НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ
Анна ПАХОМОВА,
учительница иностранного языка
Поучил сам – дай поучить другому
Как вы думаете, легко ли работать так,
чтобы после в класс пришел другой учитель и
продолжил работу без проблем?
Вообще-то душа у меня лежит к строгой
дисциплине. Наверное, меня вполне можно назвать
авторитарным учителем. А я и не боюсь этого слова.
Хоть время от времени и использую дидактические
игры на своих уроках.
С Натальей Павловной я дружу. Она добрый, мягкий,
отзывчивый человек. Но с детьми же так нельзя –
на голову сядут!
* * *
– Нет, это просто невозможно! –
возмущаюсь я. – Представляешь? Стоим с Натальей
Павловной на перемене, по делу разговариваем.
Подбегает Люся – и все! Меня по боку: у Люси,
понимаете ли, дневник пропал! Да она его каждый
день теряет!
– А ты приди как-нибудь к ней на урок, – вторит
мне математичка Анастасия Петровна, – она же
никак начать не может: десять минут после звонка
ждет, пока детишки ее заметят и на места сядут. И
потом послушай, как она весь урок в унисон с ними
разговаривает: те же вообще рта не закрывают, для
них это норма!
– А бегать за ними бумажки собирать и столы
вытирать?! – продолжаю я возмущаться. – У них нет
понятия даже о дисциплине! Я вообще не знаю, как я
с ними работать буду…
Представьте, работаю. Уже два года. И что самое
удивительное – прекрасно себя чувствую.
* * *
Я не слышала, чтобы Наталья Павловна
хоть раз повысила в присутствии детей голос. Все
это хорошо (равно как и групповые работы, а также
бесконечные смены мизансцен), но иногда за шумом
разговоров, которые ведут дети на уроке, не
слышно даже, что она говорит(!).
Она часто сама ставит стулья в классе или двигает
парты, потому что дети не откликнулись на ее
просьбу (или просто не услышали?).
Она может бросить все дела и пойти искать дневник
Люси, который пропадает по пять раз в день. Она
вообще совсем не такая, как я.
* * *
Леша уже в десятый раз за этот день вошел
в класс в грязных ботинках. Я, видя это впервые:
– Ты соображаешь, что делаешь? Немедленно
переодевайся, бери тряпку и убирай! И чтоб через
пять минут все было чисто!
Наталья Павловна (тоже в десятый раз):
– Леша, ну что ты… Иди переоденься, пожалуйста, и
все убери. Не хочешь? Ну пойдем вместе…
* * *
Энергичная Люся опять перебивает наш
разговор на полуслове (похоже, это привычка):
– А завтра концерт в семь или в шесть?
Я (уже с раздражением):
– Не перебивай, когда люди разговаривают, тем
более взрослые. И потом, разве на доске не
написано?!
Наталья Павловна:
– В шесть. И постарайся, пожалуйста, не опоздать.
* * *
Петя бьет Сережу шваброй. Сильно, с
чувством. Я:
– Немедленно прекратили! Оба ко мне в
учительскую с дневниками.
Наталья Павловна (осторожненько разводя их за
руки):
– Не надо так, ребята, а то еще швабру сломаете…
* * *
Наталья Павловна вела этот класс всю
начальную школу. Я пришла в третий класс вести
английский язык. В четвертом классе вела еще и
немецкий. В пятом – возьму классное руководство.
Эти дети слушаются меня мгновенно. Они
удивительно чутко реагируют на малейшее
изменение интонации, на нахмуренные брови, на
резкое движение, показывающее недовольство. У
меня нет ни малейших проблем с дисциплиной. Эти
дети удивительно открыты для любой творческой
работы, они не боятся учителя и всегда готовы к
диалогу с ним. Они очень работоспособны, им
нравится работать на уроке, они получают
удовольствие не только от результата, но и от
самого процесса общей или индивидуальной
работы...
Я понимаю, что этому всему их научила Наталья
Павловна – не сломав, не задавив, не подчинив
себе. А дети в этом классе отнюдь не подарок. Не
специально отобранные по способностям, наоборот,
трудные. Не по интеллекту трудные, а по
темпераменту. Таких обычно либо ломают, либо они
доводят учителя до нервного срыва.
У меня другой подход, я могу быть очень жесткой и
строгой. В этом классе я работаю на минимуме этих
качеств, и если что – у меня есть резерв. Пока
необходимости в нем не возникало. Мягкость
Натальи Павловны привела к тому, что чуть более
строгий по своему стилю учитель не испытает в
этом классе никаких проблем ни с дисциплиной, ни
с работой.
Наталье Павловне все труднее работать в этом
классе. Просто труднее поддерживать порядок.
Дети уже вкусили других учителей, стали старше.
На будущий год Наталья Павловна берет первый
класс.
– И вы ничего-ничего не будете вести у наших? –
спрашивает ее мама одного из нынешних учеников.
– Ничего. Они меня уже переросли, – улыбается
она.
Если Наталья Павловна предложит мне работать в
ее новом классе, я соглашусь с большим
удовольствием.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|