Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ПРАВИЛА И ИСКЛЮЧЕНИЯ

Пакистан

Положение в области образования всегда характеризует самоощущение страны. Пакистан – выстроенное, выделенное из Британской Индии государство. Именно поэтому власти всегда пытались не только стратегически осмыслить образовательную систему, но и использовать ее в целях пропаганды, то есть имели широкомасштабные планы и рапортовали (часто скрывая действительное положение дел) об их выполнении.

В Пакистане есть такое понятие, как пятилетний план, который регулярно составляет Министерство образования. Но политические игры, перестановки в правительстве, острая нехватка денежных средств не дают никакой возможности последовательно осуществить запланированное и довести хотя бы какую-нибудь программу до победного конца.

Система образования в Пакистане сложена из пяти уровней. Первый – с первого по пятый класс начальной школы; средний – с шестого по восьмой класс, старший – с девятого по десятый класс; далее следуют подготовительный уровень для поступающих в вуз, одиннадцатый и двенадцатый классы, по окончании которых выдается диплом (гуманитарный или технический), дающий право поступления в соответствующее заведение.
Только в 1988 году, с наступлением седьмой пятилетки, была введена система подготовительных курсов для абитуриентов. Также было разрешено каждому вузу разрабатывать свои собственные условия приема и порядок проведения экзаменов.
В плане пятилетки предусматривались ежегодные экзамены для учителей школ и преподавателей с целью выявления реального уровня профессионализма. Однако большинство нововведений так и не были запущены в жизнь по причине хронической нехватки кадров и недостатка финансовых средств. Несмотря на это, в 1993 году был введен жесткий контроль за прогулами и качеством работы учителей, а также успеваемостью учеников. Но нет никаких данных о том, проделывалась ли подобная работа.
Тем не менее в 1989 году количество учащихся в средних школах не превышало трех миллионов человек, когда как в 1991 году в 87545 средних школах числилось свыше семи миллионов учеников и работали 189200 преподавателей.
Вследствие того что Зия уль-Хак, президент Пакистана, начиная с 1979 года осуществлял повсеместную политику исламизации, в конце 80-х была проведена попытка преобразования светских школ в религиозные медресе. Но она не увенчалась успехом по политическим и финансовым затруднениям. При этом к 90-м годам количество девочек в школах снизилось до 12 процентов, тогда как в 70-х и начале 80-х соотношение девочек и мальчиков, учившихся в начальной и средней школах, было приблизительно одинаковым.
Для преодоления финансовых трудностей правительство Пакистана решилось дать возможность государственным высшим заведениям перейти на платную систему обучения.
В 1992 году в Пакистане была объявлена широкомасштабная программа приватизации всех учебных заведений, начиная с начальных школ и заканчивая колледжами и институтами. По всей видимости, правительство рассчитывало, что система образования, работая на самообеспечении и в автономном режиме от пятилетних планов государства, будет более эффективной.
Разумеется, повсеместная приватизация школ так и не была претворена в жизнь.

Подготовила
Лукреция СОКОЛЬСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru