Нисхождение в СОВЕРШЕНСТВО
Легко и естественно сравнивать течение
жизни с временами года или суток. Рождение –
раннее утро, взросление – беспокойный день,
старение – мудрый или легковесный вечер. Смерть
– глухая ночь. Ночью совершились французская и
русская революции. Ранним утром советские
граждане проснулись и поняли, что СССР больше не
существует. К вечеру девушки прихорашиваются на
вечеринки и на рискованные свидания,
отпрашиваясь у родителей под благовидным
предлогом, днем люди едут в электричках и решают
кроссворды, щурясь от осенних лучей, бьющихся
через грязные стекла вагонов.
Леонардо да Винчи как-то объяснял ученикам, что
час перед рассветом и час до наступления ночи –
лучшее время для написания картины. В сумраке
рождается единственный образ, черты его размыты
и плавны, он так же прекрасен, как и грозен, так же
истинен, как и ложен.
Если, следуя простейшим законам арифметики,
сложить свет и тьму, получится нечто третье.
Получится сумрак. Сумрак – это чистый,
незамутненный холст, на который так хочется
опрокинуть замысел. Сумрак также и самое опасное
время суток, когда духи и призраки как никогда
сильны. Ведь сумрак – зыбкое равновесие между
жизнью и смертью, мгновение, когда непримиримые
противоречия сглажены и нетерпимость сливается
с успокоением, радость с печалью, тяжелая
старость с легчайшей юностью, кровавый бунт со
светлым смирением.
Именно поэтому так странно гулять по
предрассветному лесу, так тревожно и сладостно
выхаживать по городу на закате. Кажется, ты
близок к разгадке и как никогда далек от нее. Ты
видишь, как мир смыкается в призрачное единство,
и сам наблюдатель становится фрагментом одной и
единственной картины.
Человеконенавистник Кальвин считал, что
смертный обязан служить Богу, в противном случае
он попадет в ад. Славянские сказки ворчали в
ответ, что утро вечера мудренее. Парадоксы Рабле
толкали уйти в монастырь, где монашки шьют себе
прекрасные открытые платья и веселятся с
монахами. Анархисты подсознательно понимали, что
свобода без закона – это хаос и разлад.
Капиталисты всегда догадывались, что власть
денег – это ложная пассионарность. Даосы не
делали различий между жизнью и смертью, началом и
концом. Данте был очень взыскателен к своим
современникам и предшественникам, распределяя
их по преисподним кругам. Тоталитарные секты и
государства, хранившие свою истину на замке,
подозревали остальной мир в дьявольщине.
Суфийский мистик Бахауддин смеялся на смертном
одре и говорил: «Я свободен в своем выборе. Это
мой выбор: каждое утро я открываю глаза и
спрашиваю себя: что ты хочешь сегодня –
блаженство или страдание? И так случается, что я
предпочитаю блаженство, это так естественно».
Сумрак – это самое нечеловеческое время. Ведь
человек должен выбирать. Капитализм или
революция? Религия или безопасность? Поэт и
аристократ, преступник и злой гений Усама Бен
Ладен или простой парень из Техаса, певец
пресловутой империалистической демократии
Джордж Буш-младший? Сумрак же не требует такого
выбора. В полутьме и в полусвете не возникает
вопроса. В сумраке зло и добро пребывают в
гармонии.
Человек же – дитя контрастов. Ясный морозный
день – это решительность и движение, праздник и
прощение. Душная южная ночь – это сон и
беспокойные предчувствия, занятия любовью и
убийства.
В XVIII веке в Твери продолжались суровые гонения
на староверов. Босой и грязный юродивый Макарий,
вступавшийся за них, пророчествовал: «Нет нигде
места, разве что уходу в огонь али в воду». Ночью
после его путаных слов город горел. А следующим
утром шел дождь. Настоятелем Отрочь монастыря в
Твери был в то время Тихон, позже известный как
чудотворец Тихон Задонский. Как кажется, он
сочувствовал старообрядцам и отправился на
пепелище искать полубезумного юродивого. В
сумраке и дыму Тихон увидел лишь полуобнаженную
скачущую фигурку, удаляющуюся к реке, в воду.
Перед тем как окончательно исчезнуть, Макарий,
как сказывают тверские летописцы, приветливо
подмигнул и улыбнулся будущему чудотворцу.
Лев Толстой, считающийся святым в Тибете, был
отлучен от Православной церкви, Дидро считал
себя атеистом, но прославился как один из великих
гуманистов. Александр Македонский, своими
завоеваниями фактически подготовивший Рим для
неизбежного распространения христианства, верил
в свою судьбу, как истовый язычник. Александр
Мень, замечательный богослов и наставник
православного возрождения в России в 1990-х годах,
был убит, по всей вероятности, как злостный
ересиарх. Алистер Кроули, прекрасный поэт и
сомнительный сатанист, был одним из
вдохновителей молодежного бунта в 1960-х, когда
юные гитаристы и преподаватели университетов
стали называть себя “детьми цветов и любви”,
настоящими христианами.
Человек нуждается в милосердии так же сильно, как
и жаждет войны. Создание Бога требует бунта,
равно как и власть, против которой оно восстает.
Самый прекрасный из ангелов – ангел Зари,
Люцифер («несущий свет») – внес раздор и
противоречие в совершенное творение, тем самым
зачав роковой спор о доброкачественности
человека.
Сумрак спускался в Эдемский сад. Сумрак окутывал
побежденный Рим. Сумрак прокрадывался в спальни
к Ивану Грозному, Елене Прекрасной, Альберту
Эйнштейну. Сумрак будил фантазии у Дон Кихота
Сервантеса и у Конфуция, склонившегося над
И-Цзин. Сумрак смущал отчаянных самураев и
отважных первопроходцев. Сумрак бездействовал в
момент, когда совершалось преступление. Сумрак
не разделял радость победы. Он всегда оставался
объективным и бесстрастным, как само
совершенство, а потому равнодушным к переменам.
В час, когда зачинается рассвет, человек
беззащитен и искренен. Нервы напряжены, утро
соединяется с ночью, чтобы через мгновения
разойтись врагами. Тогда тьма уходит под землю,
на каменное дно Мирового океана. А солнце
поднимается в небо, ослепляя птиц нарядной
красотой.
А.Р.
Рисунок Вики ТИМОФЕЕВОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|