СОЦИОИГРОВЫЕ ПРЯНОСТИ
Вячеслав БУКАТОВ,
Александра ЕРШОВА
Союз начинается с равноправия... в
заинтересованности
Пять «вредных» советов учителю,
которому надоело быть авторитарным
Освоение нового всегда трудно. Детям,
между прочим, тоже. А когда их еще и предупреждают
о предстоящих трудностях, то и вовсе…
А если предлагать ученикам новое как
видоизменение дела, им уже известного? Ведь тогда
возникнет игра – игровая форма освоения нового.
Осваивать новую игру не столько трудно, сколько
интересно. К новому делу интерес тоже существует,
но он быстро угасает под давлением страха ошибки.
Ведь учителя обычно демонстрируют – пусть не
вполне осознанно – свое умение быть во всем
правильными: уж сами-то они в учебном материале
умеют избегать ошибок.
Это, конечно, позволяет учителям постоянно быть в
лидерах за счет страха ошибки, возникающего у
учеников во время игрового задания. У взрослых –
безоговорочных лидеров – не хватает терпения
дать ученикам сыграться, разыграться, получить
удовольствие от доигрывания, нахождения и
исправления ошибок. При каждом отклонении они
прерывают детей своими поспешными объяснениями
и показами. Получается, что учителя
подсознательно боятся: вдруг ученики сами в
конце концов разберутся со своими ошибками и
тогда лидерство взрослого окажется
беспочвенным? А мы, учителя, конечно, побаиваемся
сомнений в своей необходимости детям: раз у них
самих получается, то зачем тогда я здесь нужен?
Социоигровая педагогика отвечает: нужен – для
организации новой интересной деятельности, в
ходе которой ученики, общаясь между собой, будут
открывать новые для себя проблемы и методом
собственных проб находить верное решение. И
школьники всегда благодарны не столько
учителю-лидеру, сколько учителю-выдумщику.
Союз детей со взрослыми начинается с равноправия
не только в ошибках (педагогу полезно ошибаться
при детях и даже вылетать вместе с другими детьми
из игры), но и с равноправия в заинтересованности.
В игре должно быть интересно и взрослому, и
ребенку. Для того чтобы детям любое игровое
упражнение стало интересным, сам педагог,
подающий игровые команды, должен быть увлечен. А
это происходит, когда он подтянут, собран, готов
вместе со всеми смеяться, огорчаться,
волноваться, ошибаться и исправляться по ходу
выполнения детьми упражнения. Тогда возникает и
равноправие в игре, тогда возникает и союз.
Мы надеемся, что наши советы помогут вам найти и
укрепить этот союз педагога с учениками в ходе
игры.
1. Оцените неправильный ответ.
Если задание выполняется неверно из-за того, что
оно было неверно понято, необходимо обратить
свое внимание на все неожиданное и интересное в
выполнении неверно понятого задания. Иногда оно
оказывается более интересным и полезным, чем
верный вариант, запланированный педагогом.
Важнее включить в работу активность, пусть не
точно направленную, чем заглушить ее страхом
ошибки.
Еще хуже – закрепить у учеников установку:
сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать,
а потом я сделаю, если буду уверен, что получится.
В таком случае союз детей и учителя распадается
на лидерство взрослого и иждивенчество ребенка,
равноправие исчезает, игра умирает. Останется
один труд, вся радость от которого – “когда же
дядя или тетя похвалит”.
2. Будьте готовы к неожиданностям. Какое
бы предложение (сыграть, показать, выполнить,
суметь) ни высказал учитель, он должен исходить
из реальных возможностей данной группы, которые,
кстати, выясняются не сразу. Ему нужно быть не
только готовым к каким-то своим промахам, но и
ждать каких-то достижений. И все препятствия,
встречающиеся в социоигровой работе,
рассматривать как содержание(!) занятий, видеть в
них сущность своих задач. А в их преодолении –
сущность развития ребенка и группы.
3. Не бойтесь отказа. Самое неприятное –
отказ некоторых детей от участия в предложенной
игре (задании, упражнении). Чтобы преодолеть
отказ, учителю нужно иметь на вооружении
специальный набор упражнений – такой, чтобы
«отказники» могли найти в себе уверенность для
участия в общей работе.
Педагоги по-разному относятся к отказам детей –
в зависимости от симпатий. Симпатичным они
доверяют, поэтому их отказы воспринимают как
сигнал о том, что ситуация оказалась
педагогически непродуманной. В отказах же
несимпатичных они видят злой умысел. Но
столкновение с детским отказом перестает быть
страшным, если воспринимать его не как личное
оскорбление, а как своевременную подсказку,
подаренную самим ребенком. Представьте, что
отказ исходит от вашего любимого ученика, а еще
лучше – от нескольких любимых. Это поможет
стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.
4. Не разжевывайте задания. Часто дети
говорят: мы не начинаем выполнять задание, потому
что ничего не поняли. Но это совсем не означает
необходимости разжевывать задания так, чтобы уж
ничего не оставалось отгадать, сообразить,
понять самому ребенку. В социоигровых заданиях
доля самостоятельности исполнителя обязательно
должна расти от раза к разу. Тогда дети могут
почувствовать: “не понял” – это, наверное,
просто поосторожничал, поленился подумать и
попробовать. И если они увидят, как кто-то из них
пробует, и поймут, что в этом нет ничего
страшного, то число сославшихся на “не понял”
будет уменьшаться.
5. Умейте порадоваться шуму. Часто у
учителя в классе возникает недовольство
посторонним шумом, таким естественным при
повышении активности учеников. Хорошо бы, видя
конкретную ситуацию и детей, каждый раз давать
себе отчет, вреден ли шум, возникающий на местах.
Если педагог посчитает шум вредным, то нужно или
сменить упражнение, или в упражнении дать
задание большему числу детей, или еще более
конкретизировать задание. Когда же шум является
результатом общей активности, направленной на
выполнение задания, то лучше начинать показы на
«площадке» с тех, кто редко решается выступать,
но только что активно работал на месте, не для
зрителей.
Чаще всего шум происходит от стихийно возникшей
репетиции-подготовки на местах. И педагогу
скорее нужно радоваться, что его задание
вызывает у детей желание работать.
Случается, что когда одна группа показывает
другим свои результаты, некоторые (у кого опыт
работы в микрогруппах мал) смотрят невнимательно
– «фонят». Учителю необходимо либо терпеливо
дождаться того времени, когда дети откроют для
себя интерес в слушании результата работы
других, либо проверить общую организацию
задания.
Скажем, такой пример. Каждая группа сочиняет
историю и для запоминания делает на бумаге
какие-то рисунки или записи. Когда подойдет время
рассказать историю другим, все слушающие будут
продолжать вносить в свои листочки поправки и не
смогут остановить внутригруппового обсуждения
своего рассказа. Отсюда общее невнимание и шум.
Этого можно не допустить, улучшив общую
организацию: когда время истечет, все группы
складывают свои рабочие листочки в одно место
(скажем, в ларец) и рассаживаются для слушания в
новом углу – в новой мизансцене, которая
помогает переключать внимание с подготовки на
восприятие работы других. Хозяин ларца (им может
быть и учитель, и ученик) не глядя достает любой
рабочий листок. Узнавшая свой листок группа и
начинает показ..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|