ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Стандарт и норматив в одном законе
В Думу внесен законопроект «О
государственном стандарте».
Но давайте попробуем разобраться в его плюсах и
минусах
прежде, чем это сделают депутаты
Законопроект представляет собой
результат договоренностей между самыми разными
группами и позициями относительно стандарта.
В результате появился документ, в котором
реализована идея «рамочного стандарта». Это
означает, что в нем указаны базовые предметные
области, предельная нагрузка и предписано ввести
финансовый норматив.
Подробного описания обязательного минимума
содержания образования нет, более того, право
утверждать этот минимум предлагается отдать
правительству, то есть ведомству.
Чего же больше в стандарте – плюсов или минусов?
Предлагаем нашим читателям аналитику этого
вопроса.
А что это такое?
Итак, никаких поправок в Закон РФ «Об
образовании» относительно самого понятия
«стандарт» никто не внес, и осталось то, что было
сформулировано десять лет назад. Стандарт – это
обязательный минимум содержания основных
образовательных программ общего образования,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся
и нормативы учебного времени, а также требования
к уровню подготовки выпускников аккредитованных
образовательных учреждений. При этом согласно
законопроекту Госстандарт общего образования
состоит из федерального, регионального
(национально-регионального) компонентов и
компонента образовательного учреждения.
В свою очередь федеральный компонент включает в
себя базовый и профильный уровни.
А региональный (национально-региональный)
компонент Госстандарта устанавливается
субъектом Российской Федерации. Пока не очень
ясно – исполнительным органом управления
субъекта или все-таки законодательным?
Но зато в законопроекте жестко устанавливается
норма, согласно которой никакие различия в
региональных компонентах не могут стать
причиной отказа в переводе школьника из одного
региона в другой.
Вокруг чего могла бы вестись дискуссия?
Прежде всего: нужно ли в Госстандарте,
утверждаемом законом, устанавливать требования
к выпускнику?
В законопроекте перечислены образовательные
области и предметы, включенные в минимальный
перечень образовательных областей и учебных
предметов федерального компонента. Этот
перечень настолько важен, что мы приведем его
полностью:
– русский язык и литература;
– иностранные языки;
– математика (включая алгебру и геометрию);
– информатика;
– история;
– обществознание (включая основы культурологии,
политологии, правоведения, психологии,
социологии, философии, экономики);
– искусство (включая изобразительное искусство,
музыку, мировую художественная культуру);
– технология (включая трудовое обучение и
информационные технологии);
– физическая культура;
– основы безопасности жизнедеятельности.
Вот такой «минимум».
А когда же все это изучать?
К сожалению, в законопроекте дан двусмысленный
ответ на этот вопрос.
В статье 7 сказано, что начальное образование
будет 4-летнее, основное – 5-летнее, среднее
(общее) – два года. Итого, 11 лет. Значит, в России
будет 11-летняя школа?
Нет, для отдельных категорий обучающихся, а также
временно (?) в порядке эксперимента (?)
Правительство РФ может устанавливать иные
нормативные сроки обучения.
Вообще законопроект крайне нечетко определяет
механизм установления той или иной нормы
стандарта.
Кто определяет содержание образовательных
областей и учебных предметов? Кто принимает
Федеральный базисный учебный план –
правительство или министерство?
Закон определяет, что требования должны быть, но
не указывает, кто их устанавливает. Как это
объяснить? В то же время в статье 9 законопроекта
содержится норма, ради которой можно простить
все прегрешения.
Статья 9, пункт 4. «Содержание образования в
конкретном образовательном учреждении
определяется образовательной программой и
учебным планом, разрабатываемыми, принимаемыми и
реализуемыми данным учреждением
самостоятельно».
Итак, есть минимум содержания, есть Базисный
учебный план, есть устанавливаемый
законопроектом максимальный объем еженедельной
аудиторной нагрузки (для 5-дневной и 6-дневной
учебных недель). Есть, наконец, требования к
выпускнику. И вот по этому лекалу каждая школа
кроит, то есть разрабатывает, собственную
образовательную программу.
Вопрос: насколько при таком сочетании свобод и
ограничений можно решить две задачи – сохранить
общее образовательное пространство страны и
обеспечить вариативность, многообразие
содержания образования в разных школах?
Собственно, это и есть главный вопрос,
относительно которого может строиться аналитика
данного законопроекта.
А еще – деньги…
В законопроекте довольно жестко
прописана связь между стандартом и нормативным
финансированием. Сама эта связь есть. И определен
механизм возникновения норматива.
Сказано, что в Российской Федерации
устанавливается система «взаимосвязанных
государственных (федеральных и региональных) и
местных нормативов бюджетного финансирования
реализации государственного стандарта».
Сказано, что федеральный норматив ежегодно
утверждается Федеральным законом «О федеральном
бюджете». Сам норматив представляет собой
минимальную стоимость реализации
государственного стандарта в расчете на одного
ученика в год.
Само по себе положение о законодательном
утверждении норматива – серьезный прорыв в
области экономики образования.
Но здесь есть две ловушки.
Ловушка первая: методика расчета федерального
норматива утверждается в порядке,
устанавливаемом Правительством РФ.
Казалось бы: а как же иначе? Кто еще может
рассчитывать норматив?
Ответ столь же неожидан сколь и опасен для
чиновников. Разрабатывать методику расчета
норматива и собственно рассчитывать норматив
могли бы независимые неправительственные
институты (даже – не поверите –
негосударственные!), победившие в
соответствующем конкурсе.
Кстати сказать, точно так же, как и подготовку
тестов для единого государственного экзамена, и
аттестацию школ и учителей могли бы проводить не
чиновники, а независимые институты и фирмы… Все,
что касается измерительных или аналитических
процедур, могут и должны выполнять независимые
от правительства институты и организации.
Тогда это будет объективно.
Вторая ловушка: деньги из федерального бюджета,
рассчитанные на основе норматива,
предоставляются бюджету субъекта РФ в качестве
финансовой помощи, то есть в виде трансферта.
Трансферт рассчитывается на основе норматива,
таким образом законодательно обеспечивается
«образовательная часть» трансферта, а тратиться
эти деньги будут так же, как и до введения
норматива…
Снова повторяется схема, при которой быть нищим
оказывается выгоднее, чем быть богатым. Введение
стандарта и норматива увеличит трансфертную
базу субъекта Федерации. А денег в школу станет
попадать меньше. И та же схема – при
предоставлении финансовой помощи региона
местному бюджету.
И все будут удивляться: как же так,
Государственная дума утвердила такой большой
норматив, из Федерального бюджета выделяются
такие деньги на школу, где же результат? Деньги
действительно выделены и ушли в регион, а там
мост обрушился, или урожай большой, или, наоборот,
маленький, и селу надо помогать или памятник
кому-то ставить – да мало ли дел срочных…
Самым опасным механизмом законопроекта о
стандартах является разграничение полномочий,
то есть компетенций, в области стандарта.
Дума в этом разграничении выглядит наиболее
пристойно: она утверждает основные требования к
стандарту, определяет порядок разработки,
утверждает норматив и стандарт.
С Думой министерство согласует проект Базисного
учебного плана.
Что делает правительство?
Утверждает федеральный компонент, разрабатывает
и утверждает методики расчета норматива, создает
единую систему оценки выполнения выпускниками
требований стандарта.
Что делает министерство?
Организует разработку стандарта, его
федерального компонента, разрабатывает и
утверждает Базисный учебный план, примерные
образовательные программы, программы учебных
предметов.
В этом разграничении компетенций и полномочий, с
нашей точки зрения, нет одного компонента. Нет
независимых от ведомства структур, которые на
конкурсной основе могли бы выполнять любые
разработки.
Дело не в том, что у чиновника компетенция и
профессионализм ниже, чем у сотрудника
независимой организации. Дело в том, что у
чиновника работа другая, ведущий тип
деятельности другой.
«Одобрить», «утвердить», «отклонить»,
«запретить», «рекомендовать», «оплатить» – вот
тип решений, свойственных чиновнику. И этот тип
решений так или иначе сказывается и на
материалах, которые вытекают из недр ведомства.
Поэтому мы и высказываем идею ввести в
законопроект о стандарте механизм конкурсных
разработок и самих примерных программ, и даже
Базисного учебного плана, и даже, если уж это
будет так необходимо, и самих требований к
выпускнику.
А то что же получается – сами себе стандарт
разрабатываем, сами себя оцениваем и сами себя
финансируем согласно нами же разрабатываемому
нормативу.
И этот недостаток может поглотить несомненные
достоинства законопроекта о стандартах.
…Общественное участие в образовании не
обязательно выражается в вовлечении родителей в
разработку стандарта, хотя в будущем все равно
придется делать и это. Но хотя бы вынести за
пределы ведомства эту разработку можно?
Или нельзя?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|