Тема сегодняшней странички –
профессиональная кухня учителя. Кухня – она и
есть кухня: шум-гам, дым коромыслом, на сковороде
шкворчит, в кастрюле кипит, в духовке румянится...
Мы надеемся, что у вас потекут слюнки и вам
захочется вместе с вашими учениками сварганить
то или иное социоигровое блюдо. И не
отчаивайтесь, если первый блин будет комом – он
же не последний!
КНИГА О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ДИДАКТИКЕ
Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ
Что делать с замороженными
новенькими?
Социоигровые рецепты
– Мы добрали в пятый класс шесть
человек. Тут же возникли проблемы с письмом.
Когда нужно что-то записать или письменно
выполнить упражнение, то наши уже почти все
сделали, а те только-только проснулись: что? где?
какое упражнение?
Пробовал новеньких рассредоточить – в пару со
старенькими посадить. Но все равно они не
успевают. Физически. Темп письма низкий.
Рецепт. Тормозятся они из-за
того, что все вокруг происходит быстро. Им бы надо
помочь въехать в общий темп работы.
Внесите в какую-то совместную работу элемент
проигрыша. Первое, что приходит на ум, – это
эстафета на скорость по рядам (или по вариантам).
Скажем, каждая цепочка бежит и пишет одно и то же
предложение на доске – от каждого ученика по
одному слову (при этом важно, чтобы мел
передавали из рук в руки). И тогда тормозящие
новенькие волей-неволей станут пошевеливаться,
чтобы не подвести свою команду.
– Я на русском языке запустил игру в
«загибалки». Знаете, это когда каждый по секрету
от остальных пишет на листочке ответ на вопрос,
загибает листочек и по сигналу передает его по
кругу соседу. Потом отвечает на следующий вопрос,
снова загибает листочек и передает соседу и так
далее. Вопросы такие: когда? где? какой? кто? что
сделал(а)? что из этого получилось? мораль?
Ответив на все вопросы и в последний раз передав
листок по кругу, каждый разворачивает
доставшийся ему скрученный листок и читает
получившуюся историю-небывальщину типа «жидкий
баран летал по заостренному небу». Полезная
штука: тут тебе и части речи, и члены предложения,
и удовольствия полон рот.
Так вот, новенькие не успевают написать ответ на
очередной вопрос и передают по звоночку
недоделанную работу. Потом в конце листочек
разворачивается, а на нем – бессмыслица, потому
что не хватает какого-нибудь члена предложения.
Старенькие, конечно, серчают, и начинаются
разборки.
Я попробовал отдать звонок новеньким. Но тогда
работа становится вообще безразмерной: они сидят
и над каждым словом думают до упора. Темп у них
совершенно другой!
Рецепт. «Загибалки» – это когда каждый
один на один с этой бумажкой и сам с собой. Как тут
ребенку увидеть свою проблему, всю ситуацию в
целом? А проблему эту надо вытащить на свет Божий.
Чтобы она стала видна снаружи. Чтобы тот, кто
тормозит, сам увидел, что он тормозит. Тем и
хороша эстафета.
А можно «загибалки» модифицировать в эстафету по
рядам? Допустим, по человеку от каждого ряда
бегут к доске и пишут ответ на вопрос «когда?»,
следующие – «где?», «кто?», «что делал?» и так
далее… Ан нет, ничего не выйдет. Чепухи не
получится: все видят, что написано на доске, и
поэтому предложения будут «правильные», типа
«травка зеленеет, солнышко блестит»… Хотя темп
высокий, да если еще задавать жанр – например,
веселое предложение или фантастическое, – то
будут интересные предложения. А если глаза
завязывать?.. В общем, можно что-нибудь
придумать…
Главное – перемешать ребят так, чтобы в каждой из
этих шести цепочек (рядов) было по паре
«тормозов». Когда в эстафете настанет их черед,
весь класс будет их подзадоривать. Тогда им легче
будет приноравливаться к общей работе.
– Среди наших новеньких есть один мальчик,
который даже на их фоне «тормоз». Он очень часто
вообще выпадает из ситуации. Но если он «въехал»
в ситуацию, если он «на коне», то начинает все
успевать. Достаточно в начале урока вызвать его к
доске, и он начинает успевать. Но его надо тащить
за собой. Как бы поделиться с ним инициативой?
Рецепт. Тот факт, что у доски парень
приходит в норму, означает, что он привык
работать на учителя. А поощрять эту привычку не
стоит.
Работайте через посыльных. В классическом
варианте групповой работы посыльные каждый раз
должны быть разные. Значит, и «тормозу» придется
бежать к вам за очередной информацией. Пусть
возвращается в свою группу – его тормошат, а он
двух слов связать не может. Пусть! Пусть идет в
соседнюю группу советоваться. Или, наоборот,
группа, ничего от него не добившись, сама идет
советоваться. Тоже неплохо. Вашему «тормозу»
будет полезно и то и другое.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|