СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Как сказать “нет”,не обижая?
Вика. Семилетний ребенок не
может отказать другим детям. Недавно друг
предложил собрать окурки и покурить, что они и
сделали. Потом пришел и рассказал мне все,
объяснив, что идея принадлежала другу, а он не
подумал, к чему это может привести. Я очень
расстроилась из-за того, что, во-первых, заразу
брал в рот, во-вторых, воплощал в жизнь чужие идеи,
не взвесив все “за” и “против”, о чем я сыну и
сообщила. Он очень сокрушался.
Буквально вчера произошел другой случай. Старшая
девочка предложила сыну проверить его пресс и
врезала в живот ногой, обутой в кроссовку. На
животе, ближе к ребрам, синяк. Спрашиваю, почему
он согласился на эту экзекуцию. Оказывается,
стеснялся сказать «нет». Потом он сам пришел к
выводу, что ему трудно отказать друзьям. Я
попыталась обыграть с ним эту ситуацию,
попросила представить, что я тот самый друг,
попросила сказать мне “нет”. Но он все равно не
смог. Посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь...
Ирина Хоменко. Проблема “нет”
начинается с осознания своей ценности – своих
интересов, своей собственности, своих прав.
“Нет” можно сказать, только защищая все это.
Попробуйте проанализировать, есть ли у ребенка
то, что он хочет защищать (осознает, что надо
защищать).
Вика. Ирина, спасибо за совет.
Проблема действительно в этом: он не осознает,
что нужно защищать то ценное, что в нем есть. Сына
прежде всего волнует, «а что он (она) потом
сделает, а что подумает, а вдруг его родители
придут...»
Ирина Хоменко. Недавно я
переписывалась с одной женщиной, которая после
нашего виртуального общения сделала большое
открытие в своем ребенке: оказалось, что она
слишком многое делала за него, хотя он вполне мог
делать это сам. А все потому, что мы, взрослые,
живем с ребенком инерционно. У нас ведь темпы
освоения действительности разные. Мы меняемся
раз в год, к примеру, а ребенок – раз в день. Он
после обеда уже другой, чем был с утра. А мы и не
заметили.:)
Поэтому я бы придерживалась следующей тактики:
1. Наблюдение и анализ поступков ребенка в семье.
Как он отстаивает свое мнение или нежелание
что-либо делать? Грубит? Смиряется? Таит обиду?
Вымещает протест на других, более слабых?
2. Обсуждение его поведения с ним самим и
совместные комментарии ваших поступков (реакций,
действий).
3. Исправление той модели, которая закрепилась у
него для общения с вами. Здесь самое важное –
научить его выражать свое несогласие корректно.
Тогда у него не будет ощущения, что он обижает
человека. Кстати, а вы сами как себя ведете в
конфликтной ситуации или в ситуации, когда не
хотите что-то делать, а приходится? Часто ли в
вашей семье возникают такие моменты? Кто их
провоцирует?
Умение говорить “нет” напрямую связано с
умением выражать свои чувства (особенно
негативные – гнев, обиду). Это дает понимание
того, что у него есть право эти чувства
испытывать. Тогда ребенок сумеет открыто сказать
другому человеку: «Мне это не нравится, я этого
делать не хочу».
Есть неплохая книжка, в которой вы можете найти
ответы на некоторые свои вопросы: Генри Клауд и
Джон Таунсед. “Барьеры. (Обретение
независимости)”. А еще советую почитать
Владимира Леви “Искусство быть собой” и
любимого мною Томаса Гордона.
Как видите, работы у вас непочатый край.:))
По материалам раздела «Консультации» сайта ОИРШ:
http://iinsd.net/
Официальный консультант сайта –
Ирина Хоменко, кандидат педагогических наук РГПУ
им. А.И.Герцена Санкт-Петербург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|