Реформа образования невозможна без
реформы подготовки учителей, считают в Эквадоре
Необходимость основательных изменений
традиционной школьной системы ныне не вызывает
сомнений. Однако условия работы и в особенности
система педагогического образования
практически не меняются и воспроизводят старую
школьную модель. Реформа подготовки учителей
есть обязательное условие школьных изменений, и
наоборот.
Современная политика в области образования
требует от учителей умения не только
интерпретировать и применять учебную программу,
но и адаптировать и усовершенствовать ее, идти в
ногу с основными отраслями знания. Педагог
должен готовить учащихся к критическому
восприятию информации и эффективному ее
использованию. Ему не обойтись без
сотрудничества с родителями и местными общинами.
Современная образовательная политика и реформы
обращены к идеальному учителю, которого в
реальности не существует. Его надо подготовить.
* * *
Педагогические институты, программы и
результаты подготовки учителей подвергаются
ожесточенной критике во всем мире.
Такие планы или проекты ПО (педагогического
образования) неизменно начинают с нуля,
игнорируя или пренебрегая предыдущим знанием и
опытом.
Подготовку рассматривают изолированно от других
показателей профессии педагога (зарплаты,
условий работы и жизни, механизмов продвижения
по службе, организационных мероприятий и др.)
Учителя выступают в роли пассивных получателей и
потенциальных стажеров, с ними не
консультируются и не пытаются привлечь их к
участию в проекте плана подготовки.
Учитель становится учителем вообще, без учета
различных категорий и уровней подготовки. Не
учитывается коллективный характер
педагогической работы.
Такие проекты претворяются в жизнь вне
реальности (обычно учителей доставляют к месту
обучения, вместо того чтобы перенести обучение в
школу и превратить ее в центр подготовки),
являются академическими и теоретическими,
сосредоточены на учебнике и отрицают конкретную
педагогическую практику – важнейший источник
непрерывного обучения.
* * *
Педагогическое образование обычно
считается независимым от зарплаты фактором и
даже мерой ее компенсации. Совершенствование
подготовки учителей, как полагают, может
повлиять на улучшение школьной системы и
качества образования. Однако прорыв порочного
круга низкой оплаты труда, низкого статуса,
плохой или отсутствующей подготовки и низкого
профессионального уровня требует всеобъемлющих
мер. Иначе по-прежнему будет усиливаться
депрофессионализация педагогической профессии.
Учителя – проводники образования, учебники и
технология – образовательные инструменты
В традиционной образовательной модели
проявляется очевидная склонность к вложению
средств в вещи, а не в людей. Воспитание человека
и формирование способностей – сложные, нелегко
поддающиеся исчислению задачи. Они не дают
осязаемых результатов в короткие сроки.
Тенденция к тому, чтобы компенсировать
недостаток общего образования и
профессиональной подготовки учителей за счет
образовательной технологии, наблюдается
повсеместно. В то время как учителей и
педагогическое образование недооценивают,
учебники ныне явно переоценивают.
С помощью учебников предполагается решить
двойную задачу: компенсировать профессиональные
недостатки и неопытность учителей и подменить
ими реформу учебного плана, ввиду того что
учебники являются основным, если не
единственным, определяющим фактором учебного
плана в большинстве развивающихся стран”.
Подготовка хорошего учебника – весьма сложная
задача, и во всем мире лишь немногие способны
написать хороший учебник.
Именно учитель в своем классе в конечном счете
решает, чему и как учить, каким образом
использовать учебники и даже пользоваться ли ими
вообще. Трудности, с которыми сталкиваются
учителя в рациональном использовании учебников,
в большой степени связаны с недостатками в их
собственном образовании и подготовке. Таким
образом, невозможно разъединять учебники, их
качество и рациональное использование учителями
и качество педагогического образования.
Невозможно выбирать между инвестированием в
учебники или инвестированием в учителей. Для
качественного образования необходимы
инвестиции в каждую из этих областей. Однако с
точки зрения улучшения обучения
совершенствование педагогического образования,
несомненно, имеет приоритет – именно
образовательная технология должна поддерживать
учителя, а не наоборот. Учебники и другие учебные
материалы есть лишь инструменты; активными,
сознательными субъектами и проводниками
образования являются учителя, а также учащиеся и
их родители.
Сфере педагогического образования нужны цели,
выходящие за пределы простого добавления нового
предмета, введения новых курсов, увеличения
сроков обучения или внесения незначительных
перемен в учебные планы. В первую очередь
необходима новая парадигма ПО.
Педагогическое образование шире подготовки
учителей
Несостоятельность схемы сначала сформулировать
план реформ, затем готовить учителей – очевидна.
Знания, опыт и активное участие учителей
жизненно необходимы для постижения сути
реформаторских предложений и успешного их
воплощения. Педагогическое образование как
непрерывный процесс профессионализации
учителей должно предшествовать реформе и
следовать за ней. Сама реформа образования
представляет собой долгосрочный процесс. Это не
единичная акция.
Многообразие партнеров в педагогическом
образовании
Государство играет и будет играть главную роль в
педагогическом образовании. Педагогические
организации разделяют ответственность с
государством; их инициатива и вклад в разработку
и воплощение политики и стратегии обновленного
ПО имеют решающее значение. Многообещающим
явлением представляется растущее участие
неправительственных организаций в сфере ПО.
Именно ему обязаны своим появлением некоторые
инновационные эксперименты, которые получили
распространение во всем мире.
Обучение за счет деятельности и осмысления
практики
Учителя часто отзываются о практике как о своей
важнейшей школе, однако традиционно это мнение
не принимают во внимание. Педагогическая
практика по-прежнему в основном замыкается в
рамках отдельных классов, где не случается
бывать ученым, политическим деятелям и
составителям планов. Самоанализ и
систематизация собственной педагогической
практики – лучшие инструменты для
профессионального роста, имеющиеся в
распоряжении учителей. Учителя могут
сознательно, творчески менять практику
преподавания, если разовьют в себе способность к
ее критическому анализу.
Обмен опытом с учителями
Преподавание развивалось как профессия
одиночек. Сейчас наконец признается, что учителя,
как и профессионалы в любой другой области,
нуждаются во встречах с коллегами для обмена
опытом и обсуждения общих профессиональных
проблем, благодаря чему они могут обновлять и
оценивать свои знания и налаживать
сотрудничество друг с другом. Разумеется,
коллегиальная деятельность – явление
беспрецедентное с точки зрения школьных
традиций и как таковое считающееся новаторским
– предполагает наличие места и времени,
специально отведенных для этих целей в школьной
программе среди плановых и текущих мероприятий.
Значение игрового компонента
Если смех и игры приличествуют детям, то они
кажутся недопустимыми в отношении взрослых, в
особенности учителей. К счастью, растущее
осознание значения игр в обучении детей и их
здоровом развитии постепенно влечет за собой
признание игр в качестве педагогического
инструмента и для учителей. Игра, смех, музыка и
танец должны стать частью любой программы ПО.
* * *
В педагогическом образовании назрела
необходимость преодолеть классическое деление
на общее (предметное) и специальное
(педагогическое) знание. Важно заложить
“культурный капитал”, который перекрывает
рамки учебного плана и школьных предметов, и
сформировать профессиональные качества, которые
помогут учителю самоутвердиться.
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.