И в “Просвещении” встать с веком
наравне...
Интервью с генеральным директором
издательства «Просвещение» А.М. Кондаковым
На 2001/2002 учебный год «Просвещением»
издано 690 наименований учебной и учебно-методической
литературы общим тиражом более 40 млн экземпляров,
в том числе 305 учебников из Федерального перечня
тиражом 30,5 млн экземпляров. Сегодня около 45% всей
учебной литературы выходит с маркой
«Просвещение». Оборот издательства за прошлый
год составил более 700 млн рублей.
– С момента своего создания – 1930 года
вплоть до начала 1990-х годов «Просвещение»
являлось монополистом в области выпуска учебной,
методической, справочной и научно-популярной
литературы и в настоящее время играет ведущую
роль на рынке учебного книгоиздания России. В
своих выступлениях вы не раз говорили о том, что
одна из важнейших задач – вернуть «Просвещению»
те позиции, которые оно занимало в недавнем
прошлом. Не означает ли это, что ваше
издательство вновь станет монополистом на рынке
учебного книгоиздания?
– Я против монополизма. Наличие нормальной
конкуренции обеспечивает устойчивое развитие
рынка, способствует повышению качества
выпускаемой учебной литературы и вариативности
образования.
Более того, «Просвещение» охотно сотрудничает с
другими издательствами с целью реализации
определенных проектов.
Например, вместе с издательством «Дрофа» мы
готовим серию учебников по математике под
редакцией Г.В.Дорофеева для 5 и 6 классов. Эти
учебники включены в эксперимент по обновлению
структуры и содержания общего среднего
образования.
С издательством «Вентана-Граф» ведем переговоры
о создании комплекса наглядных пособий, в том
числе электронных, для начальной школы. Кроме
того, планируем организовать совместные курсы по
подготовке редакторов и других сотрудников
учебных издательств.
С издательством «Росмэн» мы выпустили серию
аудиокассет по курсу иностранного языка, а
петербургская фирма «Фангейм» помогает нам
освоить совершенно новую отрасль – логические
игры.
Совместные проекты оказываются эффективными как
для издательств-партнеров, которые объединяют
свои интеллектуальные и финансовые ресурсы, так
в конечном итоге и для школ. Задача у нас общая –
воспитание подрастающего поколения.
– Какие проблемы сегодня являются для вас
наиболее актуальными?
– Наиболее острой проблемой для нас
остается стоимость учебников. «Просвещение»
держит низкие цены – на уровне 30 рублей за книгу.
Это в итоге привело к снижению рыночной
стоимости учебников других издательств. Но даже
в этой ситуации приобретение комплекта
учебников для многих родителей становится
неподъемной задачей. Ведь ни для кого не секрет,
что во многих регионах бремя покупки учебников
полностью ложится на родительские плечи.
Стоимость комплекта учебников для
первоклассника составляет 385 рублей. Это
отпускная цена издательства без рыночных
накруток. Для семиклассника – это уже 480–500
рублей. А комплект для старшей школы обходится в
600 рублей.
Вы знаете, что с 1 января 2002 года прекращается
действие закона о поддержке СМИ, в результате
чего издатели лишатся налоговых льгот. Если
будет введен НДС даже в размере 10%, то цены на
учебники возрастут примерно на 25%. А это в
условиях достаточно низкого финансирования со
стороны регионов вызовет серьезные проблемы. И
без этого в текущем году восемь субъектов
Российской Федерации вообще не выделяли средств
на закупку учебников.
Еще одна большая проблема для нас – контрафакт.
Ущерб, нанесенный издательству «книжными
пиратами» в прошлом году, оценивается в 17 млн
рублей. Дети получили книги низкого качества (плохая
печать, сомнительная краска, бумага низкой
степени очистки). Авторы учебников остались без
гонораров, государство – без налогов. Причем
подделываются книги наших лучших авторов – М.И.Моро,
А.Н.Сахарова, И.Н.Верещагиной и других. В России
есть целые территории, где «Просвещение»
“представлено” только пиратами. Например,
Хабаровский край.
Наша позиция в этом отношении становится
предельно жесткой. Издательство совместно с
органами внутренних дел провело ряд акций. Были
изъяты значительные тиражи пиратских учебников.
В результате возбуждено уголовное дело в
отношении предпринимателя Горяинова, который в
одной из московских типографий наладил на
широкую ногу производство контрафакта.
Любопытно, что аналогичное уголовное дело уже
возбуждалось против этого господина несколько
лет назад, но почему-то было прекращено. Уверен,
что в этот раз ему придется понести наказание.
Хотя есть ситуации и почти комичные. Сейчас мы
получили информацию о том, что на Дальнем Востоке
появился учебник китайского языка издательства
«Просвещение». Мы его не издавали уже лет 20.
Следуя потребностям рынка, пираты решили его
воспроизвести. Так что в пору задуматься над тем,
не возобновить ли нам издание этого учебника.
– Расскажите о новых направлениях в
деятельности вашего издательства.
– В 2001 году «Просвещение» принимает участие в
осуществлении эксперимента по введению в
российских школах новой структуры и содержания
общего образования. В текущем году мы приступили
к выпуску электронных учебных пособий и новых
учебников для дошкольного обучения и начальных
классов.
Готовятся к изданию материалы по единому
экзамену. Выпущены видеокассеты с методическим
руководством в помощь педагогам, принимающим
участие в эксперименте по 12-летке.
В этом году мы начали издавать серию «Я живу в
России». Она включает в себя логические игры,
цель которых познакомить детей школьного
возраста с историей, культурой, географией
родной страны, а также книги о знаменательных
событиях и выдающихся личностях российской
истории.
С нашей точки зрения, это очень важное
направление в деятельности издательства. В
последние годы мы мало говорим о воспитании
чувства патриотизма, воспитании любви к Родине.
Но это является нормальным и необходимым для
любого государства.
Презентация первой книги состоялась в рамках XXI
Московской международной книжной выставки-ярмарки.
Идея проекта «Я живу в России» принадлежит
издательству «Просвещение» и финансируется за
счет самого предприятия.
В мае 2001 года при издательстве создан
общественный совет по проблеме школьного
учебника. Принято решение о возобновлении
издания книжной серии «Проблемы школьного
учебника», ранее выпускавшейся в «Просвещении».
– Кто входит в состав совета и каковы его
задачи?
– В состав совета входят представители органов
управления образованием, ученые, депутаты
Госдумы РФ, издатели из России и СНГ. Это
консультативный орган, призванный
координировать действия заинтересованных
учреждений и организаций в вопросах разработки и
выпуска учебно-методической литературы.
«Просвещение» всегда было центром по разработке
теории и методологии школьного учебника. Однако
создание общественного совета по проблемам
школьного учебника связано не столько с
возрождением прежних традиций, сколько с
необходимостью дать четкое определение того, что
такое «учебник нового поколения», поскольку
этого понимания нет ни у издателя, ни у педагога.
– Что такое учебник нового поколения в вашем
понимании?
– Я думаю, такой учебник должен не только
содержать набор фактов и сведений, но и обучать
ребенка их самостоятельному поиску – как на
страницах самого учебника, так и в других
источниках информации. В этом случае потребуется,
конечно, создание соответствующего
методического аппарата. Современный учебник
может, а зачастую и должен быть построен по
модульному типу, что позволит и учителю, и
ученику выбирать те направления, которые на
данном этапе окажутся наиболее важными или
интересными.
Вообще новые учебники с большим трудом пробивают
себе дорогу. «Просвещение» планирует открыть в
разных регионах и в странах Содружества порядка
15–20 экспериментальных школ, и в дальнейшем их
число будет расширяться. Таким образом, мы
рассчитываем установить оперативную обратную
связь с учителем по использованию новых
учебников и по внесению в них необходимых
изменений. Учебники в школы будут поставляться
издательством бесплатно, работа методистов тоже
будет оплачиваться из наших средств, но все это
окупится. Авторы смогут доработать свои учебники,
которые вошли в эксперимент.
– Как вы оцениваете тот факт, что многие
школы, включившиеся в эксперимент по обновлению
структуры и содержания образования, продолжают
заниматься по старым учебникам?
– Эксперимент по новой структуре и содержанию
среднего образования готовился в предельно
сжатые сроки. Многие школы и субъекты Федерации
оказались слабо подготовленными к вхождению в
эксперимент. Нет учебников, нет
методологического обеспечения. Очень многие
вещи приходится исправлять на ходу.
Ни для кого не секрет, что до сих пор в школах
можно найти учебники по истории СССР, что средняя
оборачиваемость учебников составляет не четыре
года, как это положено, а 10 и более лет. Наши дети
пользуются старыми учебниками, и это предельно
плохо, поскольку информация, которую они черпают
из этих учебников, безнадежно устарела. Из школ
выходит новое поколение, абсолютно не
приспособленное к жизни в новых условиях –
условиях информационной и технологической
революции. Именно поэтому закупки учебников в
большей степени должны быть заботой
государственной. По крайней мере учебники по
русскому языку и литературе для национальной
школы, учебники по национальным языкам, учебники
по коррекционной педагогике, по общественным
дисциплинам должны закупаться за федеральные
деньги и вовремя попадать в школы. От этого
зависит будущее нашей страны.
– Ленин говорил, что учебник – это книга, не
меняющаяся годами. Но вправе ли мы в XXI веке
использовать учебник Перышкина и других
проверенных временем авторов?
– Ленин сказал это в начале прошлого века...
Действительно, по учебникам Перышкина, Коровкина,
Баранского и многих других известнейших авторов
учились поколения советских и российских
граждан. Но динамика жизни такова, что, образно
говоря, учебники устаревают, еще не успев выйти
из типографии. Это не вина издательств или
авторов. Просто изменился темп жизни, а это
требует разработки новых подходов к
формированию методического аппарата учебников.
Поэтому они обновляются, появляются новые
учебники и новые авторы.
Авторы – это золотой генофонд любого
издательства. И мы, в “Просвещении”, очень ценим
наших авторов. Мы гордимся, что у нас выходят
учебники А.А.Плешакова, А.И.Алексеева, А.Д.Александрова,
А.Н.Сахарова. Первое, на что мы обратили внимание,
придя в издательство, была система
взаимодействия с авторами учебников. Мы и сейчас
продумываем помимо гонораров систему бонусов
для наших авторов. Кстати говоря, вокруг авторов
в мире учебного книгоиздания идут настоящие
войны.
Но, возвращаясь к теме, учебники классические,
такие как физика Перышкина, вполне имеют право на
жизнь, но с соответствующим методическим
сопровождением.
– Издание учебников для стран СНГ всегда
было прерогативой «Просвещения». Как сегодня
развиваются ваши отношения с партнерами из
ближнего зарубежья?
– В этом году мы поставили большие партии
учебников в Казахстан на сумму 10 млн рублей, в
Киргизию – на 2,8 млн рублей, а также в Молдову,
Армению, Украину и в другие государства
Содружества. Сегодня в ближнем зарубежье
востребованы учебники по иностранным языкам,
естественно-математическим дисциплинам,
экономической и социальной географии. Мы ведем
переговоры с руководителями этих государств о
совместной разработке учебников, которая может
осуществляться в разных вариантах.
Либо мы адаптируем наши учебники к потребностям
национальной школы той или иной страны, либо
предоставляем право нашим коллегам из СНГ
издавать их по лицензиям. Но кроме этих
традиционных путей есть более интересные, хотя и
сложные – например, подготовка совершенно новых
учебников коллективом, в состав которого входили
бы российские авторы и представители СНГ.
Сейчас мы создали свой центр в Молдове, который
поможет педагогам ориентироваться в тенденциях
учебного книгоиздания.
Не менее важная задача – поставка учебников для
соотечественников. Комиссией по делам
соотечественников и Правительством РФ
выделяются значительные суммы для укрепления
межкультурных связей. В этом году в рамках
правительственной программы мы планируем
поставить 500 тыс. учебников на 11–12 млн рублей.
– По данным Министерства образования,
уровень обеспеченности учебной литературой на 1
сентября нынешнего года составляет 85%, начальной
школы – 90%. Эти цифры даны с учетом существующих
фондов учебной литературы в школьных
библиотеках и всего, что закупалось на
родительские средства.
– Реальная цифра гораздо ниже. Москва
обеспечивает своих школьников на 100%, а вот
Саратовская, Астраханская области, Республика
Калмыкия и ряд других вообще не закупают учебную
литературу. Пользуются библиотечными фондами и
родительскими средствами.
Другие регионы заказывают учебники у
издательств, но выделяют деньги с опозданием и не
в тех объемах, которые запланированы в местных
бюджетах. Книжки в срочном порядке печатаются в
июле – августе, а в школу попадают в октябре –
ноябре. В идеале надо печатать учебники в феврале
– марте, чтобы в конце учебного года дети уходили
на каникулы с учебниками для следующего класса.
То, что выпуск учебной литературы приходится в
основном на летний сезон, сказывается на
стоимости учебника, поскольку в этот период
резко подскакивают тарифы на транспортные
перевозки и другие расходы.
Особенно тяжелая ситуация складывается с
закупкой литературы для национальных школ. По
самым оптимистическим оценкам, потребность в
таких учебниках покрывается на 30%. Эти учебники
малотиражные и поэтому очень дорогие. Учебники
для национальных школ издаются за счет регионов,
у которых зачастую денег на эти цели нет. Порой в
портфеле издательства годами лежат рукописи, не
обеспеченные средствами. Выпуск учебников для
национальной школы мы считаем своей
приоритетной задачей. Но это и важнейшая
государственная задача. Поэтому должна быть
поддержка со стороны федерального бюджета в виде
целевых субвенций. “Просвещение” издает
учебники на 40 разных языках народов России. В
этом году мы выпустили 200 букварей для кетских
школ (малые народы Севера). На издание литературы
для коренных малочисленных народов Крайнего
Севера из федерального бюджета в текущем году
было выделено всего 5,7 млн рублей.
Примерно на такую же сумму, также за счет
федерального бюджета, в этом году Министерством
образования были закуплены учебники для
учащихся вспомогательных школ, хотя реальная
потребность в такой литературе в несколько раз
больше. Средняя цена таких учебников иногда
достигает 300–400 рублей за одну книгу.
Государство должно больше внимания уделять
детям со специальными потребностями, расширять
их возможности для социализации в обществе.
В этом году «Просвещение» намерено издать часть
этих учебников и за свои средства.
– Если российские школы так плохо
обеспечены учебниками и вариативность, по
существу, остается на бумаге, не лучше ли
сократить Федеральный перечень учебной
литературы, что и собирается сделать
Министерство образования в ближайшее время?
– Я думаю, главное не в том, сколько книг входит в
ФП, а как происходит их отбор. Я против сокращения
ФП и не боюсь конкуренции со стороны других
издательств. Думаю, что и мои коллеги не боятся
конкуренции со стороны «Просвещения». В таком
случае хочется задать вопрос: кому на руку
подобные нововведения? Что бы ни рекомендовало
Министерство образования, учитель всегда
выберет тот учебник, который кажется ему
наиболее подходящим для него самого, для данного
класса, для данного города или поселка. А
современные образовательные технологии должны
подкрепляться вариативной учебной литературой.
Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|