Джинн выпущен из бутылки...
Как относятся к оптимизации
Федерального перечня учебной литературы
издатели и представители педагогической
общественности?
Надежда
Шестернина, главный редактор издательства
“Школа-Пресс”:
Издательство выпускает около 140–150 наименований
учебной литературы в год тиражом 70 тысяч.
– И педагоги, и дети, и родители разные. Педагог
всегда выберет учебник, который ему по душе,
который соответствует его программе и
требованиям общества. Конечно, за качество
учебника должно отвечать Министерство
образования, но сокращение вариативности пользы
не принесет, потому что монополизм в
издательском деле чреват однообразием и
серостью.
Новым авторам, как и новым открытиям, трудно
пробивать себе дорогу. В связи с сокращением ФП
эта проблема обозначится еще острее. В ФП войдут
учебники, которые из года в год переиздавались.
Учебников должно быть много, но они должны быть
хорошие.
Сергей Деревянко, генеральный
директор издательства “АСТ-Пресс”:
Издательство выпускает более 70 наименований
учебной литературы в год. В Федеральном перечне с
грифом “допущено” – около 50 названий,
“рекомендовано” – шесть, в следующем году
последняя категория увеличится вдвое.
12 учебников участвуют в эксперименте по
обновлению структуры и содержания общего
среднего образования.
– Мы давно работаем в сфере развивающей
факультативной литературы для школьников. В
какой-то момент мы поняли, что готовы издавать
учебники. Мы могли бы сделать это и раньше, но не
хотелось повторять негативный опыт. Сегодня у
нас есть своя позиция по отношению к школе,
образованию, есть серьезный профессиональный
коллектив, который может сделать хороший
учебник, и на три года вперед у нас составлена
программа обеспечения всех классов линиями
учебной литературы.
В прошлом году мы получили специальную премию
НФПК за учебники по естествознанию.
В наступлении на вариативность мне видится
колоссальная опасность (три учебника по каждому
предмету в Федеральном перечне или один – это
почти одно и то же). Люди, которые этого
добиваются, стремятся отбросить страну в
прошлое. За минувшие десять лет на базе многих
издательств возникли своеобразные
научно-исследовательские лаборатории по
разработке учебников и продвижению их на рынке.
Мы тем самым перечеркиваем их опыт.
На рынке побеждают конкурентоспособные товары –
значит, качественные учебники. Право выбора в
данном случае должно быть за учителем, а не за
правительством.
Конкуренция на рынке учебного книгоиздания –
нормальное явление. Она заставляет издателей
выпускать качественные учебники, разрабатывать
методические пособия к ним, прогнозировать
потребности в учебной литературе на завтра.
Конкуренция позволяет установить
сбалансированные цены – не в ущерб
производителю и покупателю. При монополии одного
учебника и издательства будет разрушаться
сложившийся за эти годы рынок сбыта.
Ефим Коган, начальник
Департамента науки и образования Самарской
области:
– Говорить о стопроцентной обеспеченности
учебной литературой в условиях, когда в ФП
содержится более 1000 названий, нереально. Ясно
одно: мы не выдержали испытания демократией в
учебном книгоиздании, но и прекратить начавшийся
процесс волевым решением тоже нельзя. Все, что
востребовано, будет использоваться, остальное
отпадет само собой. А мы опять бросаемся из
крайности в крайность, пытаясь задать
искусственные рамки Федеральному перечню.
В этом году в бюджете Самарской области заложено
27 млн рублей на закупку учебников – часть этих
средств пойдет на приобретение учебников нового
поколения и на возобновление того массива
учебников, которые приходят в негодность из-за
долгой эксплуатации. На следующий бюджетный год
у нас запланировано на эти цели порядка 40 млн
рублей.
Дмитрий Зуев, член-корреспондент РАО,
экс-директор издательства “Просвещение”:
– Сегодня очень сложно выстраиваются отношения
между региональными органами управления
образованием и многочисленными издательствами,
которые с правом или без права заполняют рынок
учебной литературой.
Не случайно уже начинают звучать окрики:
“Ограничить издания основных учебников двумя,
тремя параллелями! Сколько можно иметь
учебников! Прекратить!”
Прекратить нельзя! Джинн выпущен из бутылки! А
нам предстоит научиться объективно, честно
отбирать лучшее.
Борис Пименов, вице-президент
корпорации “Федоров”:
Издательство выпускает более 50 наименований
учебной литературы в год – от дошкольного
периода и начальной школы до учебников по
русскому языку, математике, географии для 7
класса тиражом около 100 тысяч. Издательство
обеспечивает всех учителей-занковцев (а их 250 тыс.
по России).
– Мы работаем в рамках системы Л.В.Занкова,
которая является вариативной по отношению к
традиционной и к системе Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова.
Поэтому вопрос вариативности для нас непраздный
и несторонний. Сокращать или увеличивать
вариативность – некорректная постановка
вопроса. Она либо есть, либо ее нет. Плюрализм во
всех областях нашей жизни, и в образовании в том
числе, возник не по команде сверху, а тогда, когда
люди осознали, что один предмет – один учебник,
единственная точка зрения, единственно
правильное мнение в предметной области – это
химера. На самом деле вариативность была всегда,
потому что никогда не было одной мысли, одной
точки зрения. Давайте посмотрим на тех, кто
призывает ограничить вариативность, и выслушаем
их аргументы. Три учебника по новейшей истории не
исчерпают всех мыслей по поводу истории. Это так
же смешно, как пять или 15 учебников, как любое
другое количество учебников, установленное кем-то
сверху. Аргументы противников вариативности
популистские и несостоятельные: мол, учитель
запутался в море предлагаемой ему литературы. Но
почему за учителя принимают решение министр
образования или даже Председатель Правительства
РФ? Противники вариативности спекулируют на том,
что у нас слишком много плохих учебников. Но
качество литературы никак не связано с ее
многообразием. Плохие учебники изживут себя сами,
поскольку не будут востребованы обществом. А вот
за то, чтобы учитель выбрал достойный учебник,
должны радеть и министр образования, и
председатель правительства.
Важно сделать более открытой и гласной систему
экспертизы учебной литературы, оградив ее от
лоббирования, протекционизма.
Если внимательно просмотреть учебники советской
поры, то мы обнаружим и в них массу недостатков,
которые приписывают нынешним. Некоторые говорят:
выучились же мы по одному учебнику и вышли в люди.
Кто знает, как сложилась бы судьба поколения 50- и
40-летних, если бы им довелось учиться в условиях
вариативности? Может быть, мы тогда не думали бы,
что “англичане чистят ружья кирпичом”?
Надежда Иванова, главный редактор
издательства “Вентана-Граф”:
– Наше издательство издает более 100 наименований
учебной литературы в год общим тиражом более 3
млн экземпляров.
В Федеральном перечне около 80 наименований
учебников и учебных пособий, в эксперименте по
обновлению структуры и содержания общего
образования участвуют 15.
Разговор о том, что Федеральный перечень учебной
литературы стал очень громоздким, вырос до 1190
наименований – это правда, но то, что учитель
вынужден выбирать из этого количества, –
лукавство. Максимум он выбирает из 5–7 учебников
по каждому конкретному предмету, ориентируясь
при этом на учебный предмет и возраст детей.
Гораздо сложнее выбирать из наименьшего
количества книг, как, например, это предлагается
сделать по истории в следующем году. Откуда
вообще взялась эта магическая цифра “три”?
Если задаться целью оставить в ФП три учебника
для начальной школы, то надо выбрать по одному
учебнику для занковской, давыдовской и
традиционной систем. На каком основании можно
определить, какой из имеющихся – лучший? Если же
оставить по три для каждой системы, тогда уже
получится 9 учебников (примерно 3 из которых еще
не написаны).
Учитель уже привык, что ему предоставлено право
выбора, и лишать его этого права было бы
несправедливо. Тем педагогам, которые не
привыкли к выбору, много лет работают по одним и
тем же учебникам – и это тоже их святое право, на
которое никто не посягает, – нет необходимости
мучительно перестраивать систему своей работы.
Во всех спорах о вариативности и ее приемлемых
рамках третейским судьей будет учитель. Только
учитель может определить судьбу конкретного
учебника, решая, годится или не годится он для
конкретных детей, сидящих за партой. А для того
чтобы учитель мог осуществить эту миссию,
учебник должен прийти не в регион, а в школу, его
должны знать учителя. Такую цель наше
издательство всегда ставило перед собой,
организуя семинары, лекции, учительские
конференции, знакомя преподавателей с тем или
иным учебником и рассказывая о методике работы с
ним на уроке. Методисты издательства и авторы
наших учебников выезжают в регионы не только для
представления учебников, но и для получения
обратной связи от учителей. Комплект “Начальная
школа XXI века”, созданный под руководством
профессора, члена-корреспондента РАО Н.Ф.Виноградовой,
– яркий пример совместной работы авторов с
учителями.
Подготовила
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|