Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЦИОИГРОВЫЕ ПРЯНОСТИ

Вячеслав БУКАТОВ,
Александра ЕРШОВА

Союз начинается с равноправия... в заинтересованности

Пять «вредных» советов учителю,
которому надоело быть авторитарным

Освоение нового всегда трудно. Детям, между прочим, тоже. А когда их еще и предупреждают о предстоящих трудностях, то и вовсе…
А если предлагать ученикам новое как видоизменение дела, им уже известного? Ведь тогда возникнет игра – игровая форма освоения нового.
Осваивать новую игру не столько трудно, сколько интересно. К новому делу интерес тоже существует, но он быстро угасает под давлением страха ошибки. Ведь учителя обычно демонстрируют – пусть не вполне осознанно – свое умение быть во всем правильными: уж сами-то они в учебном материале умеют избегать ошибок.
Это, конечно, позволяет учителям постоянно быть в лидерах за счет страха ошибки, возникающего у учеников во время игрового задания. У взрослых – безоговорочных лидеров – не хватает терпения дать ученикам сыграться, разыграться, получить удовольствие от доигрывания, нахождения и исправления ошибок. При каждом отклонении они прерывают детей своими поспешными объяснениями и показами. Получается, что учителя подсознательно боятся: вдруг ученики сами в конце концов разберутся со своими ошибками и тогда лидерство взрослого окажется беспочвенным? А мы, учителя, конечно, побаиваемся сомнений в своей необходимости детям: раз у них самих получается, то зачем тогда я здесь нужен? Социоигровая педагогика отвечает: нужен – для организации новой интересной деятельности, в ходе которой ученики, общаясь между собой, будут открывать новые для себя проблемы и методом собственных проб находить верное решение. И школьники всегда благодарны не столько учителю-лидеру, сколько учителю-выдумщику.

Союз детей со взрослыми начинается с равноправия не только в ошибках (педагогу полезно ошибаться при детях и даже вылетать вместе с другими детьми из игры), но и с равноправия в заинтересованности.
В игре должно быть интересно и взрослому, и ребенку. Для того чтобы детям любое игровое упражнение стало интересным, сам педагог, подающий игровые команды, должен быть увлечен. А это происходит, когда он подтянут, собран, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения детьми упражнения. Тогда возникает и равноправие в игре, тогда возникает и союз.
Мы надеемся, что наши советы помогут вам найти и укрепить этот союз педагога с учениками в ходе игры.

1. Оцените неправильный ответ. Если задание выполняется неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем верный вариант, запланированный педагогом. Важнее включить в работу активность, пусть не точно направленную, чем заглушить ее страхом ошибки.
Еще хуже – закрепить у учеников установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а потом я сделаю, если буду уверен, что получится. В таком случае союз детей и учителя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребенка, равноправие исчезает, игра умирает. Останется один труд, вся радость от которого – “когда же дядя или тетя похвалит”.

2. Будьте готовы к неожиданностям. Какое бы предложение (сыграть, показать, выполнить, суметь) ни высказал учитель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы, которые, кстати, выясняются не сразу. Ему нужно быть не только готовым к каким-то своим промахам, но и ждать каких-то достижений. И все препятствия, встречающиеся в социоигровой работе, рассматривать как содержание(!) занятий, видеть в них сущность своих задач. А в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.

3. Не бойтесь отказа. Самое неприятное – отказ некоторых детей от участия в предложенной игре (задании, упражнении). Чтобы преодолеть отказ, учителю нужно иметь на вооружении специальный набор упражнений – такой, чтобы «отказники» могли найти в себе уверенность для участия в общей работе.
Педагоги по-разному относятся к отказам детей – в зависимости от симпатий. Симпатичным они доверяют, поэтому их отказы воспринимают как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же несимпатичных они видят злой умысел. Но столкновение с детским отказом перестает быть страшным, если воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную самим ребенком. Представьте, что отказ исходит от вашего любимого ученика, а еще лучше – от нескольких любимых. Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.

4. Не разжевывайте задания. Часто дети говорят: мы не начинаем выполнять задание, потому что ничего не поняли. Но это совсем не означает необходимости разжевывать задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребенку. В социоигровых заданиях доля самостоятельности исполнителя обязательно должна расти от раза к разу. Тогда дети могут почувствовать: “не понял” – это, наверное, просто поосторожничал, поленился подумать и попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на “не понял” будет уменьшаться.

5. Умейте порадоваться шуму. Часто у учителя в классе возникает недовольство посторонним шумом, таким естественным при повышении активности учеников. Хорошо бы, видя конкретную ситуацию и детей, каждый раз давать себе отчет, вреден ли шум, возникающий на местах.
Если педагог посчитает шум вредным, то нужно или сменить упражнение, или в упражнении дать задание большему числу детей, или еще более конкретизировать задание. Когда же шум является результатом общей активности, направленной на выполнение задания, то лучше начинать показы на «площадке» с тех, кто редко решается выступать, но только что активно работал на месте, не для зрителей.
Чаще всего шум происходит от стихийно возникшей репетиции-подготовки на местах. И педагогу скорее нужно радоваться, что его задание вызывает у детей желание работать.
Случается, что когда одна группа показывает другим свои результаты, некоторые (у кого опыт работы в микрогруппах мал) смотрят невнимательно – «фонят». Учителю необходимо либо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в слушании результата работы других, либо проверить общую организацию задания.
Скажем, такой пример. Каждая группа сочиняет историю и для запоминания делает на бумаге какие-то рисунки или записи. Когда подойдет время рассказать историю другим, все слушающие будут продолжать вносить в свои листочки поправки и не смогут остановить внутригруппового обсуждения своего рассказа. Отсюда общее невнимание и шум. Этого можно не допустить, улучшив общую организацию: когда время истечет, все группы складывают свои рабочие листочки в одно место (скажем, в ларец) и рассаживаются для слушания в новом углу – в новой мизансцене, которая помогает переключать внимание с подготовки на восприятие работы других. Хозяин ларца (им может быть и учитель, и ученик) не глядя достает любой рабочий листок. Узнавшая свой листок группа и начинает показ..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru