Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

Александр АДАМСКИЙ

Что мы можем предложить попечителю?

Принято видеть в школе лишь просителя. А ведь на самом деле она способна принести своим партнерам очень серьезную выгоду!

В глазах граждан школа превращается в неизбежное зло

Вместе с директором экспериментального лицея, Федеральной экспериментальной площадки, Мусой Батербиевым мы ездим по Усть-Илимску и встречаемся с видными горожанами, рассказываем им о попечительстве. Предлагаем принять участие в нашем проекте, стать попечителями лицея.
Генеральный директор пивного завода, руководитель торговой фирмы, владелец сети магазинов, директор строительной фирмы... Вначале у всех одинаковая реакция: деньги пришли просить для лицея?
– Счет принесли? Что на этот раз – компьютер, поездка детей в Питер, ремонт крыши или оборудование?
– Да нет, – говорит Муса Мазанович, – мы не просить пришли, а предлагать.
– Ну-ну, и что же вы мне можете предложить?
Действительно, что школа может предложить бизнесу, производству?
В этом скептическом отношении граждан, особенно влиятельных и авторитетных, к предложению партнерства со стороны образования отражается образ школы – неизбежного затратного зла, которое, к огромному сожалению граждан, требует к себе внимания и отбирает столь необходимые ресурсы.
Школа в сознании современного российского общества похожа на сказочное чудище, Минотавра, которое каждый год требовало лучших юношей и девушек, и каждый год граждане должны были отдавать своих детей ему в жертву.
...Когда выходишь за пределы профессионального сообщества, как только оказываешься лицом к лицу с не-образователями, так сразу возникает образ совсем иной школы, так непохожей на ту, которую мы привыкли себе представлять в нашем учительском сознании.
Постоянная нищета и необходимость побираться, унизительное каждодневное попрошайничество, а иногда и просто вымогательство денег у родителей, богатых организаций и людей, вечный стон школы «Деньги давай!» сформировали в обществе устойчивое негативное отношение к школе, раздражение, безразличие к действительно ужасному положению образования.
Общество не видит реальной связи между проблемами ребенка и его жизнью в школе, между будущим детей и качеством их образования.
Но поскольку без формальной возможности – аттестата – строить свою карьеру нельзя, общество мирится со школой как с неизбежным злом.
И эту позицию занимают те граждане, которые сами могут оказать какую-то помощь школе. Нищим в подземном переходе дают деньги вовсе не для того, чтобы эти нищие стали приносить пользу обществу, а чтобы облегчить их жизнь. Так и школе дают деньги, чтобы облегчить ей жизнь, без надежды, что она может стать полезной.
Какое уж тут партнерство?

Сценарий попечительства

Как же можно вовлечь влиятельных и тем более богатых граждан в попечительство? Дело нелегкое и непростое.
Здесь важен не сценарий завлечения, не обман граждан, а программа их будущей деятельности в качестве попечителей. Важно самим деятелям образования внутренне согласиться с делегированием нашим попечителям многих составляющих своей власти над школой.
Фактически речь идет о парадоксальном методологическом ходе: поделись властью... и увеличишь ресурс развития.
Если директор школы не на словах, а на деле готов перестать быть нищим диктатором и способен стать обеспеченным менеджером, наемным управленцем, тогда мы можем предложить будущим попечителям интересную и выгодную для них деятельность. А директору, которому попечители нужны для “освящения” любых его директорских действий, мы ничем помочь не можем.
Но алгоритм будущей деятельности попечителей ясен.
Шаг первый. Пусть администрация школы подготовит полную образовательную программу и рассчитает ее бюджет. Не смету расходов, а бюджет – сколько реально эта программа стоит. Самый доходчивый пример – сколько стоит преподавание английского языка. Когда мы говорили будущим попечителям, что за один урок английского языка учительница получает 10 рублей, они хохотали до слез, особенно те, кто уже нанимал репетиторов по английскому языку. Все понимают, что на самом деле полная образовательная программа школы стоит больше тех денег, которые выдает государство (муниципалитет), но никто той реальной суммы никогда не считал. А если посчитать? И предъявить попечительскому совету программу и ее бюджет?
– А что мы должны делать? – спросят попечители.
– Мы просим вас выразить свое отношение к программе и бюджету, мы хотим с вами их согласовать.
– А мы можем воспользоваться услугами экспертов? – такой вопрос задал нам руководитель торговой компании.
Вот здесь и случается переход от образования как затратной сферы к образованию как инвестиционному проекту общества. Когда граждане начинают сами, в лице своих представителей – попечителей, оценивать свой вклад в образование. Вот для этого мы и хотим, чтобы администрация школы провела согласование образовательной программы и ее бюджета с попечителями.
– Ну хорошо, предположим, мы указали директору на то, что бюджет здесь завышен, а здесь нам не понравилась программа, провели обсуждение, что-то скорректировали, с чем-то согласились – что дальше, – спрашивают попечители.
– Дальше – идете к мэру города, – говорим мы.
– Зачем? – спрашивают они.
И тут выясняется, что большинство граждан не подозревают, кто у школы хозяин. То есть кто у школы учредитель.
Более того, граждане абсолютно уверены, что существует утвержденный государством обязательный норматив финансирования школы и что государство тщательно следит за его выполнением.
Когда выясняется, что ничего этого нет, опытные предприниматели спрашивают:
– А кто же лоббирует интересы образования в Думе при распределении бюджета или в аппарате городской администрации?
Мы говорим:
– Никто.
Они говорят:
– Но ведь так не бывает, вы же ничего не получите в итоге…
А мы:
– Так затем и пришли, чтобы вы стали нашими лоббистами. Для того и посылаем вас к мэру, чтобы провели переговоры с ним по поводу бюджета нашей школы, то есть лицея.
– А он захочет сесть с нами за стол переговоров?
Вполне законный вопрос. Хорошо еще, что мы задолго до этой попечительской экспедиции долго и тщательно прорабатывали с мэром Усть-Илимска Виктором Дорошком и его заместителем Александром Хворостининым всю процедуру переговоров. Хорошо, что мэр и его заместитель дали нам «добро», и мы теперь с чистой совестью можем сказать:
– Это наша проблема, чтобы мэр с вами сел за стол переговоров, мы, образование, та сила, которая введет вас в коридоры власти. Кстати, считаем, что для вас это было бы очень выгодно.
Вот так!
Образование фактически формирует городскую элиту, выступает своеобразным социальным лифтом, поднимает эту элиту на уровень прямого контакта с властью.
После этого разговор идет уже веселее.
– А что, мы должны с мэром торговаться?
– Конечно. У него на всю нашу программу денег нет, зато можно оформить протоколом сумму дефицита. А после этого уже решать: сокращать нам программу, из-за дефицита средств, или покрывать недостаток денег. Но чтобы это не директор решал, а сами попечители.
– А что с бюджетом школы?
– Хотим, чтобы администрация города предложила Городской думе внести его отдельной строчкой в бюджет. А через год таким образом выйдем на городской норматив финансирования образования.
– Норматив с дефицитом?
– Ну если денег не будет хватать – норматив с дефицитом. Горожане должны знать, что для качественного образования нужен вот такой норматив, а если денег не хватает, то граждане должны знать – сколько не хватает, чтобы понимали, что тогда и качество образования в городе будет ниже.
…Несколько дней мы вели эти переговоры с попечителями, с мэром, с его заместителем. Несколько дней начальник управления образования Усть-Илимска Лариса Лысак объяснялась с финансистами и работниками аппарата администрации. Убеждала всех, что такой эксперимент – переговоры мэра с попечителями и предоставление школе средств пакетом, а не статьями – выгоден, что вполне возможно превратить лицей в бюджетополучателя, что, в конце концов, лицей из образовательного учреждения может стать некоммерческой организацией. Эта идея очень понравилась вице-мэру А.Хворостинину.
– После того как мы утвердим муниципальный норматив, вы готовы стать организацией, а не учреждением? – спросил он Мусу Мазановича Батербиева.
– Я давно готов, – ответил директор.
Усть-Илимск – город, известный своими решительными и упрямыми жителями. Вечно там затеваются какие-то авантюры: то ГЭС построят, то норматив решат ввести. И всегда получается. Правильно ведь говорят: под лежачий камень вода не течет. А кому-то этот камень и поднимать нужно. Вот они и стараются.
Не только ведь для себя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru