Наша школа ничем от других не
отличается...
Константин Леонидович ЛЮБИМОВ
c. Покровское Приволжского района
Ивановской области
– Я работаю в этой школе двадцать
семь лет, тринадцать – в качестве директора.
Попал сюда по распределению после окончания
Ивановского государственного университета.
Думал, что это ненадолго – сам я городской
житель, из Кинешмы. А вот остался – вместе с
супругой, учительницей физики. Наша школа ничем,
наверное, от других не отличается. Хотя, конечно,
есть свои задумки. Всего у нас двадцать учителей,
сто тридцать учеников из шестнадцати деревень.
Приходилось быть и завхозом, и бухгалтером, и
рабочим по обслуживанию здания. В начале
девяностых мы вышли из централизованной
бухгалтерии районного отдела образования,
открыли три счета. При помощи директора совхоза
решили вопрос с жильем для учителей, выделив всем
квартиры в панельных домах. Даже молодые
специалисты, приехавшие из других населенных
пунктов, оставались у нас работать. Тогдашний
руководитель совхоза понимал: если мы хотим
обеспечить своих детей качественным
образованием, надо поддерживать местных
учителей.
Мы корректировали общеобразовательные предметы
с учетом местной специфики. Дополнительное
количество часов отводили на химию и биологию,
был даже особый курс – «Химия и
сельскохозяйственное производство», уроки
экологии. На уроках труда ребята занимались по
программам «Хозяин сельского дома», «Хозяйка
сельского дома». Был введен трехгодичный курс
«Основы агротехники и механизации сельского
хозяйства». После одиннадцатого класса ребята
сдавали экзамен и получали право вождения
трактора и грузовика, что очень важно в селе.
Чтобы наши ученики на практике осваивали
сельскохозяйственное производство, была
построена школьная микроферма, ребята
выращивали телят, поросят, были свои тракторы,
машины.
Сейчас ситуация поменялась: родителям много
месяцев не платят зарплату, мы не можем просить
их помогать школе. Поэтому на уроках труда мы
стараемся сами зарабатывать на ремонт школы,
учебники, технику. В учебном плане есть предмет
«сельскохозяйственный труд», все ученики
средних и старших классов каждый день несколько
часов работают на ферме. Надо прийти к шести
часам утра, напоить-накормить животных, убрать
там, потом пойти на уроки, в обед заглянуть еще
раз и потом вечером. Раньше мы им даже оплачивали
эту работу, за счет средств от реализации
продукции ребята побывали в Севастополе, в
Молдавии, в Москве. У нас была традиция –
куда-нибудь обязательно вывозить выпускной
класс. Теперь нет такой возможности, но мы ездим с
ребятами в Плес, в Музей Левитана, чтобы они
знали, на какой земле растут.
С дисциплиной у нас вопроса никакого нет, единицы
курящих мальчишек, о наркотиках и говорить
нечего. В прошлом году мы выпустили двенадцать
человек, из них двое – серебряные медалисты,
десять поступили в высшие учебные заведения,
многие – в Ивановский университет. Может, это
потому, что ребята видят плоды своего труда,
бесплатно питаются в школьной столовой за счет
продажи ими же выращенной картошки.
А как получилось в этом году? Бюджетные деньги
потрачены на зарплату, на детское питание,
транспорт и на группу продленного дня. Ни на
командировочные расходы, ни на методическую
литературу, ни на книги в библиотеку денег нет. И
я говорю нашим районным начальникам образования:
«Скажите, где я могу взять кредит?»
Есть идея создать межшкольный
учебно-производственный комбинат. Рядом с нами
Гаврилковская школа, у них есть
картофелеуборочный комбайн, у нас – трактор,
плуг, борона. Каждой школе невозможно приобрести
полный набор сельскохозяйственной техники,
значит, надо как-то скооперироваться. Допустим,
мы обеспечиваем все школы района картофелем,
Гаврилковская школа заготавливает корма, другая,
соседняя Новская, школа развозит продукцию. Вот
такие идеи выживания в новых условиях.
А вообще директором сельской школы быть тяжело. Я
бы работал лучше учителем математики – ведешь
свои уроки и не думаешь об отоплении и
электричестве....
__________________________________________________________________
Сколько всего уже было сказано и
написано о сельской школе. Мы придумываем, как
спасти маленькие школы, рассказываем об их
уникальном опыте, получаем читательские отклики.
Вроде бы жизнь где-то налаживается. И вдруг
приходит это письмо – без обратного адреса и
подписи. На штемпеле обозначена Волгоградская
область. На тетрадном листе в клетку уместились
два полюса деревенской педагогики – дети,
растущие на отечественной классике, поросята,
растущие на сухой соломке. Главные заботы
сельского учителя. Это всего лишь метафора или
единственная для многих реальность? Может быть,
именно поэтому и письмо подписано просто
“сельский учитель”...
Моя работа учителя – это мое хобби. А
зарплата – это поощрение за мое увлечение. Все
мое материальное благосостояние зависит от
личного хозяйства.
Сегодня мне было не до работы. Я вела уроки, а мои
мысли кружились вокруг хозяйства. Скоро должна
опороситься свинья, а на улице холодно. Чтобы
поросята были здоровыми, у них должна быть сухая,
теплая подстилка, нужно много соломы. А вот
солому-то и не подвезли. Можете себе представить,
учитель стоит у доски в классе и смотрит в окно –
не проехала ли тележка?
Смешно... Да, все это было бы смешно, когда бы не
было так грустно.
P.S. А мы говорим о какой-то
реформе!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|