Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

КРУГ ВОПРОСОВ

Людмила РЫБИНА

В поисках науки о ребенке

Помним ли мы о том, что успех обучения зависит не только от качества школьных программ, но и от возможностей самих детей?

23 октября в Российской академии образования прошла научная сессия «Проблемы современного детства».

Пожалуй, главной темой нынешней научной сессии Академии образования была мысль о том, что пришло время объединить знания о ребенке, накопленные в самых разных областях научных исследований. Такого междисциплинарного подхода нет пока и на уровне высокой науки, хотя потребность в нем есть сегодня у каждого учителя-практика.
Директор Института физиологии РАО Марьяна Михайловна Безруких подчеркнула, что взрослые, которые работают с ребенком, обязаны разбираться в его мотивировках и реакциях. Иначе все наши благие намерения оборачиваются для него бедой.
Значительное число детей начинают учиться, а затем переходят из класса в класс, сталкиваясь с новыми и новыми школьными проблемами, а это, в свою очередь, рождает ощущение собственного бессилия, беспомощности и неполноценности. Это вызывает более 80% конфликтов с учителями. Это и причина 82% конфликтов в семье. Это провоцирует плохое отношение к ребенку со стороны сверстников. Поэтому комплекс школьных трудностей – прежде всего проблема социальной адаптации ребенка.
Не только учителя-практики, но и ученые, разделенные по своим областям науки, не могут найти причины школьных проблем, не знают, что делать.
Что делать, если ребенок плохо пишет? Ответ в начальной школе, как правило, один: больше писать. Плохо читает – больше читать. Плохо считает – больше считать! А иногда надо поступить наоборот.
Успешность обучения сегодняшняя школа измеряет в характеристиках скорости: скорость письма, скорость чтения. В этом отражается непонимание сути психофизиологии формирования навыков письма и чтения. Это те базисные навыки, сложнейшие психофизиологические процессы, формирование которых замедляется при увеличении скорости. Получается, что в программу обучения заложены принципы, не только не способствующие развитию, но тормозящие его.
Академик Дебора Ароновна Фарбер рассказала об исследовании, которое продолжалось в Институте физиологии на протяжении 30 лет. Регистрируя биотоки мозга, ученые отслеживали связь его развития и познавательной деятельности ребенка.
Что мы знаем о возможностях ученика? Правильно ли мы подаем материал в зависимости от возраста, состояния, наконец, времени суток и времени года?
Оказывается, например, что процесс развития ребенка нелинеен. До девяти-десяти лет действительно идет развитие. А дальше точные современные приборы фиксируют явный регресс в работе мозга. Что это? Просто подошел период полового созревания, и для организма развитие других функций – сейчас главная забота, настолько важная, что даже мозг он оставляет без внимания. В этот период неадекватные условия ведут к дезадаптации ребенка, к срывам, девиантному поведению.
У нас очень часто повторяют фразу Выготского: «Обучение ведет за собой развитие», но это только часть ее, а после запятой у Выготского: «Но обучать ребенка можно лишь тому, чему он может обучаться».
Еще одну актуальную проблему сегодняшнего детства поднял директор Психологического института РАО Виталий Владимирович Рубцов: детская психология в экстремальных ситуациях. За плечами сотрудников института работа с детьми, попавшими в секты, пережившими взрывы жилых домов в Москве, с родственниками погибших на подводной лодке моряков в Видяево, с детьми-сиротами в Чечне. За этим непростым опытом к нашим специалистам сегодня пришлось обратиться и американским коллегам.
Проблема здесь тоже в междисциплинарном подходе. Специалисты, которые работают с ребенком, нуждающимся в психологической поддержке, должны говорить на одном языке, понимать друг друга. У педагогов, медиков, психологов, психиатров пока такого единого языка нет. А в ситуации утраты и горя главное – сохранить ценности и основания, только тогда мир не кажется опасным и безнадежным местом.
Об исследованиях ценностных ориентаций современных подростков рассказывал директор Центра социологии образования Владимир Самуилович Собкин. По данным центра, только 15% опрошенных учителей у нас отвечают, что они с оптимизмом смотрят в завтрашний день. (В Амстердаме таких – 80%.) Каково детям рядом с неуверенным в завтрашнем дне учителем?
Целый день работы на пленарном заседании и по четырем тематическим секциям – представление результатов исследований, идеи, обмен мнениями. На сессию съехались ученые со всей страны, практики, студенты педагогических вузов. Что это может означать для школы? Очевидно, что идет поиск подходов к другой школе – более бережной к ребенку. Близка ли эта школа? Наверно, это зависит не только от ученых и не только от управленцев, не только от социальной ситуации в обществе, а в первую очередь от учителя, который, закрывая за собой дверь, остается один на один с классом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru