Манифест взаимопонимания
Толерантности и солидарности можно
учиться
“Европа как одна большая пицца – смесь
разных ингредиентов – красочна и разнообразна. И
все ингредиенты необходимы, иначе пицца не будет
так вкусна. Вот и отдельные маленькие страны
представляют нам Европу такой, как она есть».
Этими словами семнадцатилетняя Лика из Бозена (Италия)
очертила главную идею новой интернациональной
программы образования молодых европейцев. Дело в
том, что наше представление, что иностранец –
другой, часто вызывает страх, и этот страх
оборачивается жестокостью. Что скрывать: такое
было справедливо для прошлой Европы, да и
сегодняшней, которая характеризуется постоянной
миграцией, перемещением населения, движением
беженцев и эмигрантов. И все же большинству
европейцев понятно, что в интересах будущего
людям необходимо научиться мирно разрешать
проблемы и конфликты, возникающие с жителями
других стран. Надо уметь жить вместе.
Европейская молодежная академия в Виллаче
создала модель образовательной системы, которая
помогает молодым людям сосуществовать на
европейском уровне. Идея проста: школьные классы
из Западной и Восточной Европы интенсивно
работают вместе в течение некоторого времени над
содержанием общих учебных проектов, семинаров,
встреч. Кульминацией становится недельное
пребывание в швейцарском городе Виллаче, где
общая учебная работа принимает более конкретный
характер. Свободное время молодые люди тоже
проводят здесь вместе.
Сравнение с большой пиццей, предложенное
итальянской школьницей, хорошо описывает
многоцветную природу Европейской молодежной
академии. 14 классных групп из 11 стран Западной и
Восточной Европы работают над своим главным
проектом. Он называется с первого взгляда
незатейливо: “Хорошо жить в Европе”. В курсе,
например, этого года они должны были узнать друг
друга через личные контакты, видеомосты и
региональные встречи, а затем весной собраться в
Виллаче, чтобы представить свои проекты и
работать уже вместе по 25 рабочим темам. В это
время весь город предоставляет старшеклассникам
и студентам со всей Европы площадки для учебной
деятельности и свободного времяпрепровождения.
Уровень заданий и тем довольно высок, а предметы
и курсы разнообразны: рисование и драматургия,
музыка и мода, творческие сочинения, философия и
танцы, работа в Интернете и защита окружающей
среды, спорт, общение по увлечениям. Ребятам
предоставляется возможность поработать в
городской видеогруппе и на радиостанции.
Многоязычная газета будет документировать
события каждой недели. Фресковая изостудия
оставит несмываемый след Молодежной академии на
стенах городских зданий. И, как в прежние годы,
ребята напишут манифест, который потом будет
ратифицирован Молодежным парламентом. Это
послание переведут на языки стран-участников, и
таким образом оно будет распространено среди
молодых людей, в политических и общественных
кругах по всей Европе.
Получается, что даже одним своим существованием
Молодежная академия устанавливает новую модель
общеобразовательной школы, где школьники учатся
самостоятельно без классов и расписания, без
экзаменов и оценок. Меняется и роль учителя.
Понятно, что такая школа направлена на
самоопределение молодых людей и воспитывает в
них индивидуальную ответственность за сделанное.
Молодые люди – от Гроэнло до Мостара, от
Гетеборга до Бозена, от Вены до Тарнова –
получают в Европейской молодежной академии
реальную возможность думать над созданием
лучшего будущего в Европе и проверить свой
объединенный политический голос. Они узнают о
войне из первых рук от своих друзей, приехавших
из горячих точек, учатся преодолевать языковой и
социальный барьеры.
Мы спросили, будет ли Молодежная академия
расширяться, или подобные учебные заведения
предполагается открывать в разных странах
Европы? Этот вопрос пока еще не решен. Но
организаторы уверены, что в любом случае
подобные встречи должны стать составной частью
нормального образовательного процесса в
европейских школах. Они считают, что вряд ли
можно найти лучший путь для межкультурного
образования молодых людей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|