Мастер-класс
Четвертый год при петербургском СТД
существует Совет театральных педагогов. Идея его
создания принадлежит профессору Академии
театрального искусства Вениамину Фильштинскому.
Встречи, в которых принимают участие стар и млад,
теоретики и практики, педагоги и актеры,
посвящены проблемам воспитания профессионалов.
О своем опыте говорят петербуржцы, москвичи,
гости из-за рубежа. Первый цикл встреч в СТД
послужил толчком для издания книги “Как
рождаются актеры”.
Недавно в Петербурге проходил 11-й Международный
театральный фестиваль “Балтийский дом”, и его
участники не раз возвращались к тому совету
педагогов, где выступал Петр Фоменко. Когда он
размышлял о педагогике, петербургская публика
еще не была знакома с его последним курсом.
Теперь на фестивале, темой которого обозначено
“Учитель – ученик”, мастер представлял
спектакли своих студентов. Теорию можно было
совместить с практическими результатами, они
оказались выше всяких похвал. Недаром “Мещане. IV
акт” в постановке Николая Дручека получили на
“Балтийском доме” приз критики, а сам мэтр
российской режиссуры удостоился специального
приза дирекции фестиваля.
Для Петербурга Петр Фоменко – особая любовь. И
особая боль. Здесь он поставил немало прекрасных
спектаклей, руководил Театром комедии, воспитал
плеяду блестящих актеров. Режиссера любили
коллеги и зрители, но городское партийное
руководство постоянно чувствовало исходящую от
него опасность. “Лес”, “Баню”, “Этот милый
старый дом”, “Пассаж в Пассаже”, “Теркина на
том свете” бранили в официальной печати,
запрещали. Фоменко не раз увольняли. Последней
каплей, переполнившей терпение начальства, стала
“Мистерия-буфф” в Театре Ленсовета, ее действие
режиссер перенес в хрущевские времена. Спектакль
оказался таким смешным и острым, что его не
допустили до премьеры. Автору же посоветовали
поскорее уезжать из Ленинграда. Однако актеры,
участвовавшие в представлении, до сих пор помнят
все мизансцены и зонги, перекочевавшие потом в
капустники. Ими они приветствовали своего
любимого режиссера на фестивале, устроенном пару
лет назад в его честь.
Этим летом на сцене Александринского театра
состоялись триумфальные гастроли
Театра-мастерской Петра Фоменко, поставившего за
последнее время такие знаменитые спектакли, как
“Семейное счастие”, “Война и мир”, “Самая
счастливая деревня” (об этих и других его
работах “ПС” писало). Фоменко вернулся в город
на белом коне и в окружении учеников, каждое
поколение которых доказывает плодотворность его
педагогики. Предлагаем вниманию читателей
фрагменты из выступления режиссера на Совете
театральных педагогов. Его размышления, на наш
взгляд, имеют отношение не только к театру.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|