ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ
Коллекция из расходной деревни
Казалось бы, отшумело-отгремело. Так нет
же – не только в воскресенье не протолкнуться, но
и в будние дни много людей в верхних залах Музея
изобразительных искусств на Волхонке, где
расположилась выставка “Ученая прихоть”. А ведь
она демонстрируется уже больше месяца и
закончится только в ноябре.
А выставка действительно особенная. Ее законное
место – в Музее личных коллекций. Только она туда
не поместилась бы. Как не поместилась бы
полностью коллекция князя Николая Борисовича
Юсупова и в выставочных залах ГМИИ имени Пушкина.
Но коллекция представлена. Объективно,
академично и изобретательно. Представлена и
личность собирателя.
АНТУАН ЖАН ГРО. КОННЫЙ ПОРТРЕТ КНЯЗЯ
Б.Н.ЮСУПОВА. 1809 г.
Название выставки взято из
стихотворения Пушкина “К вельможе”. И очень
велико желание продолжить цитировать.
…Вступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры и картины
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благоденствуешь ты музам в тишине…
…Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
Еще ты смолоду умно разнообразил...
Пушкин посетил Архангельское в 1830 году.
Долгий ясный век Николая Борисовича Юсупова
закончился в 1831-м. Родившись в 1751 году, он жил при
пяти российских императорах, принимал участие в
коронации трех из них, причем не на последних
ролях, ибо принадлежал к древнему и богатейшему
княжескому роду и занимал ряд видных
государственных постов. Он побывал на
дипломатической службе, был президентом
мануфактур-коллегии и министром уделов,
директором Императорских театров, стекольного и
фарфорового заводов, возглавлял Эрмитаж и
Оружейную палату в Кремле. К должностям,
связанным с искусством, Николай Борисович Юсупов
проявлял особое рвение и интерес. Собирательскую
деятельность начал рано. Будучи в Париже и Риме,
завел знакомства среди художников и антикваров.
Выбирал картины сам, глаз и вкус имел отменные,
знания приращивал всю жизнь. Его библиотека
постоянно пополнялась изданиями по искусству на
нескольких европейских языках, которыми владел
Юсупов. Он был собеседником Вольтера и Дидро,
состоял в переписке с Бомарше. А что касается
собирательства, то Юсупов не только покупал, но и
заказывал картины и скульптуры известнейшим
художникам Европы. Среди заказных работ
(мифологические сюжеты нередко предлагал сам
заказчик) – полотна Давида, Гро, Буше, Греза,
Ланкре. И не только заказывал, но и строил
специальные здания для их размещения. В своем
имении “Архангельское”, например, построил
павильон-восьмигранник для экспозиции картин
знаменитого французского живописца Гюбера
Робера. Живопись Франции любил особенно, и
специалисты утверждают, что по полноте и
качеству французская коллекция Юсупова сравнима
только с Эрмитажем. Они же говорят, что именно в
юсуповском собрании – лучшие работы Буше из тех,
что находятся в российских музеях.
Полотна этих мастеров можно увидеть в нынешней
экспозиции. Они размещены экономно и логично и
вовсе не случайно соседствуют с “предметными
островками”, которые придумал художник
экспозиции Борис Мессерер. Дело в том, что
коллекционировал Н.Б.Юсупов отнюдь не только
живопись и скульптуру.
Вы поднимаетесь по главной лестнице, ведущей в
Белый зал, и у входа в него видите первый
“предметный островок”: породистые кресла,
столик, бронза и на первом плане – белая трость
из рога нарвала. Да, Юсупов коллекционировал
трости, табакерки, геммы, бронзу, древние книги,
европейский и восточный фарфор. О фарфоре надо
сказать особо. Опыт директорствования на
Императорском фарфоровом заводе позволил
Юсупову вполне профессионально организовать
собственное фарфоровое производство в
Архангельском, причем в росписи изделий
доминировали повторения картин из его собрания.
Так что некоторые утраченные полотна возможно
увидеть только на этих чашках, кофейниках,
молочниках…
А утраты были. И весьма существенные. Так, во
время пожара в Архангельском сгорело несколько
полотен Дж. Б. Тьеполо. После революции часть
национализированного собрания была продана за
рубеж. Два портрета кисти Рембрандта увез из
России в эмиграцию Ф.Юсупов (Сумароков-Эльстон) –
тот самый, что участвовал в убийстве Распутина.
Побродив по частным коллекциям, портреты эти
осели в Национальной галерее искусств в
Вашингтоне, США. И теперь чудесным образом вновь
оказались в собрании Н.Б.Юсупова. На время.
Бессмысленно пытаться что-то внятное рассказать
про эти работы позднего Рембрандта в газетной
заметке. Просто надо постоять перед ними. Мужчина
и женщина, чем-то связанные друг с другом. Уже не
юные и не блещущие особой красотой, но прекрасные
своей значительностью, глубокой внутренней
сосредоточенностью. Пронзительно ясные и таящие
в себе множество загадок…
Одно из главных достоинств выставки “Ученая
прихоть” – стремление представить публике
“среду обитания” Н.Б.Юсупова, созданную по его
проектам и потому несущую отпечаток его
личности, его вкусов и желаний. Состоящую из
прекрасных произведений искусства и прекрасной
природы, “отредактированной” по плану хозяина
Архангельского. Не только великолепные
произведения живописи и скульптуры, собранные в
залах дворца и павильонах, окружали Юсупова, но и
бесчисленное количество предметов
декоративно-прикладного искусства, созданных
российскими крепостными умельцами,
французскими, итальянскими, китайскими
мастерами. И все – на уровне подлинного
художества. Представляю, как трудно было
устроителям выставки отобрать необходимый
минимум из этих ваз, курильниц, каминных и
настольных часов, шпалер, канделябров,
декоративных фигурок. Счастливая идея –
воссоздать часть кабинета Юсупова с его книгами,
светильниками, “зрительной трубой” и фигурой
Жан-Жака Руссо, сидящего в кресле (вылеплена из
папье-маше в натуральную величину в стиле
гиперреализма, как сказали бы сегодня).
Постоянный собеседник, вероятно.
Задумывая облик Архангельского, Н.Б.Юсупов,
несомненно, мечтал сравнить красоты природы с
красотами искусства. Об этом говорит изысканное
сочетание регулярной планировки с пейзажной
частью парка, террасы, садовая архитектура в виде
“Римских руинных ворот” или “Чайного домика”,
“Соломенной беседки” на берегу пруда или
“Магометова леса” с павильоном “Мекка” и т.п. В
Горятинской роще – здание театра, декорации для
которого писал сам Пьетро Гонзаго, знаменитейший
декоратор петербургских театров. Кстати,
празднества – одна из существенных сторон жизни
Архангельского. Купив имение в 1810 году, Юсупов
делал следующее наставление: “Как Архангельское
не есть доходная деревня, а расходная, и для
веселия, а не прибыли, то стараться заводить, что
редко, и чтобы все было лучше, нежели у других”.
Так и делали…
Но “веселие” свое хозяин Архангельского
получал не только от балов, маскарадов и прочих
фейерверков.
“Ты живо чувствуешь, с восторгом ценишь ты” – из
того же пушкинского стихотворения “К вельможе”.
И это, наверное, самое главное в личности Николая
Борисовича Юсупова: пожизненная наполненность
эстетическим восторгом, умение создать
художественно совершенную “среду обитания”,
согласить природу и искусство. При наличии,
разумеется, финансовых возможностей делать это.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|