Чтение подростков из групп риска
Обсуждение проблемы детского
чтения в последнее время превращается в хорошую
моду. Этим летом в Санкт-Петербурге прошла
всероссийская конференция, посвященная детскому
чтению, на нынешней Международной книжной
выставке-ярмарке работал Конгресс чтения,
сегодня повсеместно во многих детских
библиотеках проводятся социологические
исследования читательских предпочтений. Однако
из этого круга обсуждений и изучений выпадают те,
кто не ходит в детские библиотеки и редко
появляется в школах. Изучению читательских
интересов таких детей посвящено исследование
кафедры социологии и психологии чтения Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и
искусств. Исследование это нельзя назвать
масштабным, но некоторые предварительные выводы,
сделанные питерскими социологами, тем не менее
уже можно расценивать как руководство к действию.
В 2001 году кафедрой социологии и
психологии чтения Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и
искусств совместно с психолого-медико-социальным
центром Красносельского РУО было проведено
исследование чтения подростков в группах риска
под руководством психолога центра Т.Н.Беркалиева.
Данное исследование явилось фрагментом
муниципальной программы по формированию
здорового образа жизни школьников. Хорошо
известно, что структура досуга современных
подростков существенно изменилась, их свободное
время характеризуется доминированием культурно-потребительского,
развлекательного типа поведения. Учреждения
культуры и спорта становятся все менее
доступными для большинства школьников, при
опросах недоступность из-за их дороговизны
отмечают от 30 до 40% старшеклассников. Подростки
постепенно теряют навыки досугового общения,
развитие шоу-бизнеса ведет к преобладанию
пассивных форм проведения досуга, по данным
социологов, более половины подростков не
осознают своих досуговых потребностей. Чтение в
данной ситуации можно рассматривать не только
как один из способов проведения свободного
времени, но и как путь положительного
воздействия на дезадаптированного подростка,
как средство поддержки и защиты его духовной
жизни.
Для сбора первичной социологической информации
для изучения роли чтения в жизни девиантных
подростков и выявления особенностей этого
чтения использовались методы анкетирования и
включенного наблюдения. Анкетирование
проводилось не только в ПМСцентре, но и на улицах
и вокзалах города. Всего было опрошено 24
подростка 14–15 лет, из которых восемь мальчиков и
девочек не учатся, остальные числятся в 8 классе
общеобразовательных школ. Для составления
анкеты, ответы на которую характеризуют личные и
читательские интересы девиантных подростков,
была использована “Карта интересов” Л.И.Васильченко
(Тартуский университет).
Результаты анкетирования и наблюдения позволяют
сделать следующие выводы. Все опрошенные
подростки проявили отсутствие интереса к
вопросам любого вида творчества. Характерно, что
у ребят вызывали раздражение все вопросы,
касающиеся истории и жизни общества, психологии
межличностных отношений, экономики и бизнеса.
Непосредственно читательские интересы
характеризуются отсутствием ядра, резким
сужением тематики, предпочтением легких жанров.
Для подростков, связанных с наркотиками,
характерен интерес к литературе о жизни и смерти
наркоманов, производстве и путях
распространения наркотиков, однако
профилактическая литература не только не
вызывает у них интереса, но и активно отвергается.
83% опрошенных интересуются проблемами СПИДа,
готовы читать популярную литературу на эту тему,
33% девочек смотрят телепередачи и слушают
радиопрограммы о борьбе со СПИДом, 50% мальчиков
считают данную проблему тесно связанной со своей
жизнью. Более половины всех опрошенных
подростков интересуются информацией о действии
наркотиков и алкалоидов, о возможности получения
помощи при алко- и наркозависимости. Однако
подростки не доверяют печатным источникам и
предпочитают устную информацию, исходящую от
сверстников. В то же время издания о спорте и
здоровом образе жизни интереса в обеих группах
не вызывают – 67% девочек и 52% мальчиков никогда не
читали чего-либо по этим вопросам.
Отмечено, что девочки отдают предпочтение
малообъемным “женским” романам, а мальчики –
произведениям с ярким “героем-любовником”
исключительно зарубежных авторов, так как в
возможность красивых историй со счастливым
концом в нашей реальности подростки не верят. При
этом жизнеописания реальных ярких личностей ни
мальчиков, ни девочек не интересуют. В данной
группе подростков читательские интересы девочек
отличаются склонностью к сказкам, книгам о
животных и растениях. Мальчики склонны к
фантастике, при этом их не интересуют “фэнтази”,
социальные утопии, научная фантастика. В круг их
предпочтений входят произведения “жесткой”
фантастики, мистические произведения и боевики
любого типа.
Большинство опрошенных не читали произведений
классической литературы, даже включенных в
школьную программу (100% мальчиков и 33% девочек).
Вспомнить несколько произведений современных
отечественных писателей смогли только два
мальчика, они назвали книги А.Марининой и В.Бушкова.
Представления о научно-популярной литературе
как мальчики, так и девочки сохранили на уровне
своего читательского развития времен обучения в
начальной школе. Они смогли вспомнить имена В.Бианки,
В.Пескова и ряда других писателей, чьи
произведения включены в школьную программу.
Интересно отметить, что 83% подростков проявили
интерес к вопросам религии и духовной литературе,
при этом, как явствует из их ответов, данный
интерес связан с осознанием непродолжительности
жизни наркоманов и соответственно жизни после
смерти. Характерно, что подростки не видят
различий между конфессиями и интересуются
практической направленностью религии.
Для сравнения читательских интересов девиантных
подростков были изучены читательские интересы
двух контрольных групп – школьников с низкой
успеваемостью и хорошо успевающих.
Группа учащихся с низкой успеваемостью
представлена 32 школьниками из разных классов
разных школ. Результаты анкетирования и бесед
выявили довольно высокий интерес в данной группе
к литературе о профессиях, бизнесе и карьере, о
путешествиях, здоровом образе жизни, популярной
музыке и к компьютерным играм. Респонденты
единодушны в отсутствии интереса к проблемам
экологии, животному и растительному миру, а также
к истории и классической литературе.
Представителей группы интересует современная
культовая литература – Толкиен, Пелевин, Акунин.
Девочки из этой группы интересуются “фэнтази”,
а мальчики научной фантастикой. В данной группе
интереса к проблемам наркозависимости, СПИДа,
спорта не выявлено.
В общем, следует отметить, что интересы девочек-троечниц
выше и разнообразнее, чем у мальчиков. Они
проявляют слабый, но устойчивый интерес к
проблемам жизни общества, современным
экономическим проблемам, жизни молодежи за
рубежом, психологии общения.
Среди учащихся мальчиков, имеющих среднюю
успеваемость в школе “2”–”3”, выявлен интерес к
бизнесу и карьере, высокий интерес к
оздоровлению, физкультуре и спорту,
экологическим проблемам.
Среди благополучных, успевающих школьников
кроме аналогичных с неуспевающими коллегами
интересов выявлен интерес к физике, математике,
информатике, к современной зарубежной
литературе. Довольно высоко мальчики и девочки
этой группы оценивают свой интерес к литературе
о хобби, мире животных и спорте.
Только в этой группе выявлена высокая доля
устойчивого интереса к изобразительным
искусствам и истории. Они не интересуются
литературой о профессиях. Невелик их интерес и к
театру, классической музыке и литературе.
Таким образом, исследование позволяет сделать
следующие выводы. У группы девиантных подростков
при всей сравнительной узости читательских
интересов существует достаточно устойчивая
потребность в чтении, а также в получении
информации из других источников. У
представителей групп риска выявлена склонность
к простым по содержанию, малообъемным и богато
иллюстрированным текстам. Опрос и включенное
наблюдение показали, что существует реальная
возможность корректирующего влияния на
поведение и формирование мировоззрения
подростков групп риска через чтение. Работа по
читательскому развитию личности с
представителями данной группы должна сочетать
методы библиотерапии и развивающего чтения при
условии учета их реальных интересов и
особенностей восприятия информации.
Полученные результаты требуют дальнейших
исследований, которые планируется проводить в
следующем году кафедрой социологии и психологии
чтения совместно с ПМСцентром.
Беркалиев Т.Н.
Мурина Д.А.
Старовойтова О.Р.
СПбГУКИ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|