Маша АНДРЕЕВА,
школьный психолог, психотерапевт
Пунктир из красных чернил
Понятия успешности и успеваемости
совсем не одно и то же. Но как часто мы забываем об
этом!
Большинство опрошенных взрослых и детей
уверены в том, что в средней и старшей школе
отметка становится необходимой. Очевидно, эта
позиция обусловлена тем, что к десяти годам дети
начинают чувствовать себя не только членами
семьи, но и членами общества с его правилами и
нормами. Как они к этим нормам и правилам
относятся – другой вопрос. Главное, ребята
понимают, что в обществе существуют некие законы,
единые для всех. А оценка – школьная норма,
универсальная для всех. В этом, на мой взгляд,
главное ее назначение.
Нужна ли оценка в начальной школе? В письме одной
девочки прозвучала фраза, известная всем
психологам и учителям, а теперь, оказывается, и
подросткам: «Маленький ребенок не может отделить
себя от оценки. Он думает, что если пятерочник, то
он умный, а если двоечник, то наоборот». До
определенного возраста – 7–8 лет – ребенок
действительно не отделяет себя от отметки. Так
что если говорить об обучении с шести лет, то
первые два-три класса оценка может принести
больше вреда, чем пользы.
В этом возрасте любая оценка для ребенка – это
оценка его личности, а не работы. Так что, заменяя
пятерки на солнышки и звездочки, мы ничего не
достигаем. Как только мы вводим единую символику
для оценки качества работы ребенка, мы задаем
систему координат, по которой ребенок может
начать измерять свою личность.
Говоря о возрасте 7–8 лет как о рубеже, на котором
возникает отделение себя от того, что я сделал, мы
говорим о том, что в этом возрасте ребенок уже
способен отделять себя от своей работы и,
следовательно, оценку своей работы от оценки
своей личности. Но это отнюдь не означает, что
такая способность развивается автоматически,
сама по себе. Мы говорим о ней только как о
способности к абстрактному мышлению, например.
Если мы поможем ребенку этому научиться, он
научится, а если нет – искаженное отношение к
оценке может закрепиться на всю жизнь.
На мой взгляд, лучшее решение, помогающее научить
ребенка адекватно относиться к оценке, –
во-первых, содержательная оценка и, во-вторых,
обучение самооцениванию.
Такая работа требует индивидуального подхода, но
при желании ее можно реализовать и в классе, где
учатся 20–25 человек. То есть, например, вместо
солнышка учитель пишет в тетради ребенка:
«Сегодня тебе великолепно удались палочки и
кружочки, а у крючков постарайся делать спинки
прямее». А перед тем как собрать тетради, можно
попросить весь класс: «Найдите, пожалуйста, в
каждой своей строчке четыре самые красивые буквы
и подчеркните их».
Какая оценка нужна в средней и старшей
школе?
Начиная со средней школы, оценки
необходимы. Ребенку нужны некоторые ориентиры в
области собственной успешности.
Уже давно и педагоги, и родители, и ученики
говорят, что пятибалльная система устарела. Это
очевидно. Все фокусы с плюсами и минусами не
заменяют более дифференцированного и гибкого
подхода в оценивании.
Видимо, оценка должна соответствовать
определенным требованиям по каждому предмету и
по каждому роду работы. Причем эти требования
должны не просто декларироваться, а быть реально
действующими, открытыми и известными ученикам и
родителям. Тогда отметка может выполнять свою
функцию социальной нормы.
Что касается такой системы оценивания, которая
бы относилась к мотивации, к творческой и
интеллектуальной активности ребенка, то ее вряд
ли возможно придумать и реализовать. Поэтому
всегда важно помнить, что оцениваем мы только
навыки. То есть даже работу, проделанную для их
усвоения, мы оценить не можем, поскольку она
напрямую зависит от способностей ребенка в
конкретной области и в области обучения в целом.
Так что успешность ученика совсем не обязательно
превращается во взрослой жизни в успешность
профессионала.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|