Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Мастер-класс

Елена АЛЕКСЕЕВА

Четвертый год при петербургском СТД существует Совет театральных педагогов. Идея его создания принадлежит профессору Академии театрального искусства Вениамину Фильштинскому. Встречи, в которых принимают участие стар и млад, теоретики и практики, педагоги и актеры, посвящены проблемам воспитания профессионалов. О своем опыте говорят петербуржцы, москвичи, гости из-за рубежа. Первый цикл встреч в СТД послужил толчком для издания книги “Как рождаются актеры”.
Недавно в Петербурге проходил 11-й Международный театральный фестиваль “Балтийский дом”, и его участники не раз возвращались к тому совету педагогов, где выступал Петр Фоменко. Когда он размышлял о педагогике, петербургская публика еще не была знакома с его последним курсом. Теперь на фестивале, темой которого обозначено “Учитель – ученик”, мастер представлял спектакли своих студентов. Теорию можно было совместить с практическими результатами, они оказались выше всяких похвал. Недаром “Мещане. IV акт” в постановке Николая Дручека получили на “Балтийском доме” приз критики, а сам мэтр российской режиссуры удостоился специального приза дирекции фестиваля.
Для Петербурга Петр Фоменко – особая любовь. И особая боль. Здесь он поставил немало прекрасных спектаклей, руководил Театром комедии, воспитал плеяду блестящих актеров. Режиссера любили коллеги и зрители, но городское партийное руководство постоянно чувствовало исходящую от него опасность. “Лес”, “Баню”, “Этот милый старый дом”, “Пассаж в Пассаже”, “Теркина на том свете” бранили в официальной печати, запрещали. Фоменко не раз увольняли. Последней каплей, переполнившей терпение начальства, стала “Мистерия-буфф” в Театре Ленсовета, ее действие режиссер перенес в хрущевские времена. Спектакль оказался таким смешным и острым, что его не допустили до премьеры. Автору же посоветовали поскорее уезжать из Ленинграда. Однако актеры, участвовавшие в представлении, до сих пор помнят все мизансцены и зонги, перекочевавшие потом в капустники. Ими они приветствовали своего любимого режиссера на фестивале, устроенном пару лет назад в его честь.
Этим летом на сцене Александринского театра состоялись триумфальные гастроли Театра-мастерской Петра Фоменко, поставившего за последнее время такие знаменитые спектакли, как “Семейное счастие”, “Война и мир”, “Самая счастливая деревня” (об этих и других его работах “ПС” писало). Фоменко вернулся в город на белом коне и в окружении учеников, каждое поколение которых доказывает плодотворность его педагогики. Предлагаем вниманию читателей фрагменты из выступления режиссера на Совете театральных педагогов. Его размышления, на наш взгляд, имеют отношение не только к театру.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru