ЛИНИЯ ЖИЗНИ
Победитель
И герой, и рассказчик – один и тот же
человек. Невероятной, трагической судьбы…
Мы с ним вместе играли в волейбол. Он старше меня
на два года, был капитаном первой сборной команды
городской детской спортивной школы, а я
капитаном второй сборной, младшей. Когда он,
красивый, русоволосый, выходил на подачу, наши
девочки скандировали: “Шамиль! Шамиль! Шамиль!”
Никто не мог знать, какая судьба его ждет.
“Тогда я понял, что я без ног”
Что испытывает человек, когда
просыпается утром на больничной койке и
понимает, что у него ампутирована нога?
Если вы когда-нибудь случайно попадете туда, вы
многое увидите и услышите. От долгих криков
отчаяния до молчаливого упорства, от полной
прострации до беспомощных попыток самоубийства.
У каждого – свое.
И в то же время общее. Я это понял, когда смотрел
по телевизору интервью с парнем, потерявшим на
Чеченской войне обе ноги. Корреспондентка так и
эдак допытывалась, что он чувствует… Уж не знаю,
чего она добивалась. А парень сказал: “Мне стыдно
перед людьми в таком виде…”
Меня прямо в сердце ударило. Сейчас, когда у меня
нет обеих ног по бедра и левой руки по плечо, я
думаю то же самое: “Мне стыдно перед людьми, что я
такой!”
Но это – впереди. Ампутация и ног, и руки. А пока –
утро, больница. Я знал, что у меня ампутирована
ступня правой ноги. И не унывал. Я проснулся с
упорством в сердце: я не сдамся, я сильный, для
меня теперь идеал – Алексей Маресьев, я сделаю
протезы и буду ходить, буду ездить на
соревнования по стендовой стрельбе!
Но оказалось, что протезы пригодны только для
десяти процентов людей с таким заболеванием. Увы,
я в их число не попал. Отныне мой удел – костыли.
Но я еще геройствовал и хорошо помню миг, когда…
Мы с братом приехали в его гараж. Я пошел
открывать. А там порожек, снегом заметенный. И я
остановился: не знаю, как через него перебраться.
Что вперед послать, какой костыль? А может,
вначале здоровую ногу туда забросить? Боюсь!
Только сейчас я понял, что я без ног.
Рядом сосед расчищал снег, курил. А я не курил
тогда. И попросил у него, он дал мне
“беломорину”, я закурил и заплакал: мой мир
отныне ограничен навсегда, я не такой, как все…
Было мне тогда тридцать восемь лет.
Закон компенсации
В школе я звался Шамилем Шакшакбаевым,
но в метриках значился как Саша Кривощеков. Моя
русская мама Надежда Кузьминична Кривощекова и
мой казахский папа Тауфик Ертаевич Шакшакбаев и
по условиям жизни – она в селе оставалась, а он в
город уехал работать, – и по беспечности своей
никак не удосуживались официально оформить
отношения. И только когда мне исполнилось 16 и
надо было получать паспорт, мама с папой
спохватились и оформили меня по отцу – Шамиль
Тауфикович Шакшакбаев.
Но эта необычность – только с документами. А
вообще таких, как я – одна бабушка русская,
другая татарка, дед казах, – не считано и не
меряно на нашей земле, которая приняла и
переселенцев, и ссыльных всех времен и народов.
Никого не удивишь
украинско-казахско-татарско-русско-кавказско-польско-немецкими
кровями, все мы такие. И детство у меня было, как у
всех. Бедное, уличное. Футбол на пустырях и как
праздник – школьный спортзал: баскетбол,
волейбол…
К окончанию школы был я уже два года капитаном
сборной города по волейболу. Руки длиннющие, ноги
мощные. Над волейбольной сеткой взлетал, в
баскетбольное кольцо мяч забрасывал сверху.
Понятно, что прямая дорога – на физкультурное
отделение нашего Петропавловского пединститута.
И тут вдруг начались непонятные боли в ногах.
Врачи сказали: “Все, голубчик, спортсменом тебе
не быть!”
Перевели меня на естественно-географический
факультет. После института армия, а после армии
позвали возглавить спортивный коллектив завода
имени Кирова. Завод богатый, оборонный. И первое,
что я сделал, – открыл там детскую спортивную
школу на двести мест. А потом первый и
единственный в городе стрелковый тир.
Сейчас я понимаю, что вместе с тиром я
неосознанно открыл для себя закон компенсации:
если ты чего-то лишен от природы или по воле злой
судьбы, не отчаивайся, а максимально используй
то, что тебе дано. Не могу прыгать, но могу
стрелять. И я стал кандидатом в мастера спорта по
стендовой стрельбе, вошел в десятку лучших
стрелков Казахстана. Снова в спорте, снова на
коне! Сейчас у меня нет двух ног и левой руки,
казалось бы, какой уж тут спорт. Но я стал
чемпионом области по толканию ядра из коляски.
Первый в области и четвертый в республике.
Не мог я тогда прыгать, но мог кататься на
коньках, скользить. Заброшенный заводской
стадион по счастливому случаю был единственным в
городе, на котором можно было залить
классическую четырехсотметровую ледовую
дорожку. И мы ее сделали. Из нашей секции вышли
шесть мастеров спорта международного класса!
Рядовых мастеров спорта я уже и не считаю. В
Казахстане наш стадион стал второй кузницей
кадров и рекордов после всемирно знаменитого
высокогорного катка Медео! Не слабо для
областного города?
С этого стадиона в большой спорт ушли два
олимпийца – Володя Клепинин и Вадим Шакшакбаев,
мой сын.
Вадим установил восемь мировых рекордов. Он
последний чемпион СССР на дистанции 500 метров.
Вечный чемпион, потому что потом Союз распался...
В перспективе – полная неподвижность
Дикие боли в ногах… Как передать
ощущение? Представьте, что у вас нет ни кожи, ни
мяса, вы костью стучите по асфальту… Врачи как
увидели, обомлели, взяли кусочек ткани и
отправили в Алма-Ату на анализ. А оттуда пришел
диагноз: системная склеродермия. Болезнь редкая,
неизлечимая. Перспектива – ампутация всех
конечностей и полная неподвижность.
Я подал на развод. Мы и так жили трудно. Она не
ангел, я тем более. К тому же запил, было дело,
когда понял, что с ногами у меня полный швах. А
после приговора срочно развелся, чтобы потом
никто ее не упрекал, что бросила мужа-калеку.
Так я стал инвалидом второй группы. Через год мне
отняли стопу правой ноги.
Американцы не зря говорят, что автомобиль создал
Америку. Машина – это свобода. Ты хозяин
пространства и времени. Словом, я купил машину.
Родители помогли, родственники, они понимали, что
мне машина необходима, как никому другому.
Управление рассчитано на человека с двумя
ногами, но я кое-что переделал, приспособился. И
ездил по всему краю, от Омска до Челябинска, и на
постах ГАИ никому даже и в голову не приходило
спросить… такой у меня был уверенный вид.
Тогда я и открыл для себя второй закон. Мир
жесток. Мир не будет приспосабливаться под тебя.
И если ты не хочешь остаться в стороне от жизни,
если хочешь полноценно участвовать в жизни –
стисни зубы и приспосабливайся к этому миру.
Я знал свою судьбу. И был готов ко всему. В 1989 году
в Свердловске мне ампутировали правую ногу уже
до бедра. Гангрена поползла выше. А я говорил
себе: что без стопы, что без коленного сустава –
невелика разница. Хотя разница есть. Колено – это
упор...
Но инвалид или не инвалид, а работать надо. К тому
времени пришла свобода, первые кооперативы. И я
создал цех по пошиву меховых шапок. В 1991 году
заработал первый миллион рублей. Новенький
грузовик “ЗИЛ” тогда стоил двадцать пять тысяч
рублей. То есть на свое личное состояние я мог
купить сорок грузовиков – целую автобазу!
Но жизнь недолго баловала меня. В 1992 году
гангрена перекинулась и на вторую ногу.
Оторвался тромб под коленом. Последняя нога!
Двадцать суток пролежал в реанимации. Какие боли!
Шесть раз в сутки кололи наркотики. Пальцы на
ноге почернели, их просто выкручивали и
выбрасывали. Сухая гангрена. Я не соглашался на
ампутацию, отказался от наркотиков. Хирург
сказал: “Как же ты это терпишь?” Я хотел спасти
последнюю ногу. Но бесполезно. Собирались
ампутировать сразу до бедра, но я упросил
сохранить колено. Все же упор: как перелезать с
коляски на кровать и обратно?
Когда оказываешься в коляске, только тогда
понимаешь, какое это счастье – костыли! На
костылях ты пройдешь всюду, ты практически такой
же человек, как и другие. Я к тому, что бизнес –
это постоянный контроль за всем. А в коляске ты
ничего не можешь контролировать. И потому дело
мое развалилось, все разворовали, и я еще остался
должен по каким-то налогам. Пришлось
распродавать имущество и как-то расплачиваться.
А гангрена тем временем ползет от колена и выше.
Последняя нога! Четыре месяца я спал сидя. Когда
лежишь, кровь не поступает в конечность, и она
отмирает. Адские боли. Внутривенно баралгин,
потом реланиум, чтобы уснуть. Утром с
затуманенной головой садился за руль и ехал по
делам. И так четыре месяца. Пока не понял: надо
сдаваться. 7 ноября 1995 года мне сделали высокую
ампутацию левой ноги. С этого дня у меня нет обеих
ног до бедер.
Мир, в котором недоступны самые обычные
вещи
Как ни утешай себя, а коляска – это
резкий переход в другой мир. Рыбы живут в воде,
птицы в небе, звери на суше. Точно так же в разных
мирах живут люди, у которых есть ноги, и люди, у
которых ног нет. У нас нет доступа к тому, что для
других обыкновенно. Ни в кино, ни в учреждение, ни
в гости к другу самостоятельно не попадешь.
Ты должен смириться и отказаться от того, что
тебе когда-то было доступно. Но тогда что тебе
остается в этой жизни? Очень трудно удержаться от
обиды на всех, на судьбу. Можно запить и руки на
себя наложить. Но мир на твои обиды не обращает
внимания, а от водки лишь тяжкое похмелье, из
которого тоже надо выходить. И за что-то браться,
потому что есть-то надо каждый день. И достойную
жизнь жене обеспечивать. Святой женщине.
К тому времени я уже снова был женат. И вышла за
меня замуж не кто-нибудь, а моя медсестра. Уж
она-то знала, что меня ждет ампутация всех
конечностей и полная неподвижность. И все равно
– вышла…
При моей болезни всегда что-нибудь происходит,
пальцы отсыхают… Понадобилась очередная
операция. Обычная, рядовая. Но на пути из
операционной, уже в каталке, вдруг накатило
удушье. Кома. Клиническая смерть. Так я оказался
на том свете: сплошное сияние, ничего не болит,
торжественность, блаженство и покой. И
спрашивает меня Голос… Представьте себе голос
матери, которая кормит грудью своего ребенка и
шепчет ему самые ласковые слова. Вот такая же
доброта и даже больше была в этом голосе: “Тебе
нравится здесь?” Я про себя думаю: чудак, да кому
ж здесь не понравится? Но я же не могу в таком тоне
разговаривать с Ним. И говорю просто: “Да”. Он
спрашивает: “Ты хочешь здесь остаться?” Снова
думаю: чудак, да кто ж не захочет? И собираюсь
ответить: “Да”. Но тут слышу, как мне кричат:
“Дыши! Дыши! Возвращайся!” Сияние стало
меркнуть, меркнуть, сменилось тусклым светом
больницы. И я вернулся.
После этого мною овладело полное безразличие ко
всему. Мне стала неинтересна моя жизнь, мой
бизнес. Я сказал жене: “До тридцати восьми лет я
был здоровым человеком. Потом стал калекой без
ног. Но я не выпал из жизни, я умею и знаю, как
бороться. А дети ничего не знают, их родители тоже
в растерянности. Давай возьмем в дом пятерых
мальчишек с парализованными ногами, я научу их
бороться за полноценную жизнь”. Но жена сказала:
“Я понимаю тебя. Но и ты меня пойми: ты без ног,
они без ног, я с этим не справлюсь, вы же меня в
гроб загоните”. Она, конечно, была права.
Не знаю, связан ли упадок моего бизнеса с моим
настроением или просто так совпало. Бухгалтер
мой сбежал со всеми деньгами. Повисли на мне
огромные долги. Продал я свою мельницу, а денег
мне за нее не выплачивают. Силикатный завод
задолжал мне деньги за сто тысяч штук кирпича и
тоже ни копейки не перечислил. Уж и суд обязал их
все выплатить, а они и в ус не дуют. Правда, за
двадцать тысяч штук кирпича бартером отделались:
взяли на городском молочном заводе масло и
отдали мне. Вот я и продавал его, чтобы деньги
были на жизнь.
Так прошло три года. А потом случилось несчастье.
У моей тещи Александры Федоровны обнаружили рак.
Мы вызвали из Крыма брата жены, Геннадия. Он
приехал со своей женой Любой, поселились у нас.
Этот день, 4 декабря, отпечатался не просто в
памяти, он сохранен на видеопленке. Вечером к нам
пришли давние знакомые, они на другом конце
города живут. Посидели, поговорили. Потом моя
жена и Гена с Любой пошли провожать гостей к
автобусу. А я снимал их на видеокамеру, и, когда
дверь за ними закрылась, на фоне двери на пленке
отпечаталось: 04.12.97.21.45.
Больше я Галю и Гену живыми не видел. На темной,
занесенной снегом улице водитель громадного
джипа не справился с управлением и врезался в них
на полной скорости…
Мое горе – это мое горе. Но горе матери… как она
металась на кладбище между гробом дочки и гробом
сына. Она не знала, чей гроб закрыть первым, от
кого первым отказаться, она не давала закрыть
гробы. А я сижу в коляске за ее спиной между двумя
гробами. Господи, никому не пожелаю ни пережить,
ни увидеть такое.
Прошли поминки. Потом сорок дней. Разъехались
люди. И остались мы вдвоем в огромном пустом доме.
Сижу я за письменным столом в коляске, смотрю в
окно на пасмурный январский день. Вдруг слышу
шорох за спиной. Оборачиваюсь. Стоит Александра
Федоровна, покорная, отрешенная, глаза пустые,
отжившие… И говорит мне: “Шамиль, я все понимаю,
я старая, больная, ты сам без ног, еще я у тебя на
руках. Зачем я тебе? Отдай меня в дом престарелых,
не бойся, я готова там закончить жизнь, я все
понимаю…”
У меня душа перевернулась. Я взял ее за руки и
говорю: “Александра Федоровна, у вас были дочь и
сын, у меня была жена, теперь у вас нет детей, а у
меня нет жены, теперь я вам буду вместо сына и
дочки. И запомните: пока я жив, пусть и без ног, вы
ни в чем не будете нуждаться и будете жить со мной
до самых моих последних дней”.
Я боролся за ее жизнь до конца. Но рак есть рак.
Два месяца лежала она недвижно в постели. И в ночь
на 19 июня, когда стояла жара, она задыхалась – рак
легких, – Александра Федоровна тихо-тихо отошла
у меня на глазах.
“Я представил себя
ребенком-инвалидом...”
Взять в дом несколько мальчишек с
парализованными ногами, научить их жить и
бороться – эта мысль так меня и не оставляла.
Только думал я уже не о домашнем интернате, а о
большом, настоящем, но частном, моем. Решил:
деньги, что выиграл по суду, надо получить и
вложить в этот интернат.
Встретил вскоре бывшего ректора нашего
пединститута. Рассказал о своих планах, он сразу:
“Действуй, пиши программу, мы тебя поддержим”. И
я сел за программу. Ни в одном интернате не был, ни
одной специальной книги не прочел, откуда что
рождалось – не знаю. Я просто представлял себя
ребенком-инвалидом, смотрел на мир его глазами:
как бы я хотел жить, где и как учиться, что бы меня
радовало, к чему бы я стремился.
Человек полноценен, когда он востребован
обществом. А почему не может быть таким же
востребованным инвалид? Да просто потому, что его
нигде и ничему не учат. Вся жизнь дома, в четырех
стенах. С годами он озлобляется, начинает пить,
требовать у матери: “Дай на бутылку!” Она
умоляет: “Сыночек, от пенсии ничего не осталось,
нам еще жить на последние деньги!” А он рычит:
“Да плевал я на такую жизнь! Это, по-твоему, жизнь?
Зачем ты меня родила?! Почему не задушила в
пеленках? Кому я нужен? Дай хоть напьюсь и
забудусь!” И мать сразу сникает.
А ведь у этого парня могла быть вполне достойная
жизнь. Но он вынужден довольствоваться жалкой
подачкой от государства и страдает от своей
униженности, потому что его поставили в такое
положение. Не надо, нельзя, преступно растить
несчастных!
Ребенок-инвалид, с детства обреченный на
одиночество, полностью погружается в свой
внутренний мир, в свои фантазии, очень часто –
мрачные фантазии. У него изменяется характер,
проявляются патологические черты. А надо, чтобы
больные дети учились вместе с обыкновенными
детьми в обыкновенных школах, чтобы они с помощью
взрослых постепенно определили, что для них
реально и достижимо в этой жизни.
В моей программе эти два закона самые главные:
закон компенсации и закон приспособления к
реальностям жизни. Да, дети-инвалиды многого
лишены. Никто из них не станет футболистом,
монтажником-верхолазом. Но скажите, вы очень
страдаете, что вы не прима-балерина? Нет. Потому
что понимаете: вам это не было дано, и вы
реализуете себя в других профессиях. Аналогия не
безупречна, но что-то в ней есть, согласитесь.
Конечно, если мальчишку с парализованными ногами
все время таскать на футбол, в нем разовьется
комплекс неполноценности. А вы отведите его в
стрелковую секцию, в шахматную, мало ли куда! И
тогда он скажет себе и другим: “Да, ты силен в
футболе, а я в стрельбе, в шахматах, в
компьютерах!”
Если ты чего-то лишен от природы или по воле злой
судьбы, не отчаивайся, а максимально используй
то, что тебе дано.
Один мальчишка из нашего интерната, Букейхан
Амиржанов, ложку и ту с трудом доносит до рта.
Писать не может, авторучка прыгает по бумаге. Но
видели бы вы, что он творит за компьютером! Не
просто легко и быстро пишет, излагает свои мысли,
он рисует, у него великолепная компьютерная
графика! Значит, надо максимально развивать то,
что ему дано, на этом базировать его будущее. И
тогда он не останется в стороне от жизни.
Закон компенсации напрямую связан с законом
приспособления к жизни. Важно не только получить
профессию, но еще и возможность реализовать себя
в профессии. А это для инвалида в тысячу раз
сложнее, чем для обычного человека. Значит, наш
будущий выпускник не должен быть прикован к дому.
Значит, надо сделать так, чтобы у каждого
выпускника был пусть старенький, но автомобиль с
ручным управлением. А он потом будет работать и
выплачивать деньги за этот автомобиль. Чтобы
такой же автомобиль, на его деньги купленный,
дожидался сегодняшнего первоклассника. Есть в
этом и смысл, и моральный долг, и еще многое
другое, о чем словами не скажешь, так ведь?
Все это изложил я в своей короткой программе,
взял выписки из решения суда и отправился в
областной департамент образования. Попросил:
дайте какой-нибудь большой дом для интерната, а в
оплату заберите деньги, которые мне причитаются
за мельницу и кирпич.
Пока мои бумаги кочуют по инстанциям, я хожу по
кабинетам, агитирую. Однажды в коридоре
городской администрации встретил начальника
передвижной механизированной колонны. Он
предложил: “Шамиль, купи нашу контору, мы из нее
выселились”. Я говорю: “Да ты что, она же за
городом, у черта на куличках!” А он: “Поезжай,
посмотри, там хорошо, как раз для интерната!”
Я и поехал. Петропавловск наш небольшой, двести
тысяч населения, вообще-то все рядом. С запада
город ограничен рекой Ишим. За Ишимом район
частных домов – Заречье. За ним – еще один
поселок при старом кирпичном заводе. А за
поселком – объездная дорога вроде Московской
кольцевой. И вот там, в березовой роще,
двухэтажное здание. Тихо, спокойно, красиво.
Лучшего места для детей не найти. Запал мне в душу
этот дом в березовой роще!
А начальник ПМК торопит: мол, уже другие
претенденты объявились… Я – опять по кабинетам,
по знакомым бизнесменам. К нашему благочинному,
отцу Сергию обратился. Он меня спрашивает: все ли
ты сделал, что мог? Говорю: вроде бы все. А он: дело
хорошее, и если оно угодно Богу, то все уладится,
состоится. Тогда я не был таким верующим, как
сейчас, даже обиделся на него: помог, называется…
Но со временем, ночами раздумывая, как-то странно
успокоился: если Богу будет угодно…
23 октября 1998 года, в пятницу, пребывал я в горе.
Узнал, что объявился покупатель на здание. С
готовыми деньгами. А у меня ничего нет. Прощай,
мечта!
В таком состоянии и застал меня сын Вадим.
Говорит, что завтра идет на прием к акиму
(губернатору) области Даниалу Ахметову. Ситуация
обычная. Знаменитый спортсмен завершил
спортивную карьеру, и теперь аким будет
разговаривать с ним о дальнейшей жизни, о
государевой службе. Я так и вскинулся! Говорю:
положи акиму на стол мою программу! И меня с собой
возьми!
На следующий день, в субботу, едем в акимат. С
Вадимом договорились: если моя программа
заинтересует акима, если начнет задавать
вопросы, то я тут, рядом. Если нет, то нет. Не помню,
сколько времени я провел в приемной. Открывается
дверь: “Заходите”.
Разговор долгий, горячий, на эмоциях. Аким меня
поддержал, но сказал:
– Шамиль Тауфикович, это не только ваше частное
дело. Проблема государственная, и интернат будет
на государственном бюджете.
Помню, расстроился я. Ну, думаю, сделают постылый
интернат-казарму, оказенится все, а губернатор
между тем вызывает начальников разных служб, и на
трех машинах мы едем в Заречье. Осмотрел аким
здание, окрестности и говорит:
– А ведь такого красивого места, пожалуй, больше
нет! Детям здесь будет хорошо. Решено, Шамиль
Тауфикович, принимай здание!
Так я стал директором. Хотя ни сном ни духом не
помышлял. Думал, что раз интернат решено сделать
государственным, то мне доверят лишь
общественную, консультативную роль. Роль
своеобразного переводчика, проводника между
здоровыми людьми – учителями, воспитателями – и
детьми-инвалидами. Ведь здоровому трудно, почти
невозможно понять, проникнуть в систему бытового
мышления человека с парализованными ногами. А я
побывал в обеих ипостасях.
Вообще-то все получилось правильно. Если я
задумал интернат, то я и должен держать все в
руках. Начиная с реконструкции здания, с
приспособления его под детей-инвалидов, кто
лучше меня знает, каким должен быть дом для нас?
Интернат в березовой роще
Ни проектировщики, ни строители этого не
знали. Ведь наши СНИПы – строительные нормы и
правила – никогда не учитывали такую категорию
людей, как инвалиды. Я сказал, что СНИП здесь –
моя коляска. Вот в расчете на нее и будем строить:
чтобы она везде проходила.
И мы все сделали, как задумали. На втором этаже
жилые комнаты для детей, комната дежурного
воспитателя, большой компьютерный класс… На
первом – просторное фойе, медицинский кабинет,
столовая, кабинеты для сотрудников, огромный
лифт…
Сколько всего пришлось перепробовать, от многого
отказаться. Строители вдруг решили установить на
унитазах какие-то поручни. Тогда я подкатил на
коляске, перелез на унитаз, потом снова на
коляску: “Ребята, зачем здесь поручни?” Мне
возражают: “Ты – взрослый мужик, а они – дети.
Что, если упадут, ушибутся?” Говорю им: “А вы во
всех туалетах города сделаете такие поручни?
Выйдет он из интерната, его позовет в гости
родной брат, а он скажет: не могу, у тебя в туалете
нет поручней. Для чего я их здесь собираю? Чтобы
научить самостоятельности, чтобы они
приспосабливались к жизни, какая она есть”.
С автобусом, на котором дети будут ездить в школу
и из школы, тоже намучились. На заводе хотели все
сиденья убрать и установить крепления отдельно
для каждой коляски. Но тогда в огромный автобус
поместятся только шесть ребятишек. Я попросил
затащить меня с коляской в автобус. Так и этак
примерился. Говорю: все двойные сиденья слева
лучше оставить как есть, а справа надо сделать
одинарные сиденья, тогда коляска по проходу
проедет свободно. Дети въезжают, пересаживаются
на сиденья (самостоятельно!), застегивают ремни
безопасности (сделать!), а сопровождающий
собирает коляски в гармошку и складирует их на
задней площадке. И для выезда не надо никаких
гидроподъемников, как думали специалисты. Просто
перекидной трап, по которому дети будут сами
въезжать и выезжать.
Конструкторы считали, что инвалиды абсолютно
беспомощны. Им и в голову не приходило, что
ребенок в коляске может – и должен! – быть
самостоятельным. Потому что мир не переделать. И
если ты не хочешь остаться в стороне от жизни,
если хочешь полноценно участвовать в жизни –
стисни зубы и приспосабливайся к этому миру.
