Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Книги государственного значения

Ни для кого не секрет, что издание учебников для национальных школ превратилось в серьезную проблему, и прежде всего для самих издательств, выпускающих эту нужную, обеспечивающую государственные интересы литературу. Причем учебники для национальных школ стали камнем преткновения не только для нашего издательства. Все московские издательские фирмы сталкиваются с тем, что выпущенные в Москве учебники не заказываются и не закупаются национальными республиками. Позиция местных органов управления понятна: у них есть свои авторы, свои книги, которые давно выпускаются в регионах и по которым уже в течение нескольких лет обучают русскому языку. Не хочу никого обижать, но хорошо известно, что большинство этих учебников не смогло пройти экспертизу ФЭС в силу своих слабых научно-методических и полиграфических составляющих. И не случайно НФПК был объявлен конкурс на создание учебников для национальных школ, в котором участвовало и победило наше издательство. Мы гордимся своими учебниками: учителя и методисты национальных школ признавались, что, однажды подержав в руках наши книги, трудно возвращаться к местным учебникам по русскому языку. Однако оказалось, что при всех своих несомненных достоинствах и новые учебники для национальных школ по русскому языку имеют свои огрехи. Например, одно неправильное ударение в имени может свести на нет все полиграфические, методические и лингвистические изыски. Дело в том, что многие языковые тонкости можно отследить только непосредственно живя и общаясь в национальной среде – такова уж специфика любого иностранного языка. Ошибок этих – единицы, и они давно исправлены, но как сделать так, чтобы их не повторять?
Мое глубокое убеждение состоит в том, что к работе над учебниками или в крайнем случае к экспертизе учебников для национальных школ необходимо привлекать местных авторов. Очень важно, чтобы региональная научно-методическая база участвовала в процессе создания учебников для национальных школ. Однако сейчас дело обстоит так, что педагоги, управленцы, авторы на местах часто даже не подозревают, что для них пишутся учебники. Необходимо выстроить единую структуру, состоящую как из московских авторов-ученых, так и из специалистов местных, региональных, Министерства образования, НФПК и издательской научно-методической лаборатории. Региональные специалисты должны участвовать и в процессе их продвижения на рынок. Конечно, очень трудно работать с местными авторами или консультантами, экспертами прежде всего потому, что для них дорога до Москвы очень дорога. Однако если этой единой структуры не будет, учебники для национальной школы так и не будут востребованы.

Ирина Михайлова,
заместитель редактора по учебной литературе
издательства «АСТ-Пресс»

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru