Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Роза Мария ТОРРЕС. Решение в два действия

Реформа образования невозможна без реформы подготовки учителей, считают в Эквадоре

Необходимость основательных изменений традиционной школьной системы ныне не вызывает сомнений. Однако условия работы и в особенности система педагогического образования практически не меняются и воспроизводят старую школьную модель. Реформа подготовки учителей есть обязательное условие школьных изменений, и наоборот.
Современная политика в области образования требует от учителей умения не только интерпретировать и применять учебную программу, но и адаптировать и усовершенствовать ее, идти в ногу с основными отраслями знания. Педагог должен готовить учащихся к критическому восприятию информации и эффективному ее использованию. Ему не обойтись без сотрудничества с родителями и местными общинами.
Современная образовательная политика и реформы обращены к идеальному учителю, которого в реальности не существует. Его надо подготовить.

* * *

Педагогические институты, программы и результаты подготовки учителей подвергаются ожесточенной критике во всем мире.
Такие планы или проекты ПО (педагогического образования) неизменно начинают с нуля, игнорируя или пренебрегая предыдущим знанием и опытом.
Подготовку рассматривают изолированно от других показателей профессии педагога (зарплаты, условий работы и жизни, механизмов продвижения по службе, организационных мероприятий и др.)

Учителя выступают в роли пассивных получателей и потенциальных стажеров, с ними не консультируются и не пытаются привлечь их к участию в проекте плана подготовки.
Учитель становится учителем вообще, без учета различных категорий и уровней подготовки. Не учитывается коллективный характер педагогической работы.
Такие проекты претворяются в жизнь вне реальности (обычно учителей доставляют к месту обучения, вместо того чтобы перенести обучение в школу и превратить ее в центр подготовки), являются академическими и теоретическими, сосредоточены на учебнике и отрицают конкретную педагогическую практику – важнейший источник непрерывного обучения.

* * *

Педагогическое образование обычно считается независимым от зарплаты фактором и даже мерой ее компенсации. Совершенствование подготовки учителей, как полагают, может повлиять на улучшение школьной системы и качества образования. Однако прорыв порочного круга низкой оплаты труда, низкого статуса, плохой или отсутствующей подготовки и низкого профессионального уровня требует всеобъемлющих мер. Иначе по-прежнему будет усиливаться депрофессионализация педагогической профессии.
Учителя – проводники образования, учебники и технология – образовательные инструменты

В традиционной образовательной модели проявляется очевидная склонность к вложению средств в вещи, а не в людей. Воспитание человека и формирование способностей – сложные, нелегко поддающиеся исчислению задачи. Они не дают осязаемых результатов в короткие сроки.
Тенденция к тому, чтобы компенсировать недостаток общего образования и профессиональной подготовки учителей за счет образовательной технологии, наблюдается повсеместно. В то время как учителей и педагогическое образование недооценивают, учебники ныне явно переоценивают.
С помощью учебников предполагается решить двойную задачу: компенсировать профессиональные недостатки и неопытность учителей и подменить ими реформу учебного плана, ввиду того что учебники являются основным, если не единственным, определяющим фактором учебного плана в большинстве развивающихся стран”.
Подготовка хорошего учебника – весьма сложная задача, и во всем мире лишь немногие способны написать хороший учебник.
Именно учитель в своем классе в конечном счете решает, чему и как учить, каким образом использовать учебники и даже пользоваться ли ими вообще. Трудности, с которыми сталкиваются учителя в рациональном использовании учебников, в большой степени связаны с недостатками в их собственном образовании и подготовке. Таким образом, невозможно разъединять учебники, их качество и рациональное использование учителями и качество педагогического образования.
Невозможно выбирать между инвестированием в учебники или инвестированием в учителей. Для качественного образования необходимы инвестиции в каждую из этих областей. Однако с точки зрения улучшения обучения совершенствование педагогического образования, несомненно, имеет приоритет – именно образовательная технология должна поддерживать учителя, а не наоборот. Учебники и другие учебные материалы есть лишь инструменты; активными, сознательными субъектами и проводниками образования являются учителя, а также учащиеся и их родители.

Сфере педагогического образования нужны цели, выходящие за пределы простого добавления нового предмета, введения новых курсов, увеличения сроков обучения или внесения незначительных перемен в учебные планы. В первую очередь необходима новая парадигма ПО.

Педагогическое образование шире подготовки учителей

Несостоятельность схемы сначала сформулировать план реформ, затем готовить учителей – очевидна.

Знания, опыт и активное участие учителей жизненно необходимы для постижения сути реформаторских предложений и успешного их воплощения. Педагогическое образование как непрерывный процесс профессионализации учителей должно предшествовать реформе и следовать за ней. Сама реформа образования представляет собой долгосрочный процесс. Это не единичная акция.

Многообразие партнеров в педагогическом образовании

Государство играет и будет играть главную роль в педагогическом образовании. Педагогические организации разделяют ответственность с государством; их инициатива и вклад в разработку и воплощение политики и стратегии обновленного ПО имеют решающее значение. Многообещающим явлением представляется растущее участие неправительственных организаций в сфере ПО. Именно ему обязаны своим появлением некоторые инновационные эксперименты, которые получили распространение во всем мире.

Обучение за счет деятельности и осмысления практики

Учителя часто отзываются о практике как о своей важнейшей школе, однако традиционно это мнение не принимают во внимание. Педагогическая практика по-прежнему в основном замыкается в рамках отдельных классов, где не случается бывать ученым, политическим деятелям и составителям планов. Самоанализ и систематизация собственной педагогической практики – лучшие инструменты для профессионального роста, имеющиеся в распоряжении учителей. Учителя могут сознательно, творчески менять практику преподавания, если разовьют в себе способность к ее критическому анализу.

Обмен опытом с учителями

Преподавание развивалось как профессия одиночек. Сейчас наконец признается, что учителя, как и профессионалы в любой другой области, нуждаются во встречах с коллегами для обмена опытом и обсуждения общих профессиональных проблем, благодаря чему они могут обновлять и оценивать свои знания и налаживать сотрудничество друг с другом. Разумеется, коллегиальная деятельность – явление беспрецедентное с точки зрения школьных традиций и как таковое считающееся новаторским – предполагает наличие места и времени, специально отведенных для этих целей в школьной программе среди плановых и текущих мероприятий.

Значение игрового компонента

Если смех и игры приличествуют детям, то они кажутся недопустимыми в отношении взрослых, в особенности учителей. К счастью, растущее осознание значения игр в обучении детей и их здоровом развитии постепенно влечет за собой признание игр в качестве педагогического инструмента и для учителей. Игра, смех, музыка и танец должны стать частью любой программы ПО.

* * *

В педагогическом образовании назрела необходимость преодолеть классическое деление на общее (предметное) и специальное (педагогическое) знание. Важно заложить “культурный капитал”, который перекрывает рамки учебного плана и школьных предметов, и сформировать профессиональные качества, которые помогут учителю самоутвердиться.

Материал подготовила
Л.Печатникова

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru