ПРАВИЛА И ИСКЛЮЧЕНИЯ
Пакистан
Положение в области образования всегда
характеризует самоощущение страны. Пакистан –
выстроенное, выделенное из Британской Индии
государство. Именно поэтому власти всегда
пытались не только стратегически осмыслить
образовательную систему, но и использовать ее в
целях пропаганды, то есть имели широкомасштабные
планы и рапортовали (часто скрывая
действительное положение дел) об их выполнении.
В Пакистане есть такое понятие, как пятилетний
план, который регулярно составляет Министерство
образования. Но политические игры, перестановки
в правительстве, острая нехватка денежных
средств не дают никакой возможности
последовательно осуществить запланированное и
довести хотя бы какую-нибудь программу до
победного конца.
Система образования в Пакистане сложена из пяти
уровней. Первый – с первого по пятый класс
начальной школы; средний – с шестого по восьмой
класс, старший – с девятого по десятый класс;
далее следуют подготовительный уровень для
поступающих в вуз, одиннадцатый и двенадцатый
классы, по окончании которых выдается диплом
(гуманитарный или технический), дающий право
поступления в соответствующее заведение.
Только в 1988 году, с наступлением седьмой
пятилетки, была введена система
подготовительных курсов для абитуриентов. Также
было разрешено каждому вузу разрабатывать свои
собственные условия приема и порядок проведения
экзаменов.
В плане пятилетки предусматривались ежегодные
экзамены для учителей школ и преподавателей с
целью выявления реального уровня
профессионализма. Однако большинство
нововведений так и не были запущены в жизнь по
причине хронической нехватки кадров и
недостатка финансовых средств. Несмотря на это, в
1993 году был введен жесткий контроль за прогулами
и качеством работы учителей, а также
успеваемостью учеников. Но нет никаких данных о
том, проделывалась ли подобная работа.
Тем не менее в 1989 году количество учащихся в
средних школах не превышало трех миллионов
человек, когда как в 1991 году в 87545 средних школах
числилось свыше семи миллионов учеников и
работали 189200 преподавателей.
Вследствие того что Зия уль-Хак, президент
Пакистана, начиная с 1979 года осуществлял
повсеместную политику исламизации, в конце 80-х
была проведена попытка преобразования светских
школ в религиозные медресе. Но она не увенчалась
успехом по политическим и финансовым
затруднениям. При этом к 90-м годам количество
девочек в школах снизилось до 12 процентов, тогда
как в 70-х и начале 80-х соотношение девочек и
мальчиков, учившихся в начальной и средней
школах, было приблизительно одинаковым.
Для преодоления финансовых трудностей
правительство Пакистана решилось дать
возможность государственным высшим заведениям
перейти на платную систему обучения.
В 1992 году в Пакистане была объявлена
широкомасштабная программа приватизации всех
учебных заведений, начиная с начальных школ и
заканчивая колледжами и институтами. По всей
видимости, правительство рассчитывало, что
система образования, работая на самообеспечении
и в автономном режиме от пятилетних планов
государства, будет более эффективной.
Разумеется, повсеместная приватизация школ так и
не была претворена в жизнь.
Подготовила
Лукреция СОКОЛЬСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|