Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ

Алла МИХАЙЛОВА

Коллекция из расходной деревни

Казалось бы, отшумело-отгремело. Так нет же – не только в воскресенье не протолкнуться, но и в будние дни много людей в верхних залах Музея изобразительных искусств на Волхонке, где расположилась выставка “Ученая прихоть”. А ведь она демонстрируется уже больше месяца и закончится только в ноябре.
А выставка действительно особенная. Ее законное место – в Музее личных коллекций. Только она туда не поместилась бы. Как не поместилась бы полностью коллекция князя Николая Борисовича Юсупова и в выставочных залах ГМИИ имени Пушкина. Но коллекция представлена. Объективно, академично и изобретательно. Представлена и личность собирателя.

АНТУАН ЖАН ГРО. КОННЫЙ ПОРТРЕТ КНЯЗЯ Б.Н.ЮСУПОВА. 1809 г.

АНТУАН ЖАН ГРО. КОННЫЙ ПОРТРЕТ КНЯЗЯ Б.Н.ЮСУПОВА. 1809 г.

Название выставки взято из стихотворения Пушкина “К вельможе”. И очень велико желание продолжить цитировать.

…Вступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры и картины
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благоденствуешь ты музам в тишине…
…Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
Еще ты смолоду умно разнообразил...

Пушкин посетил Архангельское в 1830 году. Долгий ясный век Николая Борисовича Юсупова закончился в 1831-м. Родившись в 1751 году, он жил при пяти российских императорах, принимал участие в коронации трех из них, причем не на последних ролях, ибо принадлежал к древнему и богатейшему княжескому роду и занимал ряд видных государственных постов. Он побывал на дипломатической службе, был президентом мануфактур-коллегии и министром уделов, директором Императорских театров, стекольного и фарфорового заводов, возглавлял Эрмитаж и Оружейную палату в Кремле. К должностям, связанным с искусством, Николай Борисович Юсупов проявлял особое рвение и интерес. Собирательскую деятельность начал рано. Будучи в Париже и Риме, завел знакомства среди художников и антикваров. Выбирал картины сам, глаз и вкус имел отменные, знания приращивал всю жизнь. Его библиотека постоянно пополнялась изданиями по искусству на нескольких европейских языках, которыми владел Юсупов. Он был собеседником Вольтера и Дидро, состоял в переписке с Бомарше. А что касается собирательства, то Юсупов не только покупал, но и заказывал картины и скульптуры известнейшим художникам Европы. Среди заказных работ (мифологические сюжеты нередко предлагал сам заказчик) – полотна Давида, Гро, Буше, Греза, Ланкре. И не только заказывал, но и строил специальные здания для их размещения. В своем имении “Архангельское”, например, построил павильон-восьмигранник для экспозиции картин знаменитого французского живописца Гюбера Робера. Живопись Франции любил особенно, и специалисты утверждают, что по полноте и качеству французская коллекция Юсупова сравнима только с Эрмитажем. Они же говорят, что именно в юсуповском собрании – лучшие работы Буше из тех, что находятся в российских музеях.
Полотна этих мастеров можно увидеть в нынешней экспозиции. Они размещены экономно и логично и вовсе не случайно соседствуют с “предметными островками”, которые придумал художник экспозиции Борис Мессерер. Дело в том, что коллекционировал Н.Б.Юсупов отнюдь не только живопись и скульптуру.
Вы поднимаетесь по главной лестнице, ведущей в Белый зал, и у входа в него видите первый “предметный островок”: породистые кресла, столик, бронза и на первом плане – белая трость из рога нарвала. Да, Юсупов коллекционировал трости, табакерки, геммы, бронзу, древние книги, европейский и восточный фарфор. О фарфоре надо сказать особо. Опыт директорствования на Императорском фарфоровом заводе позволил Юсупову вполне профессионально организовать собственное фарфоровое производство в Архангельском, причем в росписи изделий доминировали повторения картин из его собрания. Так что некоторые утраченные полотна возможно увидеть только на этих чашках, кофейниках, молочниках…
А утраты были. И весьма существенные. Так, во время пожара в Архангельском сгорело несколько полотен Дж. Б. Тьеполо. После революции часть национализированного собрания была продана за рубеж. Два портрета кисти Рембрандта увез из России в эмиграцию Ф.Юсупов (Сумароков-Эльстон) – тот самый, что участвовал в убийстве Распутина. Побродив по частным коллекциям, портреты эти осели в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, США. И теперь чудесным образом вновь оказались в собрании Н.Б.Юсупова. На время.
Бессмысленно пытаться что-то внятное рассказать про эти работы позднего Рембрандта в газетной заметке. Просто надо постоять перед ними. Мужчина и женщина, чем-то связанные друг с другом. Уже не юные и не блещущие особой красотой, но прекрасные своей значительностью, глубокой внутренней сосредоточенностью. Пронзительно ясные и таящие в себе множество загадок…
Одно из главных достоинств выставки “Ученая прихоть” – стремление представить публике “среду обитания” Н.Б.Юсупова, созданную по его проектам и потому несущую отпечаток его личности, его вкусов и желаний. Состоящую из прекрасных произведений искусства и прекрасной природы, “отредактированной” по плану хозяина Архангельского. Не только великолепные произведения живописи и скульптуры, собранные в залах дворца и павильонах, окружали Юсупова, но и бесчисленное количество предметов декоративно-прикладного искусства, созданных российскими крепостными умельцами, французскими, итальянскими, китайскими мастерами. И все – на уровне подлинного художества. Представляю, как трудно было устроителям выставки отобрать необходимый минимум из этих ваз, курильниц, каминных и настольных часов, шпалер, канделябров, декоративных фигурок. Счастливая идея – воссоздать часть кабинета Юсупова с его книгами, светильниками, “зрительной трубой” и фигурой Жан-Жака Руссо, сидящего в кресле (вылеплена из папье-маше в натуральную величину в стиле гиперреализма, как сказали бы сегодня). Постоянный собеседник, вероятно.
Задумывая облик Архангельского, Н.Б.Юсупов, несомненно, мечтал сравнить красоты природы с красотами искусства. Об этом говорит изысканное сочетание регулярной планировки с пейзажной частью парка, террасы, садовая архитектура в виде “Римских руинных ворот” или “Чайного домика”, “Соломенной беседки” на берегу пруда или “Магометова леса” с павильоном “Мекка” и т.п. В Горятинской роще – здание театра, декорации для которого писал сам Пьетро Гонзаго, знаменитейший декоратор петербургских театров. Кстати, празднества – одна из существенных сторон жизни Архангельского. Купив имение в 1810 году, Юсупов делал следующее наставление: “Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная, и для веселия, а не прибыли, то стараться заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других”. Так и делали…
Но “веселие” свое хозяин Архангельского получал не только от балов, маскарадов и прочих фейерверков.
“Ты живо чувствуешь, с восторгом ценишь ты” – из того же пушкинского стихотворения “К вельможе”. И это, наверное, самое главное в личности Николая Борисовича Юсупова: пожизненная наполненность эстетическим восторгом, умение создать художественно совершенную “среду обитания”, согласить природу и искусство. При наличии, разумеется, финансовых возможностей делать это.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru