Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский район,
Ярославская область
Уроки исчезающих деревень
История, которую дети еще могут
услышать и увидеть, начинается с самых обыденных
вещей.
Например, с лукошка яблок
Помещичья усадьба “Королево”, имевшая
когда-то кроме хозяйского дома и множества
построек кирпичный и винокуренный заводы,
несколько прудов с островами и скульптурами.
Развалины эти все время манили меня. В детстве –
сеяли какой-то панический страх, мы с ровесниками
подбегали к аллее акаций, срывали горсть
стручков (не знаю даже зачем) и опрометью мчались
в деревню: все время казалось, что сказочные
привидения живут там и это они мчатся за нами,
наступая на голые пятки.
В подростковом возрасте мы ходили гулять по
аллеям старинного парка. Взрослой я приводила
сюда своих учеников. Вот и нынче осенью гуляли мы
среди этого запустения.
Кто-то из ребят сказал:
– А скоро и других мест не будет, вон уже
Чурсаково почти исчезло, и Дор-Патра, и
Маклаково...
– И Яковлевское, и Колотово, и Ватагино, –
подхватили другие.
И подумалось: придут наши внуки на развалины
исчезнувших деревень, спросят родителей (моих
теперешних учеников) о жизни, о людях, а им и
ответить будет нечего.
Так на берегу Королевского пруда у меня возник
замысел – вывести детей из класса, чтобы
исчезающие деревни преподали им свои уроки.
Первый урок решили провести в деревне
Яковлевское. Спрашиваю:
– Кто последний раз там был?
– Я как-то с папой ездила за сеном.
– Мы вечером ходили с ребятами за яблоками.
Большинство не бывали совсем, а деревня-то в
получасе ходьбы от школы. На мой укор звучит
обычный ответ, что, мол, исчезающая – она и есть
исчезающая, что там может быть интересного!
Вот и цель моего урока – доказать обратное.
Перебираю в уме жителей деревни – долго ли, две
старухи и дед доживают там свой век.
Спрашиваю ребят:
– Ивана Дмитриевича знаете?
– Знаем! Это которого Финн зовут?
– А почему его так зовут, знаете?
– Нет.
– А хотите узнать?
Еще бы, хотят все. Вот и повод, чтобы отправиться в
очередную экспедицию, и уговаривать никого не
надо.
В деревню вбегают веселой стайкой – все
интересно. Мы жителям тоже интересны, мигом
собираются на лавочке около дома Ивана
Дмитриевича, позволяют себя сфотографировать,
смущенно поправляя платки. Суетятся, выносят
пироги, лукошки с яблоками, но в дом не
приглашают. Вот и первый урок – щедрое русское
гостеприимство, но с горчинкой. Осторожничают
старики, не каждому нынче открыты двери
деревенских домов.
Усевшись на лавочке около дома – а мы на
бревнышках напротив, – начинает Иван Дмитриевич
свой рассказ:
– Трудное было детство, считай, его совсем не
было. Жили с мамой в деревне под Ленинградом,
собирал щавель, грибы, ягоды и вез в Ленинград.
Раскладывал свой товар кучками и продавал,
деньги отдавал маме.
Ну это разве что урок истории, не более того. Моих
детей трудным детством не удивишь, и добытчиками
в семье многие становятся ох как рано!
Но как слушают! Еще час назад меня беспокоила
мысль о том, как удержать внимание, а тут будто
что-то новое узнали. В наспех созданном
пространстве этого урока вдруг куда-то исчезли
проблемы с дисциплиной.
Иван Дмитриевич не спеша рассказывает о своей
военной юности, почти отрочестве в немецком
плену. Мальчишки слушают, притихли. В каком
учебнике мои дети прочитают вот об этом?
Саше не терпится:
– А почему вас все Финном зовут? Не обидно?
– Нет, не обидно, люди зря прозвище не придумают.
Но до этого еще сколько всего случилось.
Жили в халупе, питались крапивой, да еще тем, что
мыли немцам котелки, умудряясь полизать в них
остатки пищи. Немцы и здесь были разные,
встречались и сердобольные, которые оставляли на
дне котелка кашу, а то и кусочек хлеба. Но эти
крохи все равно не спасали. От голода пухли ноги.
Мама не выдержала, она умерла 3 марта 1942 года.
Вместе с двоюродной сестрой мы копали мороженую
землю. И сегодня жалею, что могилу сумели
выкопать слишком мелкую, на полметра, не больше,
что с нас возьмешь – дистрофики. Но место
приметное – между двух сосен. Только вернуться
на родную могилу мне так и не привелось, жизнь
дала новый, совершенно неожиданный крен. Вот
теперь можно и про Финна рассказать. Только
устали вы, пойдемте в сад, я вам чудо покажу.
Как взорвалась тишина! Как устремились мои
ученики в погоню за чудом. А чудо обыкновенной
яблонькой оказалось, только росли на ней плоды
трех разных сортов. Иван Дмитриевич особо
любопытным рассказал о происхождении чуда и даже
тут же показал простейший способ прививки,
которым сам пользуется много лет.
Кто-то из ребят вспомнил, что читали об этом в
учебнике ботаники, а увидели впервые. Вот и еще
урок! А Иван Дмитриевич уже пасеку показывает.
Рассматривают парник, проверяют на прочность.
– Я в нем капустную рассаду выращиваю.
– Продаете?
– Нет-нет, так отдаю. А зачем мне деньги, мне и
пенсии хватает.
И начинает угощать ребят яблоками, с ужасом
осознаю, вижу, как заполняются карманы и подолы
рубашек, а лукошко пустеет.
С беспокойством поглядываю на часы, пора бы и
домой, но сорванцы мои не торопятся, и я понимаю,
что без обещанной истории про Финна ни за что не
уйдут.
– В октябре 1943 года немцы собрали со всей округи
работоспособное население и погнали на работу –
кого в Германию, а кого – в Финляндию. На борт
теплохода в одном из портов Эстонии погрузили 960
человек, среди них был и я.
Первый месяц карантина показался раем. Кормили
овсяной кашей, в обед давали суп, кое-когда –
молоко. А когда дистрофики стали похожи на людей,
развезли по хозяевам. Попал я в довольно богатое
имение. За работу выдавали продукты и деньги, с
двух зарплат можно было купить хороший костюм.
Когда получил разрешение вернуться на родину,
очень обрадовался. Хозяева уговаривали остаться,
но я рвался домой. Только вот родина поступила со
мной и с такими, как я, не по совести. В телячьих
вагонах нас мчали по просторам России, и мы даже
не подозревали, что Ленинград остался далеко
позади. А выгрузили нас в Рыбинске и распределили
по деревням. Так я попал в Яковлевское.
– Жалеете?
– Нет! Если бы все заново, опять прошел бы этот же
путь: и в Финляндии не остался, и в Ленинград не
вернулся, пришел бы в Яковлевское и остался здесь
навсегда.
Вот и последний аккорд нашей экспедиции – урок
патриотизма, не ложного, не надуманного, а
простого, житейского. Для моих ребят урок крайне
полезный.
Прощание получается очень грустным, потому что
скоро-скоро над деревней Яковлевское прокричат
последние птицы, отчалят в столицы дачники, даже
соседка Катя уедет зимовать в город, а Иван
Дмитриевич останется и целую зиму будет
прокладывать тропинку через заснеженное поле,
чтобы поспеть к хлебной машине в девять часов
утра. А нас ждут другие деревни и другие уроки,
которые преподает сама жизнь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|