Время строительства для меня – настоящий
праздник. День-деньской я там пропадал. Однажды в
середине дня заскочил домой, думаю, полежу
немного, отдохну. А в доме тишина после грохота
бетономешалок и отбойных молотков по ушам бьет.
Включил телевизор. Слышу: что-то про
детей-инвалидов рассказывают в передаче
“Охотный ряд”. И все как сговорились – твердят
об уродствах системы, о проблемах… Ведущий
спрашивает: “А что, на ваш взгляд, можно
сделать?” Каково же было мое удивление, когда
участники передачи – выпускники интернатов,
директора, родители, специалисты – стали по
пунктам перечислять положения моей программы!
Слово в слово! Значит, я на верном пути?! Какой тут
отдых! Бегом обратно, как на крыльях, откуда силы
взялись…
Подсобный человек – директор
Вот загадка – как открывался интернат,
как начали приезжать родители с детьми, не помню,
все вылетело из головы. Наверное, это реакция на
то огромное напряжение, в котором я прожил весь
год. Помню только лица родителей. Они смотрели
настороженно и одновременно с надеждой: а вдруг
их детям здесь будет хорошо? И еще помню, как
ошеломлены они были, когда вступали под сияющие
своды нашего дома, ходили по комнатам. На их лицах
явственно читалось: и это наши дети будут жить в
таких условиях?!
С самого начала я знал одно: здесь ничто не должно
связываться с тем унылым образом, который
возникает при одном только слове “интернат”.
Никаких шершавых сине-зеленых панелей, серых
одеял, алюминиевых ложек-мисок, спален-казарм –
ничего подобного и похожего! У нас комнаты на
двоих, с телевизором. У каждой кровати кнопка
вызова дежурного воспитателя. В столовой только
фаянс, фарфор и мельхиор. В фойе – сверкающий
керамический пол, диваны, кресла, пальмы, картины,
эстампы. В коридорах и комнатах отделка по
стандартам евроремонта. В санузлах импортная
сантехника и стерильная чистота. А какой
компьютерный класс!
Я установил правило: не брать ни одного
сотрудника, который работал в интернатах
советского типа. Начнем с чистого листа, с моей
программы.
Приходилось быть жестоким. В первый год принял на
работу и уволил 28 человек! А штат рассчитан на 23.
Воспитатель, педагог – вообще редкий человек, а
нашему интернату особые люди нужны. Думаю, после
двухгодичного отбора все-таки собрал особых
людей, от уборщицы до завуча.
У нас своя иерархия. Главный человек – повар. Их
двое – Вера Николаевна Айдакова и Лариса
Ивановна Камынина. Как в доме – мама ласково
встретит, вкусно накормит, на кухне уютно.
Потом – уборщицы Галина Валентиновна Бесфатер и
Вера Александровна Иванова. Дело не только в том,
что все у нас в доме сверкает и дышит свежестью, а
в том, что они всегда веселые и ласковые. Какой же
это дом, если в нем на тебя кричат? Кто захочет
жить в таком доме? Вот почему уборщица – второй
главный человек в интернате. Что бы ни случилось
– мало ли что бывает в жизни, – у нас они всегда
ласковы с детьми.
Затем – воспитатели. Они и мамы, и старшие сестры,
и подруги, и друзья, с кем всегда можно
поделиться, поговорить. Татьяна Александровна
Коптяева, Елена Николаевна Моисеева и совсем
молодая Оксана Бесфатер, выпускница нашего
пединститута, она в интернате с первого дня.
Вместе со мной училась жить здесь и работать с
детьми. Приходила ко мне, делилась своими
открытиями: “Шамиль Тауфикович, знаете, есть
такое выражение: “Катись!” Здесь это слово
нельзя произносить ни в коем случае! Можно даже
резко сказать ребенку: “Иди! Иди отсюда!” И он не
обидится. Но “катись”...”
Предпоследнее место в интернатской иерархии
занимает незаменимая Анна Тимофеевна
Жульдикова, завуч, которая все организовывает, за
всем следит. А на последнем – директор. Моя
обязанность – обеспечить спокойную работу
повара, уборщицы, воспитателей, завуча. Директор
– человек подсобный.
Танцы на колясках
Школа, где учатся наши дети, расположена рядом с
интернатом, в Заречном поселке. Поселок
полудеревенский, патриархальный, и школа
маленькая, уютная. Мы с директором школы Лидией
Михайловной Масловой начали нашу работу с
консультаций со специалистами, психологами. Ведь
детская жестокость объективно существует,
никуда от нее не денешься. Кто-то толкнет, кто-то
обзовет, кто-то посмеется.
Летом школьные учителя обошли всех родителей.
Потом несколько раз собирали их в школе.
Рассказывали, объясняли, просили, чтобы дома с
детьми своими поговорили.
И вот – первый день в школе. Я дрожу как осиновый
лист. Бледные ходят по коридорам учителя и Лидия
Михайловна. Никаких ЧП!
Второй день, третий… Теперь в коридорах чуть ли
не гонки на колясках устраивают. И хохочут все!
Самая обычная сцена на перемене: какой-нибудь
мальчишка что-то поправляет в коляске,
подкручивает, потом катит ее куда-то или кружит
на месте, а моя девчонка в коляске
смеется-заливается, ей весело, она общается. А
когда отключился лифт, вся школа бросилась
поднимать наших колясочников на второй этаж в
классы. Не надо прятать этих детей, как делалось в
годы советской власти. Пусть здоровые видят, что
есть люди, которым еще тяжелее. И тогда все
поймут: злом ничего не создашь, никого не
победишь.
Трудно найти слова, чтобы деликатно и точно
сформулировать мысль о нравственной,
воспитательной сути такого соседства. Учителя
пришли к выводу, что школьники стали добрее. Они
внимательны не только к своим друзьям из
интерната, они стали добрее, внимательнее друг к
другу. Уже нет в них свойственного подросткам
желания мимоходом показать свое превосходство,
оскорбить, унизить.
Это главный результат, который дает совместное
обучение. Я знаю, что в педагогике до сих пор идут
споры по этому поводу. У нас в стране обучение
было и есть раздельное. Для детей с ограниченными
возможностями создавались школы-интернаты,
закрытые заведения. На Западе же считают, что
раздельное обучение – нарушение прав человека,
ограничение свободы выбора.
По моему глубокому убеждению, интернат – это дом.
А учиться ребенок уходит из дома в школу, в другой
мир. И не случайно мои дети называют друзьями
мальчишек и девчонок из школы. Все по законам
жизни: здесь дом, семья, а друзья – там, на улице, в
классе, в школе…
Конечно, нашим детям было нелегко в новой жизни.
Представьте, до 12–14 лет они сидели дома, мало
кого видели, мало где были. И вдруг попадают в
большой коллектив, к незнакомым взрослым людям.
Чувствовали они себя на первых порах скованно,
боязливо. Не привыкли к тому, что с ними играют,
что-то обсуждают, им что-то поручают. У меня
сердце сжималось, когда я смотрел на них.
Как-то засиделись мы с бухгалтером в его кабинете
допоздна, разбирались с бумагами. Зима, темь,
тишина. Закончив дела, покатил я по коридору к
своему кабинету. Он рядом, чуть в стороне от фойе.
Вдруг слышу какой-то шум. Конечно, испугался: что
там такое? Но в следующую секунду понял, что это
не шум, а музыка.
Подкатываю к выходу в фойе, вглядываюсь.
Полумрак, откуда-то снизу свет, а в этом
полусвете-полумраке двигаются тени. Мои дети –
все двадцать два человека – там, в фойе. Снова я
испугался: что случилось, почему они все здесь,
что их привело сюда? Вглядевшись, понял – они
танцуют! У них дискотека! Представляете
дискотеку: танцы на колясках, на костылях?!
Девочка, у которой голеностоп скован,
позвоночник скован и тазовые суставы
малоподвижны, – она ходит, как балерина, на
цыпочках. Эта девочка в центре круга извивается,
изображает индийский танец! Кто-то сорвал с себя
майку и зафинтилил ее на диван. Дискотека!
Они видели дискотеку по телевизору? Видели! Но
пока они сидели в одиночестве по домам, им это
было недоступно. А теперь, собравшись вместе,
устроили свою дискотеку. Они не стеснялись друг
друга, никто не смотрел, как выглядит другой. Ведь
и на дискотеках здоровых юношей и девушек никто
друг на друга не смотрит, каждый самовыражается в
танце как может. И мои тоже самовыражались!
И тогда я сказал себе: вот оно, я был прав, я
победил, мои дети живут как все! И они будут
нормально жить, многого достигнут, потому что
поймут: им все доступно. Были бы желание и воля.
Наташа
Матери детей-инвалидов часто пишут о мужьях:
“Не выдержал такой жизни и ушел”. Да, мужчины не
выдерживают. И остается мама одна. Понятно, что
она полностью выключается из общественной, да и
из личной жизни. Все время и все силы отдает
ребенку и, как знаем, без особых ощутимых
результатов.
В Казахстане десятки тысяч детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. А в России, где
население 143 миллиона? А в других странах СНГ? И
при каждом из них – мама. Получается, что сотни
тысяч молодых женщин полностью исключены из
трудовой, социальной и зачастую личной жизни!
Кому от этого хорошо?
Когда началась эпопея с интернатом, врачи меня
предупредили: “Тебе нельзя нервничать, у тебя
затруднено передвижение крови по сосудам,
начнутся спазмы. Ты можешь потерять и руки”. Но
разве меня остановить? Потеряю так потеряю. А что
мне остается? Отказаться от главного дела своей
жизни? Зачем тогда жить?!
А гангрена-то к рукам уже подобралась. Еще в
девяносто пятом году начались ампутации пальцев.
И чую, в левой руке боли. Кровь не поступает, рука
ледяная. Два месяца спал сидя. Сажусь в кресло,
гангренозную левую руку кладу между ног, потому
что греть ее можно только живым теплом. Наташа,
жена, собирает одеяло вокруг моей шеи в узелок, и
я ночь сижу сплю в кресле. Я знал, что операция
неминуема, но оттягивал ее в отчаянной надежде: а
вдруг наладится кровообращение, вдруг сохраню
руку. Пока у меня две руки, я и машину вожу, еду,
куда надо, и в коляске передвигаюсь. А с одной –
что? Но жизнь научила меня готовиться ко всему. И
я заранее тренировался. И на коляске, и
раздевался, и одевался, и умывался, в туалете
одной рукой управлялся.
И вот когда мне отрезали левую руку по плечо, я
проснулся от наркоза и чувствую: хочу в туалет.
Первый вопрос к самому себе: “Я еще человек или
уже не человек?” Пока сам могу ходить в туалет –
все нормально. И я покатил в туалет. А самого
страх охватил. Одно дело тренироваться, когда в
критический момент ты можешь выставить вторую
руку и опереться на нее, другое – когда руки нет.
Голова после наркоза кружится, если упаду, швы
разойдутся. Было, было желание позвать на помощь.
Хотя бы в первый раз. Но упрямый же, сказал себе:
“Стоп! Или ты сейчас себя победишь и будешь
самостоятельным, или будешь всегда кого-то
звать”. Перелез на унитаз, потом снова на
коляску. Все, я герой!
Только швы сняли – сразу в интернат, а мне там
говорят: звонили, ждут в городской администрации.
Развернулся – и туда. Ни одного дня на больничном
не был. Потом ухитрился с одной рукой даже на
машине ездить. Надо как-нибудь снять это на
видеокамеру: без двух ног и без руки человек
машину ведет…
Наш интернат на краю поселка, который возник при
кирпичном заводе. Завод закрылся, люди остались
без дела. И многие просились в интернат на работу.
Но нам ведь нужны люди других профессий:
педагоги, врачи, повара. И вот однажды приходит ко
мне молодая женщина и говорит, что она
дипломированный повар. Я стал расспрашивать, что
да как. Мужа нет, живет с матерью, держат
хозяйство, но денег не хватает, потому что два
сына учатся в техникуме и за них надо платить. То
есть человек сразу виден: все делает и живет для
детей. Понял, что годится для нас. Стала она у нас
работать поваром. И еще я у них покупал молоко для
себя. Понятно, разговаривали о том о сем. И как-то
она говорит: вы сейчас домой едете, как вы там
один, не помочь ли в чем? Раз приехала, два, и так
вот сложились у нас уже другие отношения.
Наташа стала женой человека без двух ног и без
одной руки. Что взвалила на свои плечи!
Наташа мне и секретарь, и помощник, и шофер –
специально выучилась водить машину. Помогает мне
умыться, одеться, пуговицы застегивает, потому
что у меня на руке три с половиной пальца
остались. И так изо дня в день. Да еще умудряется
убедить меня, что я просто человек, а не объект
помощи. Как она справляется?
В интернате на общественных началах Наташа
помогает вести программу домоводства. Мы купили
в Омске инкубаторы. Наташа прочитала кучу
специальной литературы по птицеводству, и сейчас
у нас в подвале целое хозяйство. И все цветы,
которые вокруг интерната, тоже она посадила. У
Наташи особый талант: в ее руках все оживает и
расцветает.
Мне – пятьдесят три, ей – тридцать семь. Молодая,
красивая. Могла она встретить здорового,
крепкого мужчину? Могла. Но она выбрала меня. Мне
неловко говорить, но надо, раз уж взялся. Многие
инвалиды замыкаются в себе, боятся любых встреч,
уверены, что они никому не нужны и никто на них не
посмотрит. Не надо прятаться от жизни. Если есть
любовь, она все преодолеет.
Каждому выпускнику – автомобиль
В этом году, спустя пять с лишним лет, мои
должники наконец-то исполнили решение суда! Мне
перечислили деньги за проданную когда-то
мельницу и силикатный кирпич. На что их
потратить?
Мысль, что интернат есть, а вот с
профессиональным образованием мы что-то не
продумали, мучила постоянно. Да, открыли
компьютерный класс, но ведь все не могут стать
компьютерщиками-программистами. Приглянулся мне
соседний участок, бывший рыбопитомник. Огромная
территория, большой гараж, жилой дом комнат на
десять, производственное помещение, во дворе
стоят пять или шесть грузовиков, столько же
больших катеров. Прямо к участку пруд примыкает.
Там когда-то рыбу разводили. Сейчас, конечно, все
заброшено, разрушено.
А почему бы нам не завести рыбное хозяйство в
своем пруду? Мальчишки с девчонками на досуге
рыбачили бы на собственной базе отдыха. В
производственных помещениях можно открыть
учебные мастерские, наладить профессиональную
учебу. В общем, когда нынешней зимой пришли
деньги по суду, я выкупил этот комплекс. Вместе с
грузовиками и катерами. И уже закупил швейное
оборудование и для ремонта сложной бытовой и
радиотехники. Уж эти-то две профессии мои ребята
точно получат. Мы не имеем права готовить будущих
безработных.
Конечно, сплетен было много. Некоторые даже
пальцем у виска крутили. Мол, личные деньги
грохнул черт знает на что. Но мне эти разговоры
помогли. Ведь суета сплошная, то и дело что-нибудь
да упустишь. Производственно-учебный комплекс,
который я задумал создать, принадлежит мне.
Частная, так сказать, собственность. А если
завтра, не дай Бог, со мной что-нибудь случится?
Начнутся заморочки с правом наследования.
Вовремя спохватился. Вызвал юристов, дал задание
оформить комплекс в вечное пользование
интерната под руководством попечительского
совета.
Обобщая опыт, я пришел к мысли: надо создавать
объединения, куда войдут интернат, обыкновенная
школа, профессионально-техническая школа и
что-то вроде детского сада. Ведь очень многое
закладывается в раннем детстве. Один неприятный
повод, лишний год в изоляции – и ребенок может
замкнуться, возненавидеть весь мир.
Для наших детей, как ни для кого, важна ранняя
профессиональная ориентация. Из интерната
выпускник должен уйти со специальностью. И с
ключами от автомобиля (опять я про автомобиль:
символ свободы!), пусть не нового, старенького, но
добротно отремонтированного. И тогда я ему скажу
на прощание: “Вот тебе автомобиль, а вот ребенок,
который пришел в первый класс. За одиннадцать лет
ты должен заработать на такой же автомобиль для
него”.
С трибуны международной конференции я обратился
к правительству Казахстана с предложением
создать детскую деревню для детей-сирот с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. У
моих-то есть отцы-матери, бабушки-дедушки,
которые в них души не чают. А детдомовские
обездолены десятикратно. Мы обязаны открыть этим
детям будущее.
Президент Казахстана отметил работу нашего
интерната, а обо мне сказал очень высокие слова.
Но я не могу их повторить – неудобно. Зато скажу о
другом: после похвалы президента общественные и
государственные структуры сразу обратили
внимание на детей-инвалидов. Решено даже создать
такие интернаты в каждой области. Это
замечательно. Но надо ли торопиться?
Поспешностью можно загубить хорошее дело. Ведь
директорами там будут здоровые люди. Повторюсь:
они не знают и не могут знать особенностей жизни,
быта, настроений и чувств детей-инвалидов. А
таких проводников между двумя мирами, как я, мало.
Может, для начала на базе нашего интерната
организовать научно-методический центр? У
педагогов из разных городов и стран накоплен
немалый опыт. Вот у нас работает волонтер из
американского Корпуса мира. Техасский парень
Брайан Тодд – специалист по развитию движения
конечностей. Он поразительные вещи делает!
Ребенок, который двенадцать лет сидел в коляске,
через два месяца занятий, опираясь на ладони
Брайана, впервые зашагал! Другой наш мальчик с
трудом мог держать ложку: так руки тряслись.
Сейчас он стойку держит на руках!
Опыт показал: и детский церебральный паралич, и
другие нарушения опорно-двигательного аппарата
в той или иной степени исправляются, лечатся. Но
для этого нужны непрерывные занятия, изо дня в
день, из года в год. У родителей в домашних
условиях нет таких возможностей.
Сколько в мире опытных, знающих людей, таких, как
Брайан Тодд и Валентин Дикуль! Сколько педагогов
и родителей, которые владеют бесценной
информацией, выстраданным опытом. Собрать,
объединить, обобщить их опыт, разработать
скрупулезную методику и применить здесь. Создать
некую модель, по которой и в других городах
заработают подобные интернаты.
…Я не ставлю свечки в церкви, не хожу в мечеть. Но
я человек верующий. Правда, мои отношения с Богом
часто утилитарные. У директора интерната нет
нерабочих часов и выходных дней. К вечеру я чуть
не в обморок падаю от усталости. И тогда говорю:
“Господи, ты видишь, какой я. Не за себя прошу –
за детей. Ведь если я уйду, что с ними будет? Дай
мне время укрепить мое дело. Дай мне сил,
Господи”. И Он дает. Утром я просыпаюсь вполне
бодрым.
Но вот опять ноет последняя рука. Как жить без
рук?
Надо смотреть жестокой реальности в глаза. Рано
или поздно это случится. Так что готовлюсь
обходиться без обеих рук. Думаю, что придумать.
Узнал, что есть коляски, которыми управляют
зубами. Ничего, мы вдвоем с Наташей справимся, не
сдадимся.
А вообще-то готовлюсь и к смерти. Не то чтобы я
настроился недолго жить, просто в моем положении
отчетливо понимаешь, что человек собой не
располагает. Все может случиться. Надеюсь, что
сделал в этой жизни что-то угодное Богу.
А может, я еще долго проживу, хорошо бы. Нельзя мне
сейчас умирать. Нужно еще республиканский центр
для сирот-инвалидов создать и
профессионально-техническую школу.
Человек верующий, я всегда говорю: “На все воля
Божия”. И я спокоен, потому что вверил себя
Господу. Но как бы то ни было и что бы то ни было, а
в реальной жизни надо делать все, что можешь, и не
предаваться безнадежности, не впадать в тяжкий
грех уныния. Потому что, как бы то ни было и что бы
то ни было, еще не вечер, еще не вечер…
Петропавловск – Москва
ПИСЬМА ДИРЕКТОРУ
Алена родилась недоношенной. В шесть
месяцев нам сказали: детский церебральный
паралич, ребенок ходить не будет, лучше от него
откажитесь, вы молодая, еще родите здорового
ребенка. Но у нас даже мыслей таких не было. Отца у
Алены нет, живем мы с бабушкой и дедушкой, они в
ней души не чают.
Началось лечение: массаж, уколы, таблетки. На свой
страх и риск без направления поехала в Ленинград.
Мир не без добрых людей, оставили там мою дочку,
курс лечения – восемь месяцев. После этого
перерыв в четыре месяца и – операция. Затем
планировался еще один восьмимесячный курс
лечения, но… Советский Союз развалился.
Ленинград оказался в другой стране, лечиться
теперь там можно только за деньги...
В школу Алена ходить не могла, а надомное
обучение – сплошная формальность. Когда придут
учителя, когда не придут. У них такое отношение:
зачем больной девочке учиться, все равно нигде
работать не будет, читать-писать умеет – и ладно.
А дочка очень хотела учиться, много читала и
переживала, что к ней так относятся.
Жили мы, затворясь в четырех стенах. Книги,
телевизор, бабушка и дедушка, кругом деревня вся
в снегах или в грязи – вот и весь мир Алены. А
девочка развитая, живая, всем интересуется. И
только в интернате она поняла, что такое жить в
обществе и вообще на земле! Господи… Здоровья и
счастья вам всем! Больше у меня слов нет.
Татьяна Александровна Смирнова
Матерью я стала поздно, в 36 лет. Роды
были трудные, ребенок шел ножками, его
выдавливали простынями. В общем, вывих бедер и
разрыв связки стопы.
На ножки она встала поздно, в один год и три
месяца. И все время жаловалась на боли. Врачи
успокаивали: обычное плоскостопие, делайте
массаж. А я же вижу, что ножки у ребенка больные.
Нашла бабку-костоправшу. Она выправила Свете
бедра и коленки. А со связками на стопе не
справилась, тут нужна операция, которую делают
только в Омске. Там сказали, что необходима
операция в два или три этапа и за деньги, потому
что Омск – это не Казахстан. Первую операцию
сделали, сшили связки. Полгода Света провела в
гипсе. А на вторую и третью операции у меня денег
уже не было…
Муж умер, когда Светочке был годик. Я одна с двумя
дочками. Уходила работать в ночь. А они вдвоем в
доме. Старшая дочь, Лида, всю жизнь отдала Свете.
Другие девушки на вечера ходят, с парнями гуляют,
а Лида… Ей сейчас двадцать три года, а она как
старуха, у нее вся голова седая.
Потому я говорю: этот интернат – счастье! И Лида
моя теперь пошла работать, может быть, устроит
свою жизнь, ей же всего двадцать три. И главное –
Света здесь счастлива. Она стала совсем другим
человеком, у нее появился интерес к жизни, она
строит какие-то планы на будущее! Не чувствует
себя изгоем, здесь они все на равных. Она смеется,
на пианино учится играть.
А до интерната во дворе дети кричали ей: “Ты
уродка!” Она плачет, я плачу вдвойне. А что в
школе было?! Я привожу ее, оставляю возле школы,
так оттуда выбегают гады такие и костыли
выбивают! Я уж учить ее стала: “Света, не давай
себя в обиду, бей их костылями!” А эта школа, 13-я,
где учатся наши интернатские, особенная. Я таких
детей еще не видела! Я ведь ходила туда, смотрела.
Как только подходит автобус с интернатскими, тут
же выбегают поселковые ребятишки. Кто коляску
катит, кто под руки поддерживает, помогают
раздеться. И все весело, со смехом, с шутками.
Галина Федоровна Гердер
Забеспокоились мы, когда Амантай в
положенное время не смог встать на ноги. Врачи
деревенские сказали: ничего, в свой срок пойдет.
Тогда мы повезли его в город, а там поставили
диагноз – ДЦП. И предложили тут же положить на
лечение.
На беду свою разговорилась я там с матерями. Одна
из них мне сказала: “Не соглашайтесь! Видите,
моего ребенка довели уколами до того, что у него
ноги ниже колен окончательно атрофировались,
болтаются, как плети!” Я увидела этого мальчика в
коридоре, и меня охватил ужас, я отказалась от
лечения в больнице.
И начались мои странствия по знахарям и
знахаркам. Как услышу про целителей, так собираю
по родственникам деньги. Спасибо, не отказывали:
ведь муж нас бросил, не выдержал такой жизни.
Сын начал ходить. Криво, косо, вихляясь. Часто
падал, плакал, и я ночами плакала и молилась. Со
временем у него стали заметны нарушения в речи.
Моя жизнь превратилась в ад. Поедом ем сама себя.
Я виновата, зачем послушалась случайную
знакомую? Отдай я сына сразу в больницу, может,
сейчас он был бы здоровым?
Но и мне улыбнулась судьба. Вот уже год мой
Амантай в интернате. Совсем другой человек! Был
постоянно мрачный, молчаливый, раздражительный,
ни с кем не разговаривал… А сейчас весь светится.
Когда приезжает на каникулы домой, только и
делает, что рассказывает о своей новой жизни. А
когда все расскажет, начинает скучать, рвется в
интернат, к друзьям. Если б вы знали, как мне от
этого радостно! В жизни сына появился свет,
будущее.
Клара Акжановна Жумагулова
За помощь в работе над повестью
“Победитель” автор сердечно благодарит Альфию
Муфтееву, Валентину Попову, Геннадия Алибекова,
Тимура Азизляра, Анатолия Кузнецова, Александра
Яремчука.
Фото Альфии Муфтеевой
и Натальи Шакшакбаевой
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|