КРУГ ВОПРОСОВ
В поисках науки о ребенке
Помним ли мы о том, что успех обучения
зависит не только от качества школьных программ,
но и от возможностей самих детей?
23 октября в Российской академии
образования прошла научная сессия «Проблемы
современного детства».
Пожалуй, главной темой нынешней научной
сессии Академии образования была мысль о том, что
пришло время объединить знания о ребенке,
накопленные в самых разных областях научных
исследований. Такого междисциплинарного подхода
нет пока и на уровне высокой науки, хотя
потребность в нем есть сегодня у каждого
учителя-практика.
Директор Института физиологии РАО Марьяна
Михайловна Безруких подчеркнула, что взрослые,
которые работают с ребенком, обязаны разбираться
в его мотивировках и реакциях. Иначе все наши
благие намерения оборачиваются для него бедой.
Значительное число детей начинают учиться, а
затем переходят из класса в класс, сталкиваясь с
новыми и новыми школьными проблемами, а это, в
свою очередь, рождает ощущение собственного
бессилия, беспомощности и неполноценности. Это
вызывает более 80% конфликтов с учителями. Это и
причина 82% конфликтов в семье. Это провоцирует
плохое отношение к ребенку со стороны
сверстников. Поэтому комплекс школьных
трудностей – прежде всего проблема социальной
адаптации ребенка.
Не только учителя-практики, но и ученые,
разделенные по своим областям науки, не могут
найти причины школьных проблем, не знают, что
делать.
Что делать, если ребенок плохо пишет? Ответ в
начальной школе, как правило, один: больше писать.
Плохо читает – больше читать. Плохо считает –
больше считать! А иногда надо поступить наоборот.
Успешность обучения сегодняшняя школа измеряет
в характеристиках скорости: скорость письма,
скорость чтения. В этом отражается непонимание
сути психофизиологии формирования навыков
письма и чтения. Это те базисные навыки,
сложнейшие психофизиологические процессы,
формирование которых замедляется при увеличении
скорости. Получается, что в программу обучения
заложены принципы, не только не способствующие
развитию, но тормозящие его.
Академик Дебора Ароновна Фарбер рассказала об
исследовании, которое продолжалось в Институте
физиологии на протяжении 30 лет. Регистрируя
биотоки мозга, ученые отслеживали связь его
развития и познавательной деятельности ребенка.
Что мы знаем о возможностях ученика? Правильно ли
мы подаем материал в зависимости от возраста,
состояния, наконец, времени суток и времени года?
Оказывается, например, что процесс развития
ребенка нелинеен. До девяти-десяти лет
действительно идет развитие. А дальше точные
современные приборы фиксируют явный регресс в
работе мозга. Что это? Просто подошел период
полового созревания, и для организма развитие
других функций – сейчас главная забота,
настолько важная, что даже мозг он оставляет без
внимания. В этот период неадекватные условия
ведут к дезадаптации ребенка, к срывам,
девиантному поведению.
У нас очень часто повторяют фразу Выготского:
«Обучение ведет за собой развитие», но это только
часть ее, а после запятой у Выготского: «Но
обучать ребенка можно лишь тому, чему он может
обучаться».
Еще одну актуальную проблему сегодняшнего
детства поднял директор Психологического
института РАО Виталий Владимирович Рубцов:
детская психология в экстремальных ситуациях. За
плечами сотрудников института работа с детьми,
попавшими в секты, пережившими взрывы жилых
домов в Москве, с родственниками погибших на
подводной лодке моряков в Видяево, с
детьми-сиротами в Чечне. За этим непростым опытом
к нашим специалистам сегодня пришлось
обратиться и американским коллегам.
Проблема здесь тоже в междисциплинарном подходе.
Специалисты, которые работают с ребенком,
нуждающимся в психологической поддержке, должны
говорить на одном языке, понимать друг друга. У
педагогов, медиков, психологов, психиатров пока
такого единого языка нет. А в ситуации утраты и
горя главное – сохранить ценности и основания,
только тогда мир не кажется опасным и
безнадежным местом.
Об исследованиях ценностных ориентаций
современных подростков рассказывал директор
Центра социологии образования Владимир
Самуилович Собкин. По данным центра, только 15%
опрошенных учителей у нас отвечают, что они с
оптимизмом смотрят в завтрашний день. (В
Амстердаме таких – 80%.) Каково детям рядом с
неуверенным в завтрашнем дне учителем?
Целый день работы на пленарном заседании и по
четырем тематическим секциям – представление
результатов исследований, идеи, обмен мнениями.
На сессию съехались ученые со всей страны,
практики, студенты педагогических вузов. Что это
может означать для школы? Очевидно, что идет
поиск подходов к другой школе – более бережной к
ребенку. Близка ли эта школа? Наверно, это зависит
не только от ученых и не только от управленцев, не
только от социальной ситуации в обществе, а в
первую очередь от учителя, который, закрывая за
собой дверь, остается один на один с классом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|