устанавливают по праздничным
дням, а потом убирают – мало ли что, несколько
кило цветного металла все-таки. Еще спустя
некоторое время появилась книга. Она не
упакована в картонную коробку, как предыдущий
битовский том о Пушкине («Предположение жить.
1836»; «ПС» писало о нем). Но это такой же
оригинальный книжный проект: парадоксальная,
чуть ироничная эссеистика Битова, пушкинские
тексты «михайловского» периода, отточенные
комментарии Ирины Сурат, дизайн Андрея
Бондаренко. Плюс конечно же графический
аккомпанемент Резо Габриадзе – тонкая
стилизация пушкинских рисунков-маргиналий.
Заяц, выскочивший из кустов наперерез Пушкину,
забронзовел нынче памятником, оделся в
суперобложку. Теперь этого зверя – даже при всем
желании – из истории не вычтешь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|