Маленький трактат
Зачем человеку школа?
Ну родителям-то понятно: удобно
отправить туда ребенка на целый день и забыть о
нем до вечера. А самому ребенку?
Жизнь, полная ошибок, не только
достойнее, но и гораздо полезнее безделья.
Бернард Шоу
Сейчас почему-то решение остаться дома с
детьми принято считать чуть ли не жертвой. Не
припомню случая, чтобы взрослые, готовые костьми
лечь на работе, могли так же самоотверженно
трудиться дома ради собственных же детей. Да что
говорить: таких бессребреников единицы. А между
тем мы как общество в целом потихоньку
утрачиваем понимание того, что дети – наши дети
– стоят не только того, чтобы тратить на них
часть нашего драгоценного времени и зарплаты, а
гораздо большего. И как бы высокопарно это ни
прозвучало, им продолжать то, что начали их отцы и
деды; и кому как не им, в конце концов, быть нам в
старости опорой.
Итак, мы с женой еще до рождения наших детей
договорились о том, что не станем отдавать их в
чужие руки. А когда пришло время, так уж вышло, что
сидеть дома пришлось не жене, а мне. Нет, я,
конечно никогда не исключал подобной
возможности, но, стоит честно признаться, потом в
сердцах не раз рвал на себе волосы и жалел о том,
что согласился. Но теперь, спустя годы, когда я
вижу своих крепких, здоровых, любознательных и
вместе с тем вежливых мальчиков, мне понятно, что
годы потрачены не зря. Помня свой собственный
горький опыт посещения детских садов, я
сознательно не отдал детей в дошкольные
учреждения, ни в государственные, ни в частные.
Но прежде чем решиться на это, я серьезно изучил
все, что касается современных школ; можно сказать,
провел маркетинговое исследование на тему
“Зачем вообще человеку школа”, и вот что
выяснилось. Во-первых, и это главное, в школе
гробится уйма полезного времени – на хождение из
класса в класс, на полеты в облаках, на попытки
объяснить учителю что-то свое, на просто лень и т.д.
Короче, я пришел к выводу, что даже самые лучшие
современные школы слишком неэффективно и
некомпетентно учат наших детей.
В тот момент я понял необходимость домашнего
образования для своих мальчиков. Сознавая при
этом, что защитников у современной системы
образования гораздо больше, чем критиков, и что
большинству родителей все равно гораздо удобнее
отправить ребенка на день в школу и забыть про
него до вечера.
Главный и почти что единственный аргумент
сторонников нынешней системы образования
состоит в том, что дети должны ходить в школу,
чтобы учиться общаться, жить в коллективе. Но
даже это утверждение мне кажется спорным, потому
что под общительностью разные люди
подразумевают порой абсолютно противоположное.
Судите сами. Обычно в школах общение учеников
ограничено: они вращаются в кругу сверстников и
практически лишены доступа к детям старше или
младше себя. А взрослый предстает перед ними в
ограниченной роли учителя – авторитарного
лидера, и детям ничего не остается, как
объединяться в группы и компании, часто
агрессивные. Неужели в этом и состоит то, ради
чего в первую очередь стоит отдавать детей в
школу, и разве это не вводит детей в заблуждение,
создавая неверное представление о реальной
жизни? Под умением жить в обществе мне хотелось
бы понимать иные навыки.
Как ни странно, детям, обучающимся дома,
доводится общаться в гораздо более
благоприятной и разновозрастной среде. Они ходят
в магазины, библиотеки, музеи, в зоопарки. Могут,
если захотят, сходить в пожарную часть,
полицейский участок, в офис, на фабрику, завод. И
играют не на унылом школьном дворе, где яблоку
негде упасть.
Понять не могу, почему до сих пор родителей,
решившихся на домашнее обучение, считают разве
что не экстремистами, которые заперли своих
детей в четырех стенах. Тогда как на самом деле
обычно несколько родителей объединяются между
собой и учат детей совместно. Так что среди
взрослых есть люди всех возрастов, наций,
вероисповеданий. Если же говорить о методиках, то
они разные. Но кое-что их объединяет. Все родители
прежде всего исходят из того, что интересно
самому ребенку, что будит его воображение и
заставляет мыслить. Вам это кажется
неубедительным? Может быть, но только на первый
взгляд, потому что, если разобраться, процесс
обучения любым наукам ничем не отличается от
того, как ребенок с малых лет учится ходить и
говорить. И чем дольше мы будем поддерживать, а не
гасить в ребенке его природное любопытство, тем
большему сумеем научить, тем охотнее дети будут
учиться у других и учить друг друга.
Поймите меня правильно, я не агитирую, а
рассуждаю, потому что понимаю, как трудно
решиться обучать детей дома. Ведь это решение не
на год- два, а на ближайшие лет этак десять. Но
справедливости ради стоит сказать, что оно вовсе
не требует постоянного пребывания дома в
качестве домохозяйки или домохозяина. Ведь
трудно только первые несколько лет, пока дети еще
не научились учиться. А когда научатся, то ваше
пребывание в четырех стенах становится совсем не
обязательным.
К тому же, как правило, родители тоже меняют стиль
своей жизни и работы. Многие заводят собственный
или семейный бизнес. Или возвращаются через пару
лет на основную работу как ни в чем не бывало.
Из статьи
Патрика Маклахлина
“Один шаг вперед”
Перевела с английского
Марина Никонова
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|